ПЕРСОНАЛИИ.
Аксенова
Алиса Ивановна -генеральный
директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат
Государственных Премий, лауреат премии Президента России,
почетный гражданин Владимира, Владимирской области, почетный
гражданин Суздаля, автор многих музейных проектов... С
1960 года Алиса Ивановна - бессменный руководитель Государственного
Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Одного из первых
в стране. Под ее руководством скромный краеведческий музей
превратился в музейную империю, известную в России, известную
в мире.
По воле случая Алиса Аксенова возглавила музей в 28 лет.
Случай для советской действительности поистине феноменальный!
Любопытно, что в дальнейшем Алисе Ивановне много раз предлагали
более престижные и беззаботные должности, но она неизменно
отказывалась. В своей автобиографической книге "История.
Музей. Судьба" Аксенова объясняет это одной лаконичной
фразой: "Случайное назначение - и навсегда".
И это притом что первые впечатления от музея были самыми
тягостными. Экспозиционные помещения еле отапливались,
на бивнях мамонта сушилось белье, пахло щами... В Золотых
воротах жили семьи, в Троицкой церкви размещалось фондохранилище,
которое
отапливалось с помощью дров, Рождественский монастырь
занимало КГБ, в Спасо-Евфимиевом располагалась колония
для несовершеннолетних преступниц, в Покровском - инвалидный
дом. "Я всегда повторяю, что принадлежу к поколению,
возможно, немного зомбированному, но очень искренне верившему
в дело, - признается Алиса Ивановна теперь, почти пять
десятилетий спустя. - Так уж мы были воспитаны. И если
уж брались за какое-то дело, то всегда доводили его до
конца". Наверное, именно эта внутренняя твердая позиция,
безграничная ответственность и сознательность не позволили
Аксеновой отказаться от вверенного ей учреждения культуры.
О ней говорят: «Профессионал высочайшего уровня и просто
сильная женщина...» Аксенова вспоминает: «Были бессонные
ночи, были слезы, откровенные, горькие - но никогда не
сдавалась». Испытанием на прочность стала перестройка.
Критический момент: «Рушится все, нет денег, нет туристов,
и казалось, надежды тоже нет...» Выжили. Под ее руководством
хрупкое суденышко постепенно превратилось в огромный корабль,
который Аксенова уверенно провела через подводные рифы
советской действительности и финансовые мели перестроечного
периода. Сегодня во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике
ежегодно открываются новые экспозиции, формируются новые
туристические маршруты.
Святитель
Арсений, архиепископ Суздальский (1550 - 1625)
родился в Греции в 1 половине XVI века. В городе Элассоне
Фессалийском он был поставлен архиепископом. В 1587 году
владыка Арсений прибыл по благословению Константинопольского
патриарха во Львов, где 2 года преподавал уроки в училище
Львовского братства.
Когда благочестивый царь Федор Иванович пожелал возвести
митрополию всея Руси на высоту патриаршества, в Москву
прибыл Константинопольский патриарх Иеремея. Среди лиц,
сопровождавших патриарха был и архиепископ Арсений. С
того времени святитель Арсений остался в Москве при Архангельском
соборе Кремля, где совершал поминовение «по царским родителям»
и именовался «архангельским». 24 июля 1612 года с запада
в столицу вошли передовые отряды Пожарского, а в августе
подошли и главные силы. Обстановка в Москве была сложная.
В Кремле засел сильно истощенный польский гарнизон, но
на выручку к нему спешила свежая рать гетмана Яна Ходкевича.
Утром 22 августа польская конница переправилась через
Москву-реку. Пожарский атаковал первым. Три дня бои шли
с переменным успехом. В итоге этих боев Ходкевич не смог
прорвать кольцо осады и отступил. В Кремле начался страшный
голод. Когда поляки захватили Москву и взяли Кремль, архиепископ
Арсений попал в плен. Его заточили в темнице, где он томился
полтора года. От тяготы плена, голода и лишений святитель
жестоко разболелся. В этот момент Арсению по легенде было
дано откровение : «Арсений, - сказал святителю чудотворец
Сергий Радонжский, - ваши и наши молитвы услышаны: предстательством
Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость,
и завтра же Москва будет в руках России, и Россия будет
спасена». После видения преподобный Сергий даровал страдальцу
исцеление от тяжкого недуга. 22 октября был взят Китай-город.
