Памятники архитектуры - Мстера
Мстерский Богоявленский Монастырь
Первое упоминание о мужском монастыре в слободе Мстёра относится к 1628—1629 годам. В 1628 году в слободе существовало два монастыря: мужской во имя Богоявления Господня, а рядом - женский во имя Иоана Милостливого. Время возникновения монастырей пока неизвестно. На их территории первоначально располагались деревянные церкви. Со временем слобода расширялась, и облик ее изменялся. На смену деревянной застройке пришли каменные сооружения. В 1683 году князья Ромодановские обратились за разрешением к суздальскому митрополиту Иллариону построить новую церковь. В храмоизданной грамоте суздальского митрополита отмечалось: " И обещались они (братья Ромодановские) построить новую каменную церковь во имя Богоявления один престол на старом церковном месте..." Строительство Богоявленского храма было завершено в 1687 году. Позже в храме была устроена усыпальница князей Ромодановских.
Зодчие, опираясь на богатый опыт древних горододельцев, унаследовали некоторые приёмы древнерусской архитектуры и создали простыми средствами неповторимый и на редкость удачный по пропорциям образ. Много кровли, ярусы арочных поясов, карнизы придают объему легкость, а венчающие его главки — изящность и живость силуэта. Западный вход подчеркнут стройной колоннадой, северный и южный — овальными, сферическими формами.
В северо-западной части монастыря расположена тёплая каменная церковь во имя Владимирской иконы Божьей Матери.
Точное время её создания неизвестно. Основание церкви можно отнести к ХV — ХVI векам по признакам архитектурных элементов, а также по устройству каменной кладки, которая состоит из крупных кирпичей и стен с толстыми дубовыми связями.
Церковь по размерам небольшая с четырёхскатной кровлей. Главка имеет луковичную форму, покрыта черепицей зелёного цвета. Гармоничное сочетание простых по форме объёмов, предельно скромное использование декоративных элементов на фасадах сооружения подтверждает мнение, что в памятнике использованы древние традиции русского зодчества. Это позволяет отнести Владимирскую церковь к разряду уникальных архитектурных сооружений.
В архитектурный ансамбль монастыря входит колокольня, расположенная по оси западного входа в Богоявленский храм. Первоначально она была шатровой (время построения неизвестно). В середине ХIХ века на её месте воздвигнута новая, которая сохранилась до наших дней. Колокольня представляет собой вытянутый вверх четырёхгранный столб с едва заметным переходом ярусов и членится крупными арками, что придает ей строгость и лёгкость. Венчающая часть состоит из купола и взметнувшегося над ним высокого шпиля. Внизу устроены главные ворота, По обе стороны от ворот располагаются пристройки с небольшими башенками и высокими шпилями, которые дополнительно обогащают силуэт колокольни. Приёмы композиции, использованные при её строительстве, встречаются довольно редко и представляют большую ценность.
Архитектурную композицию завершает каменная монастырская ограда, украшенная башенками. В юго-восточной части ограды устроены ещё одни ворота — водяные, через них осуществлялась связь с рекой Мстёркой.
В 1764 году монастыри были упразднены и церкви стали приходскими.
Особую страницу в истории монастырского ансамбля открывает ХIХ век, когда при Богоявленском храме 14 октября 1864 года по инициативе И, А. Голышева было создано Богоявленское православное братство. «Владимирские губернские ведомости», а также «Владимирские епархиальные ведомости» на своих страницах регулярно информируют о деятельности братства:
1) «25 мая 1869 года заложен придел к тёплому храму во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского», там же читаем, что «придел заложен на средства вязниковского купца первой гильдии мануфактур-советника Осипа Осиповича Сенькова»
2) «6 ноября (1887 г.) в честь 200-летия освящения Богоявленского храма устроена часовня». и др. В ХIХ веке монастырю уделяется особое внимание: возводятся новые постройки, составляется и публикуется подробное описание. Монастырь являлся центром духовной жизни мстерян, а так же культурным центром
В ХХ веке, после Октябрьской революции, резко изменилось отношение к церкви и религии. Печальна судьба Богоявленского монастыря. Его главный храм и Владимирская церковь были закрыты В 1923 году Богоявленский храм превращён в музей церковной старины В 1928 году музей получил статус краеведческого, с колокольни сняли колокола, закрыли кладбище. 7 мая 1929 года вскрыты гробницы Ромодановских. Владимирская церковь являлась подсобным помещением музея, лишь в 1945 году по просьбе мстерян было возобновлено богослужение. Краеведческий музей закрыли в 1954 году, а ценные экспонаты пополнили фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 1959 году опустевшее здание сдано в аренду Мстёрскому сельпо под склад муки и 40 лет служило хранилищем
Столетиями мстеряне создавали и берегли свою святыню. Красота храма, звон колоколов наполнили души людей радостью, любовью, доброй верой в будущее. Поколениям ХХ века хватило лишь нескольких десятилетий, чтоб превратить жемчужину Мстёры в руины.
