История
Суздаля в XVIII веке.
Восемнадцатый
век в истории Суздаля начинается новыми страницами. Реформы
Петра I, направленные на ограничение хозяйственно-экономической
деятельности монастырей и церквей, вызвали недовольство
в церковной среде.
В 1698 году в Покровский монастырь под именем монахини Елены
была выслана царица Евдокия Лопухина,
первая жена Петра I. Оскорбленная новым положением, она
привлекает на свою сторону недовольное реформами Петра духовенство
и некоторые группы московских аристократичестких кругов.
Так в Суздале вокруг Евдокии создается оппозиционный центр,
который ставил своей задачей низвержение правительства Петра
I, передачу престола царевичу Алексею Петровичу и реставрацию
старобоярской власти. В 1718 году эта группа, тесно связанная
с царевичем Алексеем, была арестована по указу царя. Начавшееся
следственное дело в Преображенском приказе перекинулось
в Суздаль.
В июле 1719 года вспыхнул большой пожар. Он начался с кремля,
перекинулся на посад и уничтожил все деревянные строения,
жилые дома, церкви и городские укрепления. Пламя проникло
внутрь каменных палат и соборного здания. Суздальский историк,
ключарь собора Ананий Федоров сообщает, что все архивные
документы, даже хранившиеся в каменной палате с толстыми
стенами, сгорели без остатка. Надо полагать, что пожары
в Суздале, как и во Владимире, явились следствием и концом
«Суздальского розыскного дела», связанного с Евдокией Лопухиной,
т.к. 150 владимирцев было привлечено по «Суздальскому розыску».
В это время Суздаль утопал во тьме невежества. Только в
1714 году здесь была учреждена первая школа цифири, в которую
из Москвы был назначен учитель, а в 1723 году в силу «Духовного
регламента» Петра I была основана духовная семинария, влачившая
на первых порах жалкое существование. Семинария не имела
определенного места, а поэтому в ней несколько раз прекращались
учебные занятия. В этой семинарии учился сын суздальского
протопопа Ивана Стефанова — Дмитрий Иванович Виноградов,
друг М.В. Ломоносова, химик, изобретатель
русского фарфора.
В числе первых реформ в 1708 году правительство Петра I
учредило новый административный порядок, согласно которому
Россия была разделена на 8 губерний. Суздаль назначался
уездным городом Московской губернии, а на следующий год
— при разделении Московской губернии на девять провинций
— он стал центром отдельной провинции — Суздальской. Во
главе ее стоял бургомистр. Отношение горожан к насильственным
действиям бургомистров высказывалось по-разному. В 1740
году в Суздале был бургомистром Козьма Дремин, весьма свирепого
и буйного нрава. 1 июня, выйдя из дома, он обнаружил на
воротах «Подметное письмо», в котором авторы укоряли его,
что он разорил народ, «а сам не знает бедной нужды», и грозили
поджечь его дом. «От нас ты не жди животу своему продолжения,
—... вложим в кувшин, стопя масло, серы, дехтю, воску, пороху,
сала, нефти, деревянного масла и поставим в том куфшине
сальную свечу, зажехши под некоторым застрехом на гвоздях...
Еще и стены дому твоего все тоюже здобою вымажем, дабы немедленно
загорелось. А тебя бы нам видеть во оном пламени, яко диавола,
и с женою твоею сатаною...» Далее авторы добавили: «Глазища
твои яко у быстрой крысы, щеки яко у кобыли...»
На такую угрозу всполошились суздальские власти. Начался
розыск виновных. Бургомистр размножал «Подметное письмо»
во многих списках и тем самым обнародовал свой неказистый
портрет по всему Суздалю. Розыск шел целый месяц, все суздальцы
должны были письменно поклясться, что не причастны к этому
«воровскому делу». Была объявлена награда за указание виновных
или подозреваемых. Но результатов не последовало.
В 1711 году провинциальный город Суздаль имел посадских
и нищенских дворов 452, кузнецких — 45, пустых дворов —
31, купцов гостиной сотни — 5, подьячих — 16 и двор архитекторского
ученика Куприянова — 1, заплечных дел мастеров — 2, приставников
— 2, а всего 540 дворов.Купечество Суздаля в середине XVIII
века составляло 1640 человек. Из них немалая часть была
«богатством, средствами даже убога», а многие занимались
больше огородами. В своих торговых делах они встречали сильную
конкуренцию помещичьих и дворовых крестьян и самих помещиков.