Через три дня великий заступник земли Русской преподобный
Сергий снова явился святителю Арсению и сказал ему: «Встань
и иди в сретение православному воинству: молитвами Пресвятой
Богородицы Господь очистил царствующий град от врагов».
На следующее утро Кремль был освобожден от поляков. В
первый воскресный день после освобождения русская рать,
предводимая князем Пожарским, и жители Москвы совершили
крестный ход к Лобному месту. Впереди шло духовенство
с чудотворной Казанской иконой Богоматери, хоругвями и
крестами. Возглявлял духовенство архимандрид Троице-Сергиевой
лавры преподобный Дионисий. Навстречу крестному ходу из
Флоровских ворот Кремля вышло духовенство во главе со
святителем Арсением. Святитель держал в руках чудотворную
Владимирскую икону Пресвятой Богородицы, которую он сохранил
от поруганий поляков, находясь в плену.
Некоторое время Совет всей земли продолжал править, а
затем в начале следующего, 1613года, собрался Земский
собор, избравший 21 февраля на царство Михаила Федоровича
Романова. Пожарский был возведен в сан боярина, а Минин
– в звание думного дворянина. Минин скончался в 1616 году.
Пожарский погребен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом
монастыре города Суздаля.
Известно, что 2 мая 1613 года архиепископ Арсений с московским
духовенством встречал царя Михаила Федоровича Романова
и его мать инокиню Марфу и сопровождал их в Архангельский
собор на поклонение царским гробницам. В том же году святитель
Арсений был возведен на Суздальскую кафедру. Как архипастырь
он был преданным и верным своему долгу до самоотвержения,
редким любителем благолепия Божиих храмов и щедрым благотворителем.
При жизни святитель Арсений пользовался всеобщим почитанием.
Московские цари оказывали ему свое благоволение и покровительство.
Народ видел в святителе невинного страдальца в смутную
годину и усердного молитвенника. Блаженный архипастырь
перенес из столицы в Суздаль честные мощи своего предшественника
по Суздальской кафедре святителя Герасима, преставившегося
в Москве в 1612 году, и положил их в кафедральном Богородице-
Рождественском соборе под спудом.
Варганов
Алексей Дмитриевич (26.09.1905—22.02.1977)
— искусствовед, архитектор-реставратор,
музейный деятель. В 1930 А.Д. Варганов закончил в Ленинграде
Высшие государственные курсы искусствоведения и приехал
в Суздаль для работы в музее. В 1931 А.Д. Варганов становится
директором Суздальского музея и начинает заниматься исследованием
памятников архитектуры города, защитой их от разрушения,
а также комплектацией музейной коллекции. В 1934 вместе
с Н.Н. Ворониным начинает археологическое обследование
города. Варганов занимается историей строительства и архитектурой
Рождественского собора Суздальского кремля. В 1934 он
обнаружил в стене западного притвора древнюю лестницу
на хоры, а в 1938 — домонгольские фрески XIII века с изображением
старцев. В подклете Покровского собора Покровского монастыря
Варганов раскопал гробницу сына великой княгини Соломонии
Сабуровой. В 1945—1950 Варганов также инспектор памятников
архитектуры Суздаля. Одновременно — руководитель реставрационных
работ Суздальского реставрационного участка. Под его руководством
в 1954—1964 проведена реставрация Рождественского собора
и других памятников Суздальского кремля. С 1961 — главный
архитектор Владимирской научно–реставрационной мастерской.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957), почетный гражданин
Суздаля (1974). Награжден медалью «За доблестный труд»
(1969). Умер А. Д. Варганов в Суздале 22 февраля 1977
г.
Виноградов,
Дмитрий Иванович(1720(?) — 1758)
— изобретатель русского фарфора. Учился
в Славяно-греко-латинской академии в Москве. В 1736, вместе
с М. В. Ломоносовым и Р. Райзером, был послан за границу,
где изучал химию, металлургию и горное дело. По возвращении
из-за границы Виноградов в 1744 был направлен на учрежденную
правительством "порцелиновую мануфактуру" (ныне
Гос. фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова). В. приступил
к работе, не имея никаких данных о технологии производства
(методы производства китайского и саксонского фарфора
держались тогда в секрете). После долгих и упорных трудов
Виноградов в 1752 получил первые вполне удовлетворительные
образцы фарфора, изготовленного из отечественного сырья.