Начавшаяся в 80-е годы перестройка постепенно меняла сознание людей. По решению Мстёрского поселкового Совета в 1989 году монастырь возвращён епархии.
24 сентября 1999 года в день празднования памяти преподобного Силуана Афонского по благословению Архиепископа Евлогия благочинному Гороховецкого монастыря иеромонаху Илие было дано послушание на открытие Богоявленского монастыря. 1 ноября прихожанам объявлено о начале его функционирования.
В начале оформилась община из 4 насельников, которые ютились в арендованном частном доме на улице Дзержинского. Только к апрелю 2000 года братия перешла на жительство в стены монастыря.
Позднее специалистами из Москвы установлены колокола 1 большой и 5 малых. Первый удар в большой колокол был сделан жертвователем на звонницу Владимиром Бычковым и настоятелем монастыря игуменом Илиёй 15 апреля 2001г
Летом 2001 года успешно прошла реставрация часовни. Художники Мстёры - Андрей Георгиевич Грачев, Пётр Фёдорович Заец и Владимир Анатольевич Лебедев оформили стены и потолок сюжетами, посвящёнными жизненному пути и деяниям Александра Невского. 12 сентября 2002 года состоялось торжественное открытие часовни. На службу прибыл Архиепископ Евлогий
В настоящее время в храмах ведутся богослужения.
Свято Казанский скит
Свято - Казанский скит находится в селе Акинъшино - Богордское которое расположено в Вязниковском районе, в 5 километрах от поселка Мстера на юго-запад, на левом берегу речки Тара...
Старинные акты гласят, что Мстёра и село Акиньшино принадлежали к имениям князей Ромодановских и местность называлась пустошью "Алатырь, Теренинское селище"; что записано в выписке из книг Суздальского уезда письма и меры Михаила Трусова да дьяка Фёдора Витова 136 (1628)год.
В 1666 году от Ромодановских земли перешли к княгине Ульяне Ивановне Одоевской, а в 1779 году на ризах местных икон встречается первое упоминание о князьях Куракиных. Екатерина Дмитриевна Куракина лично посещала Акиньшино в 1812 году, ища спасение от Французов. От Екатерины Дмитриевны село перешло к ее племяннику Д.П. Приклонскому. Он жертвовал богатые вклады Казанскому храму, который стоял в центре села, и открыл при нем в 1843 году народное училище, называемое Дмитриевской школой, Казанский храм был не только религиозным, но и культурно-образовательным центром села Акиньшино. Священнослужители лечили души прихожан, а также обучали их чтению, письму и счёту. Заботились о неимущих; сиротах, принимали паломников.
Народ тянулся в этот благословенный край. Приходили не только больные душой, но и телом, получая здесь исцеление. Приход храма Пресвятой Богородицы Казанской включал 9 поселений.
Трагедия храма произошла в 1932 году, были сброшены колокола, насильно закрыли храм, и замерла на долгие годы благословенная душа этого села. В 2001 году на этой земле, овеянной древними традициями и легендами, открывается Свято-Казанский скит Богоявленского монастыря. Церковь оплот духовности русского народа, была и остаётся им навсегда.
Источник Свято Казанского скита в селе Акиньшино-Богородское.
У подножия холма, на верху которого стоит храм Пресвятой Богородицы Казанской, что на левом берегу реки Тара, бьют холодные ключи. Тысячу лет люди ходят сюда утолить жажду и излечить свой недуг, читая молитву Пресвятой Богородицы. Давно было замечено, что Акиньшинская Святая купель возвращала силу и здоровье.
С древности сохранились предания, передаваемые из уст в уста, среди местного населения о загадочном белом камне — Алатырь, что находится в фундаменте храма, да исцеляющем источнике. Вода источника уникальна, богата минералами, чиста, холодна и считается святой испокон века.
Ходят легенды, что источник посещал и совершал омовение Святой Преподобный Михаил Верижник, который прославился своими духовными подвигами ещё в первой половине 14 века. Да и в прошлом и нынешнем веке немало удивительных историй о выздоровлении в водах источника паломников и воинов защитников Отечества оставила людская память.
Сотни людей сегодня едут со всей России, чтобы поклониться святым местам, совершить омовение в святой воде.
Сейчас на месте села Акиньшино остался храм Богородицы Казанской да Свято Казанский скит. Находится Святое место в 5 км. от посёлка Мстёра, известного на весь мир своей иконописью, а ныне лаковой миниатюрой. Обитателями скита возведены жилые постройки, кельи, ведётся реставрация храма, восстановлен Святой источник и купель для совершения обрядов. Святые источники уникальны и представляют большое чудо, а религиозные обители не только душа народа, но и здоровье этих душ. О чём свидетельствует ежегодное увеличение паломников в Крещение и омовение свято
|