В своем наказе депутату купцу Матвею Ивановичу Бибанову,
посланному от Суздаля в комиссию о сочинении проекта нового
уложения, купцы просили: «чтобы крестьянство от того торгу
всячески отвратить и повелеть их свое рукоделие, т. е. пашню
пахать, а торгующих крестьян повелеть записывать в купечество,
чтобы помещики «сожалели оных», и через тоизбавимся от своей
бедности и стыда от счастливых европейских купцов».
Суздальское дворянство было малоземельно. В своем наказе,
доставка которого была поручена воеводе графу А. И. Толстому,
они жаловались на частые порубки леса крестьянами, на пожатый
или потравленный, потолченный или сожженный хлеб на корню
и сенные покосы. Оно просило правительство по их жалобам
«скорее чинить произвождение... и без волокиты. Злодеев
(крестьян. — А. В.) подлежащих смертной казни, отсылать
в Нерчинск на работу и на поселение. Крестьянам же, причиняющим
злодеяния, смертные убийства своим помещикам и надругательства,
и таковым злодеям приумножить истязания и поделом их достойного
воздания».
Все эти «нужды» показывают сложившиеся к тому времени
взаимоотношения между купцами, помещиками и крестьянами.
Еще более острые противоречия во взаимоотношениях складываются
в монастырских вотчинах. Крестьяне, задавленные гнетом поборов
и бесчинствами дьяков и старост, протестуют против действий
монастырской администрации. Так, в 1730 году из вотчины
Спасо-Евфимиева монастыря монастырские сборщики были изгнаны.
В 1761 году крестьяне восстали в с. Федоровском.
Социальные противоречия в значительной степени обострились
после реформы 1764 года, когда Екатерина II отобрала у монастырей
часть землевладений с крестьянами и передала их в Коллегию
экономии, откуда они щедрой рукой раздавались дворянству.
Усилившаяся эксплуатация привела к бегству крестьян в Симбирский
и Пензенский уезды, на Яик, в лагерь Емельяна Пугачева.
В 1770 году из вотчин суздальских монастырей сбежало более
2000 человек.
К этому времени относится организация специальной государственной
тюрьмы в Спасо-Евфимиевском монастыре, «обновить» которую
выпало на долю пойманным вотчинным крестьянам, принимавшим
участие в восстании Емельяна Пугачева.
В
конце XVIIIвека была учреждена Владимирская губерния, а
Суздаль «определен» в уездный город. Утверждается древний
герб города, изображающий белого сокола на синем фоне.
XVIII
век в истории архитектуры Суздаля явился самым цветущим,
несмотря на то, что первые годы этого столетия для России
были тяжелыми вообще и для церковно-строительной деятельности
в частности.
Северная война, начатая Петром I, тяжелым бременем легла
на плечи трудового народа. Военные походы, организация флота,
строительство новой столицы Петербурга требовали огромнойармиилюдей,больших
денежных средств.
В 1717 году указом царя каменное строительство в монастырях
было запрещено. Кирпичники, каменщики и другие строительные
рабочие
мобилизовывались на постройку домов в Петербурге, плотники
работали на верфи в Воронеже, кузнецы в Москве ковали оружие
и т. д. Суздальские монастыри жаловались на уход рабочей
силы, всячески саботировали строительство Петербурга, стараясь
скрыть профессии своих крестьян.
Разросшийся к этому времени торговый посад и его жители
— посадские люди богатели на торговых делах. В то же время
они являлись потомственными мастеровыми, а поэтому инициатива
строительной деятельности, развернувшейся в Суздале в XVIII
веке, принадлежит, безусловно, им. Не случайно поэтому все
памятники, относящиеся к XVIII веку, в Суздале сосредоточены
на торговом посаде и слободах и построены по заказу посадских
торговых людей. В монастырях же памятников XVIII века не
находим.
Бурную строительную деятельность, охватившую Суздаль во
второй половине XVII века, посадские люди сумели продолжить
в XVIII веке. Так, в XVIII веке было построено 28 церквей
приходских, создавших исключительный ансамбль центра города.
Приходится удивляться тому, что, несмотря на тяжелые первые
годы XVIII века, суздальцы сумели построить в то время три
каменных здания.
История
Суздаля в XIX веке.
В
XIX веке Суздаль растет и развивается как купеческий город.
Купечество Суздаля в середине XVIII века составляло 1640
человек. Из них немалая часть была «богатством, средствами
даже убога», а многие занимались больше огородами. В своих
торговых делах они встречали сильную конкуренцию помещичьих
и дворовых крестьян и самих помещиков. В Гостином дворе
к середине XIX века насчитывалось до 180 торговых лавок,
принадлежавших суздальским и приезжим купцам. Ежегодно 23
сентября на большую ярмарку в город съезжались купцы со
всей России. И неудивительно - через Суздаль в то время
проходил торговый путь из южных губерний на север, в Архангельск
и Петербург. В самом же Суздале и его окрестностях жители
занимались как сельским хозяйством (выращивали лук, огурцы,
хрен, помидоры), так и ремеслом (узорное ткачество, чеканка,
златошвейное
искусство, литье колоколов). Суздальская мануфактура и кожи
продавались во всех южных городах России. В последних существовали
даже улицы и подворья, называемые «суздальскими».
