Мстерская лаковая миниатюра
После Октябрьской революции 1917 года религия подверглась гонению, и производство икон во Мстере было закрыто. С распадом иконописного промысла многие мастера оказались в крайней нужде и разъехались по соседним городам и селам в поисках работы.
Лишь в 1931 году несколько художников, “люди, отобранные жизнью”, как их называли современники, - Н.П. Клыков, А.И. Брягин, А.Ф. Котягин, И.А. Серебряков, ЕВ. Юрин, А.М. Меркурьев и В.И. Совин - создали артель “Пролетарское искусство”, которая от производства расписных ковриков постепенно перешла к изготовлению лаковых миниатюр на изделиях из папье-маше. Примером им в значительной степени послужили палешане, освоившие уже к этому времени технику лаковой миниатюры на папье-маше с применением темперных красок, в отличие от Федоскино, работавшего маслом.
Опыты с лаковой росписью на папье-маше первым начал выдающийся мастер, бывший иконописец, Н.П. Клыков (1861- 1944). “Он нашу землю мстерскую понял и поднял”, - говорили о нем его земляки. Ему же предстояло сделать первые шаги в создании живописного стиля Мстеры, стиля, в основу которого легла «иконописность» изображения и условность живописной манеры. Живопись Мстеры носит реалистический характер и отличается особым пониманием живописного пространства. В нем черное выступает как цвет, а не как фон в палехской миниатюре. Черная краска используется за рамками живописного поля. Ею окрашивают обычно все изделие, на нее кладут золотистый орнамент, обегающий всестороны и донышко, а фоны предстают сверкающими голубыми, розовыми, золотыми и оранжевыми красками, подчеркивая декоративность изображения.
Излюбленный колорит Мстеры теплый, с преобладанием золотисто- охристых и багряных оттенков.
Одна из особенностей живописи Мстеры - ковровость - плотное, ритмическое чередование цветовых пятен. В ней, как и во многих других работах
важную роль играет пейзаж. Часто в него вводятся условные формы древнерусской живописи - горки с лещадками, фантастические деревья, травы и цветы. Природа становится одушевленной, участвует в событиях, раскрывая их содержание.
Для многих современных художников Мстеры характерно углубление реалистического восприятия. В то же время в живописных решениях уживаются рядом фантастические и реалистические черты пейзажа и архитектуры. Декоративно-орнаментальная тема в миниатюре Мстеры была раскрыта художником Е. Юриным, основавшим целое направление. Оно получило название “юринский орнамент”. В совершенстве владея техникой росписи твореным золотом, мастер создал удивительной красоты композиции из стилизованных растительных орнаментов, букетов, цветов и фруктов.
Неистощимая фантазия присутствует во всех его работах, сохраняющих единство орнаментального строя. Юринский стиль и в настоящее время имеет последователей среди молодых художников.
Народные сказки и былины, литературные произведения, героические темы, славные страницы отечественной истории, повседневная жизнь и труд находят свое отражение в работах мстерских мастеров. Художественная миниатюра Мстеры тесно связана с искусством лаковой живописи других центров, с его основными направлениями. Однако на протяжении всей жизни промысла она сохраняет свою неповторимость и особый язык художественных средств. В творческой проникновенности, достоинстве и совершенстве – залог ее дальнейшего успешного развития.
|