Мстерская вышивка.
Мстерская вышивка, традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахи женского монастыря Иоанна Милостливого, украшавшие золотым и серебряным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала – хоругви, плащаницы, воздухи.
В 1923 году в Мстере была организована артель художественной вышивки ( строчевышивальная фабрика ) . До середины 1930 – х гг. изделия мстерских вышивалищиц в основном шли на экспорт.
Вышивание – старейший и распространенный вид декоративно – прикладного искусства. Раскопки древних захоронений и поселений , свидетельства летописцев позволяют утверждать , что искусство вышивания было знакомо людям далекого прошлого. Вышивка украшала одежду человека и предметов домашнего обихода. Вышиванием занимались почти исключительно женщины. Для матери и хозяйки это был наиболее доступный вид прикладного искусства , в котором воплощались ее эстетические потребности , жажда творческой деятельности. Как художники кистью , так вышивальщицы иглой создают уникальные произведения с неповторимой гаммой цветов. Даже в крестьянской косынке, платке, блузе или рубахе из простого холста с незамысловатым , но удивительно выразительным орнаментом обнаруживается талант мастерицы. Умение вышивать переходило от старших к младшим. Так мастерство передавалось из поколения в поколение.
Существует большое разнообразие вышивки. Это белая и цветная гладь , ручная вышивка , машинная , сочетание машинной и ручной вышивки , аппликация и т.д.
При этом используется большое количество швов и стежков , такие как : гладь , мережки , строчевая и филейная вышивки и т.д.
В далеком прошлом вышивкой занимались женщины – мстерянки : в крестьянских избах , в барских светлицах и монастырях , позднее в дворянских усадьбах. Большинство старинных вышивок выполнялось на холстах , т.к. холст был основным видом ткачества тех времен. Позднее изделия вышивались и на хлопчатобумажных тканях и по шелку.
Для вышивания необходима ткань , нитки , иглы , ножницы, пяльцы. Ткань выбирали в зависимости от назначения изделия. Это мог быть шелк , холст , маркизет , полотно , батист, и т.д. Нитки выбирали по толщине , в зависимости от ткани и рисунка , от техники выполнения вышивки.
До 1917 года во Мстере жили исключительно кустари , которые работали по найму у зажиточной части купечества , в том числе и вышивальщицы. И только после революции 1917 года были организованы пункты по приему вышитых изделий. А в 1923 году во Мстере была организована строчевышивальная артель им. Н.К. Крупской , которая объединила всех вышивальщиц. В последствии она была преобразована в фабрику.
Вышивка белой гладью.
В середине 19 века в Мстере сложился местный тип вышивки белой гладью с миниатюрными растительными узорами по тонким белым хлопчатобумажным тканям – маркизету и батисту. Изысканные гирлянды и букеты украшали постельное и столовое белье, портьеры, женскую и детскую одежду. Сложной техникой мстерской белой глади владели большинство жительниц села, а традиционное для монастырского шитья высокое качество сделало их продукцию очень популярной на российском рунке.
Время наибольшего расцвета промысла приходится на конец 19 – начало 20 века. Изделия мастериц вывозились на продажу в Петербург, Москву, другие города России и за границу. Часто изделия выполнялись непосредственно по заказу Петербурга и Москвы.
После Великой Октябрьской революции, в 1923 году, в Мстере бала организована строчевышивальная артель имени Н.К.Крупской, преобразованная в1961 году в фабрику.
На протяжении 20 –х начала 30 –х годов в художественно-стилевом плане в вышивке белой гладью мало что изменилось. В основном продолжали бытовать рисунки , перешедшие по наследству от начала 20 века. С середины 30-х годов в творчестве художников и мастеров вышивки начинается новый этап, подготовивший расцвет этого замечательного вида искусства в конце 40-х – 50-х годах.
На фоне общих больших достижений Мстеры в деле создания изделий с вышивкой белой гладью огорчает ограниченность их ассортимента по сравнению с 50-60 – ми годами, когда в массовой продукции фабрики мы видели разнообразие накидок на подушки, детских простынок, занавесок, блузок и т.д. В настоящее время в массовой продукции выпускаются преимущественно одни блузки.
Если от определенных видов изделий ,как, например, ночные сорочки и комбинации, предприятию пришлось отказаться из-за моды на трикотаж, выпускаемый легкой промышленностью, а от накидок на подушки из-за изменений происшедших в декоративном оформлении интерьера, то исчезновение остальных видов изделий с вышивкой белой гладью из современного ассортимента трудно объяснить. Кроме того , возможны поиски новых видов и декоративных изделий, и предметов одежды, отвечающих требованиям современного развития прикладного искусства,
и творческому коллективу фабрики необходимо активизировать свою работу по созданию разнообразного ассортимента изделий с вышивкой белой гладью.
Владимирский шов.
После многочисленных экспериментов и поисков по использованию наследия владимирских швов , со второй половины 40 – х годов эта вышивка завоевывает себе прочное место в ассортименте изделий Мстерской вышивальной фабрики имени Н.К Крупской .
По характеру своего растительного орнамента вышивка владимирским швом во многом близка мстерской белой глади. Но техника выполнения узоров в ней несколько иная. Отличается она от белой глади и своей броской декоративностью.
Владимирские швы исполняются так называемыми верхошвами. Внешне владимирский шов похож на гладь: тон тоже плотно покрывает собой поверхность ткани, однако нитки тут проходят лишь по ее поверхности, зацепляя по линии контура мотива 2-3 нитки и возвращаясь обратно.
Владимирские швы выполняются толстыми нитками, стежки ложатся по форме цветка или листка , как бы лепя их форму. Границы мотивов приобретают своеобразную пушистость, что придает вышивке особую живописность .
Яркий красный цвет вышивок оживляется небольшими вкраплениями синего, желтого, зеленого цветов.
К концу 70 – х годов создается много подарочных декоративных полотенец и столешников с крупным растительным орнаментом дополненным фигурами птиц. На конце декоративных изделий вырастают могучие цветущие кусты. Их «стерегут» фантастические птицы.
В этом крупном плотном орнаменте чувствуется ассоциативная связь с природой, но здесь мы уже не найдем такого прямого сходства с мотивами растительного мира , с определенными породами птиц, как в вышивках владимирским швом 50 – х годов. Пластическая выразительность орнамента, его пламенем горящая расцветка, передают ощущение праздничной приподнятости, ощущение радости, вечной молодости и цветения. В этом плане развивается в 60-70 годы творчество Н.М. Котковой , начавшей работать на мстерской вышивальной фабрике имени Н.К. Крупской художником в 50 – х годах. В своем творчестве Н.М. Коткова не ограничивается только традиционными для Мстеры мотивами растительного орнамента в сопровождении птиц, а пробует решать также и сюжетные произведения.
Сюжетная линия развития мстерской вышивки как белой глади, так и владимирского шва , достигает своего наивысшего развития в работах Т.М. Дмитриевой-Шульпиной. Диапазон творчества заслуженного художника РСФСР Т.М. Дмитриевой-Шульпиной, наиболее талантливого и самобытного художника мстерской вышивки, чрезвычайно широк и разнообразен. Она создала множество рисунков как для вышивки белой гладью , так и для владимирского шва .
Презентация "Мстерская вышивка"
|