Отечественная война 1812 года, поднявшая всю Россию на защиту
Родины, всколыхнула тихую и мирную жизнь Суздаля. Наборы
в ополчение, пожертвования на армию, упадок торговли и т.
п. — все это тяжело отразилось на жизни города.
Война, непосредственная близость и общение с ее участниками
усиливали патриотизм суздальцев. Существует предание, что
движимые патриотическими чувствами суздальцы дали обещание
в честь победы над Наполеоном соорудить в центре города
величественный памятник победы.
В 1813 году под руководством крестьянина каменщика Кузьмина
суздальцы приступили к исполнению своего обещания — закладке
огромной колокольни при Ризполо-женском монастыре, расположенном
в центре нового города. Строительство колокольни было закончено
в 1819 году. Ризположенская, или, как ее называют в Суздале
«Преподобенская», колокольня — своеобразный памятник архитектуры.
Она выполнена в классическом стиле — четырехярусная, с колоннами.
Уменьшающиеся кверху ярусы усиливают перспективу и подчеркивают
стремление колокольни ввысь. Верхняя часть ее, завершенная
одиннадцатиметровым шпилем с крестом, как бы теряется в
высоте. Фасады здания были окрашены в охру с выделением
колонн, пилястр и карнизов белым цветом. Высота колокольни
— около 65 метров, а сошпилем — 72 метра.
Преподобенская колокольня не только памятник победы, но
и символ нового города, объединившего к себе как старые
части — кремль и посад, так и новые — присоединенные к городу
монастыри с их древними слободами и предместьями. Эта колокольня
перенесла композиционный архитектурный центр города на новое
место и несколько нарушила силуэт древнего города.
К началу 19 века архитектурный ансамбль города складывается
окончательно. Здесь лишь достраиваются гражданские здания.
Осуществлять екатерининский план переустройства города суздальцы
начали с прокладки большой улицы — от Владимирской до Ярославской
заставы. Вновь строящиеся дома на стороне Пинаиха (ул. Ленина
до моста) ставились в одну линию до реки Каменки, через
которую был построен мост, выводивший на посад. Здесь, ликвидировав
путаную сеть улиц и тупиков, большую улицу продолжили до
Воскресенской церкви. Затем, несколько повернув к северо-западу,
прорезав на своем пути кладбище, острожный вал и овраг Нетеку,
через который был устроен деревянный мост, она соединилась
около Ризо-Положенского монастыря с Ярославской дорогой.
Так образовалась теперешняя улица Ленина. На обоих концах
этой улицы были поставлены каменные обелиски — заставы.
Другой улицей, проложенной по плану 1788 года, является
Васильевская. В начале ее от Воскресенской церкви был ликвидирован
огромный путаный лабиринт мелких улиц и переулков, покрывавших
в этом месте посад. Новая улица, прямая и широкая, ориентировалась
на восток, к Васильевскому монастырю. При выходе из посада
она прорезала старый острожный земляной вал и овраг Гремячку,
что привело к образованию прудов в северной части оврага.
Таким образом, старый Нижегородской тракт был «благоустроен».
В 1806-11 годах в центре города вырастают Торговые ряды
(современный Гостиный двор). Строятся также ломбард и таможня.
В конце XVIII века была учреждена Владимирская губерния,
а Суздаль «определен» в уездный город. Правящая церковными
делами епархия была переведена в губернский Владимир. Последний
суздальский архиерей епископ Виктор в 1799 году покинул
город. Огромное здание архиерейских палат было передано
для размещения в нем духовной семинарии с учреждением «бурсы»,
т. е. общежития для «казеннокоштных
учеников». Многие помещения, которые не могли быть заняты
под семинарию, захватили различные учреждения. Северная
часть здания, в которой помещался роскошный вестибюль архиерейского
дома, была обращена в квартиры соборного духовенства. Хозяйственные
склады и кладовые архиерейского дома переданы в аренду суздальскому
купечеству и использовались под склады. Все эти приспособления
исказили до неузнаваемости архитектурный облик роскошных
палат суздальских иерархов.
