МОНАСТЫРЬ НА ОКРАИНЕ, У «УБОГИХ ДОМОВ».
Благовещенский семибратский монастырь был основан в 1641 году. Об открытии монастыря посадские люди во главе со старостой Вязниковской слободы Иваном Мухиным « били челом» самому государю. Выслушав челобитную, Михаил Федорович милостиво указал отвести под обитель место на окраине слободы у «убогих домов». Получив монаршее согласие, монахи с помощью своей паствы наскоро срубили небольшую церковь, поставили по соседству с ней кельи и оградили крепким тыном свои владения. Участок находился на берегу речки Выдерки, у подножия горы Венец, там, где сейчас спина к спине стоят обветшавший Благовещенский храм и построенный в годы Советской власти техникум льняной промышленности. В те далекие времена поблизости от монастыря приютились покосившиеся срубы убогих домов, в которые клали тела умерших бездомных людей и самоубийц.
После окончания первоочередных работ последовали слезные прошения братии Благовещенского монастыря «государю – батюшке» о пожаловании им угодий. В результате в 1649 году богатое рыбой озеро Юхры с истоком Юхорцем отписывается монастырю, а на следующий год приходит долгожданная царская грамота об отдаче монахам огородов при речке Выдерке. К концу века монастырская братия обладает уже достаточными материальными средствами, чтобы начать в 1682 году строительство двухэтажного каменного храма с колокольней и галереей.
Этот комплекс, оконченный в 1683 году, очень любопытен. В нем отразилась борьба двух художественных концепций — середины ХVII века, с ее безудержным стремлением к узорочью, и конца века, с тенденциями к геометрически строгой регулярности.
Живописность и симметрия сосуществуют в этом памятнике, они уживаются и придают ему особое своеобразие. Асимметричная композиция всего комплекса с колокольней на северной стороне, галереей на западной и сильно выдвинутыми на восток апсидами уравновешивается спокойным объемом храма.
Под каменными сводами Благовещенского монастыря в Вязниках хранились свитки, грамоты, расходные записи, акты, челобитные. В железных сундуках, строго по описи, береглись сгустки человеческой мысли. Богословские трактаты лежали вперемежку с мирскими книгами. Там были Патерик Печерский (1661) и Требник (1680), Жезл Правления (1667) и Часослов (1688), а также многие другие книги.
Представление об этих рукописных богатствах можно составить на основании Синодика Благовещенского монастыря 1679 года, выставленного в витрине Вязниковского краеведческого музея.
Крестовоздвиженская церковь
Когда в 1778 году Вязники стали городом, то границы его стали быстро расти. Старое кладбище уже не могло служить новому городу, поэтому перед городской властью встал вопрос о его расширении. Было принять решение: расширить его территорию, построить новую каменную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а на востоке Вязников, за рвом, выделить место для нового кладбища и церкви при нем. В 1794 году, на средства вязниковского купца Василия Иустиановича Водовозова и прихожан Троицкой церкви был возведен новый храм. Вокруг храма появилось и кладбище. Новая церковь была освящена в честь Воздвижения Креста Господня. Троицкая церковь для службы выделяла Крестовоздвиженскому храму двух священников, дьякона и двух псаломщиков, для отпевания покойников. Все время Крестовоздвиженская церковь была приписана к Троицкой церкви, была несамостоятельной. Но когда после войны встал вопрос об открытии в Вязниках храма для службы, была выбрана именно Крестовоздвиженская церковь. Крестовоздвиженский храм, руководимый протоиреем отцом Владимиром стал одним из заметных храмов на Владимирщине
|