Музей
Деревянного зодчества и Дом
купца Лихонина.
Музей
Деревянного зодчества.
Музей
деревянного зодчества раскинулся на правом высоком берегу
реки Каменки. В старину на этом месте стоял Дмитриевский
монастырь, основанный в XI в. монахом Киево-Печерской лавры
Ефремом. Ансамбль музея под открытым небом составили привезенные
сюда из разных мест Владимирской области наиболее интересные
деревянные постройки XVIII-XIX в.в. Здесь есть церкви, жилые
дома, колодец, хозяйственные постройки - целое село, для
Владимирской губернии XIX в. Начало музею положила Пребраженская
церковь 1756 г. из села Козлятьева Кольчугинского
района. Потом к ней добавили Воскресенскую церковь 1776
г. с колокольней из села Потакино Камешковского района.
Образовался ансамбль, характерный для Суздаля - две церкви
(летная и зимняя) с колокольней. Строили церкви из сосны,
не применяя железных гвоздей. Купола покрывали серебристым
осиновым лемехом. Единственный инструмент, которым пользовались
крестьяне, был топор. Им не только рубили деревья, но выполняли
самую затейливую и мелкую резьбу. Не зря раньше говорили,
что крестьянин топором может даже часы починить.
Жилые
дома 19 в. дают нам представление о жизни разных слоев крестьянства
в России после реформы 1861 г. Образцом крестьянского дома
среднерусской полосы служит изба крестьянина-середняка из
села Илькино Меленковского района. Это крепкий дом на подклете
с высокой тесовой двускатной крышей. Фасад украшен старинной
"глухой" резьбой.
Дом имеет обычную для XIX в. планировку: изба - сени - клеть.
В избе /теплой части дома/ стоит большая русская печь. Она
служит для отопления дома, приготовления пищи, служила кроватью
и даже баней. Вдоль стен протянулись лавки, основной предмет
мебели в крестьянском доме.
Днем и вечером на лавках сидели, женщины ткали и пряли при
свете лучины, а ночью на них можно было спать. Дети спали
на полатях. В переднем правом углу - иконы. Это красный
угол, место хозяина и почетных гостей. За большим столом
поместится вся многочисленная семья. Клеть (холодное помещение)
использовалась как дополнительная комната летом. Комнаты
разделяют сени. Во дворе под крышей хранился различный сельскохозяйственный
инвентарь.
Глубокие изменения в экономике и укладе крестьянской жизни
сказались в архитектуре и внутреннем убранстве двухэтажного
дома середины XIX в. из деревни Лог. При одинаковой планировке
дома сильно отличаются. На фасаде появился карниз городского
типа. В доме стоит кровать, посудный шкаф, вместо лучины
яркая лампа - молния, швейная машинка - все это говорит
о достатке и благополучии. В нижнем этаже оборудована ткацкая
светелка с тремя ткацкими станами.
Картину
крестьянского быта дополняют хозяйственные постройки: ветряные
мельницы из села Мошок Судогодского района, овин для сушки
снопов, "ступальный" колодец XIX в. из села Кольцово
Селивановского района, с большим ступенчатым колесом, которое
надо было вращать ногами.
Памятники Музея деревянного зодчества обогатили силуэт города,
вернули ему утраченные страницы богатой архитектурной летописи.
Уже традицией стали в музее праздники народных ремесел.
В этот день съезжаются умельцы, воочию можно наблюдать резьбу
и роспись по дереву, изготовление глиняных игрушек, можно
попробовать покосить траву или посидеть за ткацким станком.
Дом
купца Лихонина.
В
Суздале очень много архитектурных памятников, каждый из
них имеет свою историю, таит в себе много интересного, стоит
лишь внимательнее присмотреться. Дом купца Лихонина начала
18 века принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику.
Но это не простой отреставрированный дом, это своеобразная
музейная гостиница. Дом стоит в стороне от туристических
маршрутов, в тихом Лихонином закоулке (сейчас улица Слободская).
Дом купца Лихонина расположен в очень живописном месте.
Отсюда открывается великолепный вид: изрезанный берег реки
Каменки весь как на ладони, отсюда виден Спасский монастырь,
белоснежные станы Покровского, чуть поодаль – Александровский,
а сзади Ризоположенский.
Высокую тесовую крышу дома купца Лихонина видно еще издали.
Это двухэтажный дом с каменным низом и бревенчатым верхом.
Дом очень практичен и продуман, несмотря на то, что строился
в два подхода, крепкие ворота, высокий забор, вымощенный
дворик, надворное строение. В отличие от средневековых усадеб,
дом выходит фасадом в три окошка на улицу, а в глубине остается
усадьба.
Дом купца Лихонина – образец купечества, редкий, а потому
особенно ценный памятник архитектуры. Внутри дома расположен
музей-гостиница. Обстановка здесь расскажет многое о купеческом
быте, традициях.
|