История
Суздаля в XVI-XVII веках.
В
конце XV и начале XVI века Суздаль уже находится в числе
«замосковных» городов, а его крупнейшие монастыри превращаются
в место ссылки представителей княжеских и боярских родов,
вставших в оппозицию политике централизации Москвы. Одним
из главных мест заточения становится суздальский Покровский
женский монастырь.
Ссылки женщин, замешанных в политических делах своих мужей
или принимавших активное участие в «делах московских», не
прекращались в течение всего XVI века. В связи с этим начинает
расти хозяйственно-экономическая база Покровского монастыря,
пополняемая за счет вкладов земельных владений или за счет
ссыльных и их завещений. Драгоценные вклады из золотых и
серебряных вещей, ювелирные изделия, расшитые шелками, жемчугами
и камнями ткани, пелены и покровы наполняют монастырскую
сокровищницу.
Вновь начинается каменное строительство. Покровский монастырь
один из первых заменяет свои деревянные церковные и монастырские
здания к аменными.
Его примеру следует Спасо-Евфимиевский монастырь. В 1528
году надстраивается здание древнего городского Рождественского
собора, строится собор Ризположенского монастыря. Появились
свои иконописцы, чеканщики, серебряники и т.д. Правящий
суздальский епархией архиерей получает звание архиепископа.
Иван IV Грозный часто навещает Суздаль, особенно его Покровский
монастырь и архиерейский дом, в котором к его приезду суздальский
епископ Афанасий (князь Палецкий) в 1559 году сооружает
церковь Благовещения с каменной трапезной палатой.
О фамилиях влиятельных суздальцев говорит указ Ивана IV
о выборе тысячников. Как известно, в 1550 году Иван Грозный
решил провести реформу, целью которой являлось увеличение
кадров ответственных (доверенных царю) исполнителей заданий
центрального правительства. С этой целью был издан указ
о выборе 1000 человек из числа родовитой аристократической
знати и об «испомещении их под Московой для государевой
службы и разных посылок». Так цвет аристократии был сдвинут
со своих старых насиженных мест и переведен под Москву и
в другие места. Княжеские семьи переселялись целыми гнездами,
оставляя свои родовые имения.
Эта
реформа во многом задела и Суздаль. Князья и дворяне были
вынуждены оставлять насиженные места и искать испомещения
около Москвы или в других уездах вблизи столицы. Из Суздаля
были выселены владетельные старые рода аристократов: Краснослеповы,
владевшие в Суздале вотчиной в 72 четверти пашни, Тетерин
Иов Васильевич с племянниками; дети сына Пуха — Пуховы;
старинный род Товарищевых-Есиповых, предки которых в 1524
году были выселены из Новгорода в Суздаль (род Товарищевых-Суздальских
был казнен в 1568 году, в период опричнины). Служивший дворцовым
по Суздалю Андрей Иванович Замятнин-Бестужев также получил
поместье под Москвой.
Представители старых влиятельных родов, вышедшие из ветви
великих князей Суздальских, постепенно превращались в придворных
бояр Московского престола. В 1565 году Суздаль, в числе
некоторых городов, лежащих в центре плодородной опольной
земли, был взят в учрежденную Иваном IV опричнину. Границей
стал овраг около села Борисовского, а сторона к Клязьме
и город Владимир отошли к «земщине». Из Суздальских князей
в «опричнине» служил только В. Барбошин.
Весной 1571 года под Москвой неожиданно появился хан Девлет-Гирей
с полчищами ногайцев и кабардинцев, родственников приближенного
к Ивану IV князя Михаила Черкасского, главнокомандующего
опричными войсками против Девлета. Полчища хана, не встречая
сопротивления со стороны русских войск, прошли в Москву
и сожгли ее совершенно беззащитную. На следующий год хан
Девлет предпринял новый поход на Москву. Грозный, разочарованный
в твердости «опричных» войск, поручил выступить против Девлета
земскому ополчению. В числе земских войск преобладающее
большинство составляли суздальцы. 6 августа 1572 года Михаил
Иванович Воротынский послал в Новгород
царю радостную весть о поражении Девлет-Гирея, доставить
которую поручил князю Даниилу Андреевичу Ногтеву-Суздальскому.