Свои опыты Виноградов изложил в рукописи, озаглавленной
"Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной
в России при Санкт-Петербурге делается купно с показанием
всех к тому принадлежащих работ". В этой рукописи
Виноградов дал определение, что такое фарфор, сообщил
"о материи, из которой порцелин составляется",
"о красках и малевании" и пр. Технологич. записи
Виноградова представляют большой интерес; в них говорится
также о конструкции горнов для обжига фарфоровых изделий,
об изготовлении капсюлей, о режиме обжига и пр. Подробных
данных о составе шихты для изготовления фарфора, предложенной
Виноградовым, не сохранилось.
Евфросиния
Суздальская (1212-1250).
Дочь Черниговского князя Михаила, в миру
носила имя Феодулии. В Суздале должно было состояться
ее бракосочетание с князем Феодором Ярославичем, братом
Александра Невского, но жених скончался в день свадьбы,
а Феодулия осталась в Ризположенском монастыре и приняла
постриг. Несмотря на то, что она не занимала видных должностей
в монастыре, своими подвигами, подвижнической жизнью и
даром исцеления Евфросиния возвысила значение монастыря,
так что сюда стали приезжать паломники из других городов.
По преданию, когда войска хана Батыя разорили Суздаль,
только Ризположенский монастырь остался цел благодаря
молитвам Евфросинии. После смерти игуменьи она взяла на
себя духовное руководство обителью. После кончины ее мощи
хранились в соборной церкви Ризположенского монастыря,
а в 1929г. были переданы в музей.
Св.
Евфимий, первый игумен Спасо-Евфимиева монастыря (1316
- 1404).
Родился в Нижнем Новгороде, принял постриг
в Нижегородском Печерском монастыре, а в 1352г. по требованию
князя Бориса Константиновича переехал в Суздаль, где должен
был надзирать за строительством новой Преображенской церкви.
За время жизни в Суздале был сперва иеродиаконом, потом
иеромонахом, а по завершении строительства ограды и келий
произведен был во архимандриты нового Спасского монастыря.
После кончины в 1405г., в возрасте 78 лет, был погребен
в монастыре. Его мощи были найдены спустя 100 лет, при
строительстве новой каменной Спасской церкви. Над местом
его погребения сейчас находится придел (перестроенный
из Спасской церкви) Преображенского собора. Игумен Евфимий
был канонизирован в XVI веке. Его мощи хранятся в Спасо-Евфимиевом
монастыре.
Митрополит
Илларион (умер в 1707 г.)
Святитель
Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский (в миру Иоанн),
родился 13 ноября 1631 г. в семье нижегородского священника
Анании. Отец его, славившийся благочестием и большой начитанностью,
был одним из трех кандидатов на патриарший престол, избиравшихся
вместе с будущим Патриархом Никоном (1652 - 1658). Иоанн
был пострижен в монашество в 1653 г. В 1655 г. он стал
основателем и строителем Флорищевой пустыни недалеко от
г. Гороховца. Уединившись в Флорищеву пустынь, Иларион
сделался известным Никону , к которому он примкнул в деле
исправления книг. Слава о его подвижничестве привлекла
Феодора Алексеевича; он дважды посетил пустынь, приказал
построить в ней церковь и назначил Илариона архиепископом
суздальским. При венчании второго брака царя Иларион получил
белый клобук и сан митрополита. Умер в декабре 1707 г.;
погребен в суздальском соборе.
Дмитрий
Михайлович Пожарский (1.11.1578-20.04.1642), принадлежал
к знатному, но обедневшему роду стародубских князей. Во
время опричной опалы Ивана Грозного пять князей Пожарских
отправились тогда в ссылку. Среди них был и Федор Пожарский,
дед Дмитрия Михайловича. И хотя впоследствии деда реабилитировали,
вотчины его были разорены, а по службе он не поднялся
дальше скромного чина дворянского головы. Свои дни дед
Пожарского закончил монахом Троице-Сергиева монастыря.