Суздальские патриоты бережно относились к находящимся в
помещениях палат предметам. Так, в палатах со времени их
постройки и до сих пор сохраняются расписные изразцовые
печи. Суздальцы — старожилы памятуют о замечательных людях,
когда-то обучавшихся здесь. Не изгладились из памяти имена
Д. И. Виноградова — русского химика, изобретателя русского
фарфора. Суздальцы могут гордиться и тем, что одним из первых
в мире людей, побывавших в Антарктике, при ее открытии в
1819—20 гг. в экспедиции капитана Беллинсгаузена и владимирца
лейтенанта Лазарева, на шлюпах «Мирный» и «Восток», был
и матрос 1-й статьи Егор Киселев, выходец из Суздаля. Матрос
Киселев отличался природным самобытным умом и большим опытом
в морских делах. Во время плавания он вел дневник, записи
в котором поражают проницательностью и наблюдательностью.
В
середине XIX века появляются так называемые богоугодные
заведения - Вихреевский женский приют, Шишкинский приют
для мальчиков-сирот и Блохинская богадельня, которую открыл
на свои средства купец Блохин.
Строится также здание земской управы. Главная улица застраивается
купеческими домами, различающимися по архитектуре, в зависимости
от вкусов владельцев. Эти здания дошли до нас практически
в первозданном виде.
Городская управа помещалась в каменном двухэтажном доме
в кремле. Рядом с ней располагался деревянный пожарный двор
с сараем для инвентаря. Ныне существующее здание с каланчой
построено в 1890 году. Для народных гуляний был открыт городской
сад, на месте которого ранее находились соляные амбары.
Так постепенно Суздаль приобретает черты дошедшего до нас
города.
Жители Суздаля занимались огородничеством и садоводством.
По преданию, еще в XI веке Владимир Мономах привез с юга
на суздальский чернозем вишни, и с тех пор здесь появился
свой местный сорт вишни. Владимирская и Суздальская вишни
действительно славились по всей округе. Изобильные урожаи
ее приносили большие доходы суздальцам. Вишневый сок, выжатый
в специально изготовленных станках, отправлялся в бочках
на ликерные заводы Москвы; суздальский хрен, ароматный,
душистый и крепкий, доставлялся в Петербург, для царского
стола и вывозился за границу.
Суздальцы сумели вывести и свои местные сорта яблок — семеновка,
зеленовка, суздальский анис, антоновка, боровинка, белый
налив. Фамилии таких садоводов, как Кувшинниковы, Пуховы,
Светильниковы, Ждановы, и другие были известны далеко за
пределами Владимирской губернии.
Суздальцы занимались и художественно-ремесленным производством.
Высокого мастерства в чеканке серебра достигли кустари Шерстневы,
Жилины, Ананьины, Шершенины, Хохряковы. Работы чеканщика
М. П. Шерстнева демонстрировались на Парижской выставке.
Иконописцы Егоровы, Хлебниковы, Обменины, резчики по дереву
Лукичевы, Курбатовы выполняли самые сложные ажурные работы
в любом стиле. Все они выполняли заказы церкви. Благодаря
их высокому мастерству, внутреннее убранство суздальских
церквей, особенно роспись и резные иконостасы, превосходило
убранство столичных храмов.
Процветало и златошвейное искусство и специальное тканье
узорчатых холстов и скатертей. Суздальская строчка до сих
пор характеризуется тончайшей высокохудожественной работой.
Все эти виды искусств существуют и до сих пор в селах бывшего
Суздальского уезда — Палехе, Мстере и Холуе. Художники сохраняют
свою ювелирную технику и формы выражения, заменив старое
содержание новой, современной тематикой.
Вступившая в действие Московско-Нижегородская железная дорога
(1862) резко
изменила положение Суздаля как торгово-промышленного центра.
Больше не было необходимости в чумацких обозах и передаточных
пунктах. Роль Суздаля резко снизилась и промышленность его
начала замирать. К началу XX века в Суздале остаются только
два кожевенных полукустарных завода и один колокололитейный,
да несколько «раздаточных контор» от ореховских и ивановских
фабрик для раздачи початков на дом для разматывания.
С упадком промышленности и торговли уменьшается и население
Суздаля. Если в 1870 году в городе насчитывалось 7047 жителей,
то к 1914 году их осталось 5355 человек. Суздаль из города
превращается в большое село, снабжающее близлежащие города
— Иваново-Вознесенск, Кохму, Орехово-Зуево другие — сельскохозяйственными
продуктами.
Подавляющее большинство населения — 66 процентов — составляли
мещане, 7 процентов приходилось на привилегированное сословие,
6 — на духовенство, 17 — на крестьян-батраков и 4 — на остальных
жителей. Пролетариата в Суздале почти не было, что явилось
основной причиной медленного развития революционного движения.
И это позволило отстаться Суздалю вдали от еволюционных
потрясений ХХ века.
|