Кидекша.
На
восточной окраине Суздаля, на высоком берегу Нерли расположилось
древнее село Кидекша. Кидекша – место удивительное. Оно
сохранилось, как поселение со второго тысячелетия до нашей
эры, там были обнаружены стоянки древних людей. Потом там
появились финно-угорские поселения. Возможно, само название
Кидекши, как и название Суздаль связано с финно-уграми.
На финском наречии, на наречии языка меря, Кидекша – это
каменистый рукав, каменистый приток. То есть, это второе
дославянское название Каменки. Каменка – главная река Суздаля,
небольшая и неглубокая, но всегда полноводная благодаря
особой хитрой системе ее наполнения. Она всегда использовалась
как торговый путь. А более крупная река, Нерль, протекает
чуть дальше, на берег ее мы, конечно, выйдем, она связывала
Суздаль водным путем с Ростовскими землями, с Владимиром,
Москвой. Эти реки являлись достаточно оживленными артериями,
не только летом, но и зимой по ним ходили торговые караваны.
Однако, кроме торговых караванов, по этим рекам перемещались
и вражеские полчища. На окрестности Суздаля еще
с конца XI, в начале XII века несколько раз нападали волжские
булгары. И вообще, крепость, резиденция князя Юрия Долгорукого
в XII веке, служила как бы форпостом на подступах к Суздалю.
Отсюда предупреждали горожан о приближении врага, так что
было возможно предусмотреть оборону. Несколько раз волжские
булгары, врывавшиеся сюда, терпели поражение от суздальских
ратей. От крепости Кидекши ничего не осталось, и практически
ничего – от самих валов. Они находились на территории современных
огородов и были перепаханы. Но сохранилась белокаменная
церковь св. Бориса и Глеба, и более того, если бы в XIX
веке проводились более тщательные исследования этого места,
то, может быть, открытий было бы больше. Ведь упоминается,
что в XIX веке рядом с церковью св. Бориса и Глеба были
обнаружены остатки мрамора. Мрамора не в современном понимании
– были обнаружены белые камни. Эти остатки белокаменных
строений относились к дворцу князя Юрия Долгорукого. Князь
не просто так здесь основал свою резиденцию. Место было
очень удобно для обороны. Здесь слияние рек – Каменка впадает
в Нерль. А еще на этом месте, раньше, во времена Мономаха
воздвигалась другая
каменная постройка. Остатки
плинфенных строений были обнаружены археологами. Возможно,
и Мономах в начале XII века строил на этом месте храм. Существующий
храм построен на месте легендарном, относится оно к личностям
Бориса Ростовского и Глеба, брата его. В честь этих мучеников,
первых русских святых, был освящен и престол храма. По легенде,
они встречались здесь незадолго до своей гибели. Так что
это место было освящено поистине историческими личностями.
Белокаменный храм в Кидекше считается одним из самых древних
белокаменных построек здесь, на северо-востоке. Этухрамовую
постройку можно считать началом белокаменного зодчества
на северо-востоке. И именно со времен Юрия Долгорукого
начинается белокаменное строительство, но, пользуясь дружбой
с Волынскими князьями, он первоначально приглашает мастеров
с Волыни. С запада они приходили сюда и учили местных мастеров,
как строить из белого камня. Борисоглебская церковь производит
сильное впечатление суровой простотой: от нее так и веет
русским средневековьем княжеских усобиц, насупленным молчанием
неприступной крепости, богатырской статью. Кубический объем
с массивными выступами апсид сложен из отлично тесанных
блоков белого камня, ясная конструкция почти лишена резного
декора.
Нет еще ни пояса колонок, ни стенных рельефов - только робкая
аркатура, узкий поребрик да простые профили чуть углубленного
портала. Мастерство дружины, принявшей, очевидно, местных
новичков, еще не было совершенным. Впоследствии рухнул верх
и в XVII в. перестроен под четырехскатную кровлю с крошечной
главкой. С XIV в. был здесь мужской монастырек. Он существовал
как действующий монастырь до XVIII века. Несколько раз он
разорялся, а храм Бориса и Глеба пострадал во время нашествия
Батыя. Его полчища шли с южной и юго-восточной стороны к
Суздалю и переправлялись через Нерль, и, конечно, разорили
все села на своем пути, в том числе и Кидекшу. Все деревянные
строения сгорели ,
храм тоже горел. Его восточная сторона обрушилась после
пожара, мощные белокаменные своды и мощная белокаменная
глава раздавили часть стен. Их, конечно, восстановили, немного
изменив форму храма. Из почти правильного куба он превратился
в такой немного усеченный, уменьшенный прямоугольник. Ну
а верх восстанавливался позже и перестраивался даже из кирпича
в XVIII веке. Сохранились остатки позакомарных покрытий,
полукружие как раз видно хорошо. И сохранились остатки окон,
древних щелевидных окон сделанных, как бойницы. В аркасолиях
под хорами находятся погребения сына одного из сыновей Юрия
Долгорукого - Бориса Юрьевича, его жены Марии, и их дочери.
Живопись: церковь была расписана через тридцать-сорок лет
после постройки
(1180-90). Фрагменты живописи сохранились: в аркасолиях
под хорами (изображения
жены Юрия Долгорукого, византийской принцессы, и Св. Марии,
патронессы княгини Марии, погребенной в этом аркасолии)
, на хорах (изображения сада - рая), на южной (фигуры двух
всадников, возможно, волхвов или Бориса и Глеба, святые
Флор и Лавр) и северной (орнаменты) стене рядом с новым
иконостасом.
С XVIII в. на месте монастыря находился сельский приход,
и в пару к древнему холодному храму поставлена теплая «клетская»
Стефаниевская церковь 1780 г. А перед ними - шатровая колокольня
с арочным пролетом святых ворот, вокруг - каменная оградка
с другими воротцами.
Далее
Кремль.
|