Сын его Михаил и вовсе не сумел сделать военной карьеры.
Он был женат на Марии, урожденной Берсеневой-Беклемишевой,
внучке знаменитого Ивана Берсеня, друга писателя Максима
Грека. За смелое обличение в беззаконии Василия III и
защиту духовного просвещения Берсень был обезглавлен на
льду Москвы-реки. Это был дед по матери нашего героя,
ибо от брака Михаила и Марии в ноябре 1578 года и появился
на свет Дмитрий Пожарский. Он рано потерял отца, когда
ему было всего 9 лет. Вместе с младшим братом и старшей
сестрой он воспитывался в родовой вотчине Мугрееве. Как
старший сын, он унаследовал все отцовские имения, когда
женился на Прасковье Варфоломеевне, тем самым став совершеннолетним
по тогдашним представлениям. В 1553 году 15-летний Пожарский
был вызван на дворянский смотр и начал государеву службу,
став стряпчим. Стряпчие жили для царских услуг по полгода
в столице, а остальное время могли проводить у себя в
деревнях. Куда бы ни шел государь: в Думу, в церковь,
на войну, его должны сопровождать стряпчие. Этот чин сыновья
знатных бояр получали в 15 лет и носили недолго. Дмитрий
оставался стряпчим и за 20. Сначала он исполнял свои обязанности
при дворе Федора Ивановича, а затем, по его смерти, у
Бориса Годунова. Военная служба Пожарского началась в
1604-1605 года, во время войны с Лжедмитрием. Пожарский
оставался верен Годуновым до последнего. Он не покинул
лагерь «земского» законного государя Федора Борисовича,
даже, когда торжество самозванца стало для всех очевидно.
Но после того, как правительственная армия была распущена
и воцарился Отрепьев, князю Дмитрию Михайловичу не оставалось
ничего другого, как вернуться к придворным обязанностям.
При Лжедмитрии I он был стольником. В обязанности его
входило потчевать на торжественных приемах послов яствами
и напитками. От интриг во дворце он уклонялся и в заговоре
против самозванца не участвовал. Во время борьбы с Тушинским
вором, осенью 1608 года Пожарский с небольшим отрядом
ратных людей был послан в Коломну, которую дважды пытались
захватить «литовские люди». Коломенский воевода Иван Пушкин
встретил Пожарского холодно. Князь Дмитрий Михайлович
мог рассчитывать только на свои силы. Тем не менее он
не стал ждать неприятеля за крепостными стенами, а выступил
на встречу ему и на голову разбил в селе Высоцком, в 30
верстах от Коломны. В следующем, 1609 году, Дмитрий Пожарский
был послан против казачьего атамана Салькова, настиг его
на Владимирской дороге и разгромил его в упорном многочасовом
бою. Отряд Салькова перестал существовать, а сам атаман
пришел к царю с повинной. Шуйский заметил, наконец, молодого
энергичного воеводу. Заслуги Дмитрия Михайловича были
отмечены пожалованием от казны села Нижний Ландех с 20
деревнями, 7 починками и 12 пустошами. Вотчина эта находилась
в Суздальском уезде. В 1610 году Шуйский отправил Пожарского
воеводой Зарайска, крепости к югу от Коломны, на границе
московских и рязанских земель. Город прикрывал Москву
от вторжения крымских татар и правительство, опасаясь
их нападения, послало туда воеводой прекрасно зарекомендовавшего
себя Пожарского. Он приступил к своим обязанностям в феврале
1610 года.
Во время семибоярщины, после заключения
правительством договора 17 августа 1610 года, Пожарский
первое время разделял мирные иллюзии части русских в отношении
польского короля и надежды на успокоение Смуты под властью
Владислава. Он привел к присяге королевичу жителей Зарайска.
Но вскоре стало ясно, что мирный договор 1610 года поляками
не выполняется. Тогда Пожарский принял активнейшее участие
в национально-освободительном движении. Центром движения
стала Рязань В мгновении ока сформировался земский лагерь.
