Иконописание во Мстере .
В настоящее время в России наибольшую известность получили четыре традиционных центра миниатюрной лаковой живописи на папье – маше : Федоскино , Палех , Мстера , Холуй.
Особое место занимает Мстера благодаря своей , может быть , наиболее древней истории и живописной традиции. Расположенная на правом крутом берегу Клязьмы , Мстера принадлежит к древнейшим поселениям Владимирского края .
В 12 веке , во времена славянской колонизации , пришедшие сюда князь с дружиной в сопровождении священника поставили на берегу реки Мстеры христианский храм , привезли с собой византийские иконы. Но прошло не одно столетие , прежде чем стал складываться оригинальный мстерский иконописный стиль.
Особое значение для мстерского иконописания имели традиции византийского искусства , преемниками которого выступали в первую очередь владимиро – суздальские иконописцы. Мстера , стоящая поодаль от городов , разрушенных татарами , стала правоприемницей богатейшей «княжеской» культуры.
Иконописание возникло в Богоявленском мужском монастыре в 17 веке . и к середине 18 века распространилась в Богоявленской слободе Мстера , став одним из основных занятий ее мужского населения. Постепенно из небольших семейных производств выросли достаточно крупные мастерские с числом наемных иконописцев до 30 человек . Наиболее известными были мастерские С.А. Суслова , И.П. Догадина и В.А. Шитова. Иконописный стиль Богоявленской слободы 18 – 19 веков определялся запросами старообрядцев , стремившихся к сохранению древнерусской иконописной традиции : образцовой считалась иконопись древнего Новгорода , Москвы 16 века и Русского Севера – так называемые «северные (поморские) письма».
К началу 19 века иконы мастеров Богоявленской слободы продавались по всей территории России , а также в других православных странах – Румынии , Сербии , Болгарии.
Большую роль в развитии искусства мстерских иконописцев сыграл ученый , просветитель и общественный деятель Иван Алексендрович Голышев , выходец из крепостных крестьян Богоявленской слободы. В конце 1850 , начале 1860 – х гг. он открыл в селе Барское – Татарово , близ Мстеры , сельскую литографию , где печатал лубочные картинки , печатные рисунки и т.д. Однако главным делом его жизни было изучение истории древнего мстерского иконописного промысла , достигшего к середине 19 века своего наивысшего расцвета.
Большую роль в развитии иконописания во Мстере сыграли старообрядцы. Объединенные общей приверженностью к старому вероисповеданию ,нежелавшие смириться с укрощением задач духовного созидания , очищения и совершенстволвания личности , старообрядцы во многом определили характер мстерской иконописи.
Презентация "Искусство Мстеры"
|