Первое ополчение двинулось к Москве. 19 марта Пожарский
был на Сретенке (улица города Москвы), в своих хоромах,
и, когда зазвонили в колокола, бросился со своими людьми
в стоявшую неподалеку Стрелецкую слободу. Собрав стрельцов
и посадских людей, он дал бой наемникам, показавшимся
на Сретенке возле Введенской церкви. Солдаты Гонсевкого
с факелами в руках стали поджигать город.
Разгоревшийся пожар помог сломить сопротивление
москвичей на Кулишках и у тверских ворот. Но на Лубянке,
где находился князь Пожарский, у поджигателей ничего не
вышло. Пожарский непрерывно атаковал неприятелей и не
давал им и носа высунуть из-за крепостной стены. Но силы
были неравны во время боя Пожарский был ранен в голову.
Едва живого, его вынесли с поля боя и переправили в Троице-Сергиев
монастырь, а оттуда – в родовое поместье на реке Лух (Суздальский
уезд). Там он лечился от ран.
Осенью 1611 года новое ополчение стало
собираться в Нижнем Новгороде. Оставалось найти предводителя.
События Смуты показали, что лучше полагаться на известных
самим горожанам людей. Кузьма Минин посадский староста
Нижнего без колебания назвал имя князя Пожарского. Тот
находился на лечении в селе Мугрееве. Ранение в голову
привело к эпилепсии. Несколько раз посылали нижегородцы
послов к князю, но тот отказывался возглавить войско,
ссылаясь на болезнь. Тогда Минин лично явился в Мугреево
уговаривать князя. Они быстро нашли общий язык. Стали
собирать рать. Под стяг Пожарского кроме посадских людей
встали смоленские, вяземские и доргобужские стрельцы местного
гарнизона и других городов. В Великий пост, 23 февраля
1612 года, второе ополчение выступило из Нижнего Новгорода.
По дороге к Ярославлю пришла весть о том, что казаки Заруцкого
под Москвой «целовали крест» Лжедмитрию III. Немедленно
Минин и Пожарский обратились к городам с грамотой, доказывая
его самозванство. Между первым и вторым ополчениями возникло
противостояние, грозящее перерасти в вооружённый конфликт.
Предводителям первого ополчения стало ясно, что провинция
не поддерживает Лжедмитрия III. В июне 1612 года казаки
первого ополчения сложили с себя присягу самозванцу.
24 июля 1612 года с запада в столицу вошли передовые отряды
Пожарского, а в августе подошли и главные силы. Обстановка
в Москве была сложная. В Кремле засел сильно истощенный
польский гарнизон, но на выручку к нему спешила свежая
рать гетмана Яна Ходкевича. Утром 22 августа польская
конница переправилась через Москву-реку. Пожарский атаковал
первым. Три дня бои шли с переменным успехом. В итоге
этих боев Ходкевич не смог прорвать кольцо осады и отступил.
В Кремле начался страшный голод. 22 октября был взят Китай-город.
Через четыре дня Кремль был освобожден от поляков.
Некоторое время Совет всей земли продолжал
править, а затем в начале следующего, 1613года, собрался
Земский собор, избравший 21 февраля на царство Михаила
Федоровича Романова. Пожарский был возведен в сан боярина,
а Минин – в звание думного дворянина. Минин скончался
в 1616 году. Пожарский погребен в родовой усыпальнице
в Спасо-Евфимиевом монастыре города Суздаля.
Седова
Мария Владимировна (1930-2004)–
историк, археолог. Родилась 18 октября
1930 года. Доктор исторических наук. Работала в Институте
археологии РАН с 1953 года. Основной круг научных интересов:
археология и история Владимиро-Суздальской Руси, прикладное
искусство Древней Руси. Участник и руководитель многих
археологических экспедиций. Ответственный секретарь Национального
комитета Международных конгрессов славянской археологии.
Родилась Мария Владимировна в Москве в
1930 г. Ее отец В.А. Луговской - советский поэт-романтик,
популярный в 30-50-е годы прошлого века. Мать Т.Э. Груберт
- искусствовед, сотрудник Театрального музея им. Бахрушина.
Еще в школьные годы проявился интерес Маши к истории и
искусству. На выбор профессии повлияла экскурсия в Суздаль
и Владимир в 1945 г., проведенная замечательными знатоками
культуры Владимиро-Суздальской Руси Н.Н. Ворониным и Г.К.
Вагнером.
После окончания школы Мария Владимировна
поступила на исторический факультет Московского университета
и закончила его по кафедре археологии в 1953 году. В том
же году она была принята на работу в Институт археологии
Российской Академии наук, с которым и была связана вся
ее жизнь.
Более 10 лет жизни М.В. Седовой связано
со знаменитой Новгородской археологической экспедиций,
где она работала под руководством члена-корреспондента
АН СССР А.В. Арциховского. Итогом ее работы в Новгороде
стала монография «Ювелирные изделия древнего Новгорода
X – XV вв.», принесшая ей авторитет крупнейшего специалиста
по древнерусскому прикладному искусству.
С 1957 г. Мария Владимировна начинает археологические
исследования во Владимирской области. Она продолжила начатые
ее мужем раскопки Пирова городища на Клязьме – летописного
города Ярополч Залесский, погибшего во время татаро-монгольского
нашествия. По материалам этого памятника и других древнерусских
городов низовьев реки Клязьмы в 1972 г. М.В. Седова защитила
кандидатскую диссертацию. В 1978 г. издала монографию
"Ярополч Залесский".
В 1974 - 1991 гг. М.В. Седова руководит
раскопками в Суздале и его округе, результаты которых
существенно дополнили наши представления о ранней истории
Суздальской земли. Обнаружены древнейшие оборонительные
сооружения Суздаля X века. Собрана богатейшая коллекция
интересных находок, среди которых немало уникальных. Итоги
этих многолетних исследований были обобщены в докторской
диссертации, защищенной в 1993 г., и в монографии "Суздаль
в X – XV веках" (1997). Изучение археологии и истории
этого города стало делом ее жизни. Мария Владимировна
очень любила Суздаль и была знакома со многими его горожанами.
В 1990 г. М.В. Седовой присвоено звание "Почетный
гражданин Суздаля".
За долгую научную жизнь М.В. Седовой было
опубликовано три монографии и около 100 статей по различным
аспектам древнерусской истории и культуры. Ее исследования
внесли существенный вклад в изучение истории Древней Руси
и особенно Владимиро-Суздальской земли.
Коллекции находок из раскопок М.В. Седовой составляют
основу археологических фондов и многих экспозиций Владимиро-Суздальского
музея-заповедника, с которым ее связывало давнее и плодотворное
сотрудничество.
Федоров Ананий
(1711/12 - 1762/63).
священник,
историк суздальского края; сын священника Воскресенской
церкви в гор. Суздале, Федора Тихоновича.Школьного образования
не получил. По семейному преданию, еще в 1719 г., имея
всего 8 лет от роду, он был определен (зачислен для получения
доходов) чтецом к Казанской суздальской церкви. Не известно
когда был переведен в суздальский кафедральный собор и
посвящен в иподиакона. В конце 1740 г. он был взят епископом
суздальским Симоном в Петербург, где провел полтора года.
По возвращении оттуда Ф. был посвящен в священника и затем
назначен ключарем суздальского собора, каковым и оставался
до смерти. Ф. написал: "Краткое собрание из различных
летописцев о преосвященных епископах, архиепископах и
митрополитах суздальских, когда, кто и по ком и колико
правил... и что каковых при ком достопамятных вещей имелось,
и колико прейде лет до сего 1752 г." и обширное (переработка
предыдущего) "Историческое собрание о богоспасаемом
граде Суздале, о построении и именовании его, и о бывшем
прежде в нем великом княжении, и о прочем к тому потребном...",
в 3-х частях. Последнее сочинение составлено на основании
многочисленных источников (летописей, грамот, житий, Патерика,
Четий-Миней, Степенной книги, писцовых книг, надписей
и проч.) и заключает в себе, кроме истории города, б.
княжества и иерархии, многие данные о населенных местах
суздальской епархии, о церквах, монастырях, реках, озерах,
населении, святынях и т. п. В 1825 г. рукопись его была
выписана в Академию Наук, где с нее сняли две копии для
Академии и Румянцевского музея.