В записи «Разрядной книги о береговой службе» об отражении
нашествия крымских татар в 1572 году записано: «И Божию
милостью крымского царя Девлет-Гирея и ширинских князей
побили и Дивея Мурзу взяли. И боярин князь Михайло Иванович
Воротынский с товарищами послали государю сеунчем (татарское
слово — радостная весть о победе), князь Данила Ондреевича
Нохтева Суздальского... Да на том же бою взял суздалец сын
боярский Темир Алалыкин крымскво большово Мурзу Дивея...»
Провал опричных войск под командованием Черкасского и блестящая
победа земских подорвали веру Ивана Грозного в «опричнину»
и он решил ее распустить. Заподозренный в измене Михаил
Черкасский был казнен.
К концу XVI века уже создалась в основном планировка будущего
Суздаля. В это время собственно городом назывался только
кремль. Торговая часть города располагалась с восточной
стороны кремля и носила название посада. Посад еще в XII
веке был обнесен земляным острожным валом с бревенчатым
тыном и назывался Острогом. За ним располагались загородные
слободы, стороны и монастыри.
В центре кремля на площади, среди низеньких деревянных строений,
возвышались каменные здания собора и архиерейских палат.
Пять кремлевских деревянных церквей окружали старую вечевую
площадь перед собором, на которой стояла «съезжая изба».
Около вала размещались осадные дворы крупных землевладельцев
— монастырей, бояр и князей Шуйских, Пожарских и других.
Здесь же находилось 105 деревянных «жилецких» избушек с
огородами, тюрьма, обнесенная тыном из заостренных бревен,
и пороховой погреб.
По земляному валу шла рубленая деревянная стена с 15 башнями,
двумя проезжими и двумя пешеходными воротами. Проезжие ворота
Ильинские, увенчанные двуглавным орлом, выводили из кремля
на посад — Острог. Дмитриевские ворота были завершены изображением
всадника на коне, через них проходила дорога на Владимир,
через села Ивановское и Черниж. В воротах были спускные
железные решетки и подъемные мосты. Пешеходные ворота Никольские
(ныне к большому мосту) и Водяные на углу вала против Ильинской
горы) вели к реке Каменке.
В заливных поймах реки раскинулись обширные луга — луг Андреев
(ныне Ильинский), луг Ворок, луг Болтоусов (за городской
баней) — владения суздальского архиерея.![Ильинский луг](../images/lug.jpg)
На заречной стороне перед кремлем располагались слободы
и стороны: Дмитриевская, Борисоглебская, Иванова, Андреева,
принадлежавшие также архиерею, и городская Пушкарская слобода.
В них жили архиерейские дворовые, дети боярские и бобыли,
работающие на своего правителя.
В низкой пойме, между Андреевским монастырем и Богоявленской
церковью, по обеим сторонам, на излучине реки находилась
Кожевенная слобода посадских людей. В каждой слободе было
по две церкви. За Кожевенной слободой, вверх по реке, на
левом берегу, на горе и внизу разместилось пять монастырей:
Покровский, Спасский, Александровский, Троицкий и Ризположенский,
на правой стороне Андреевский. Каждый монастырь имел свои
слободы, в которых жили монастырские мастеровые, ремесленные
и торговые люди.
В центре, между кремлем и монастырями, на широком плато
стоял посад, в середине которого располагалась главная торговая
площадь (где и теперь), окруженная кривыми улицами и переулками
с деревянными строениями, и огородами посадских людей, ремесленников,
бобылей и нищих. Среди этих строений высилось 11 деревянных
церквей.![Торговая площадь. Современный вид.](../images/torgpl2.jpg)
На торговой площади находились таможня и «губная изба»,
амбары солодовые и торговый, «гостинный двор государев с
рядами»: общим, мясным, рыбным, соляным и дегтярным и в
них «290 лавок с полулавкою, да прилавок». Здесь торговали
луком, чесноком, шубами, щепяным товаром, калачами, пирогами,
киселем, рукавицами, горшками, хлебом, сапогами, скобами,
хмелем, лаптями, рогожами, москательным товаром, пушниной,
кафтанами и шапками, льном и крашениной, медом и другими
мелкими товарами.
Посад был окружен земляным острожным валом с проезжими воротами
— Красногорскими (по улице Красная Горка), Михайловскими,
Васильевскими, Цареконстантиновскими, Ризположенскими, Богоявленскими,
Ильинскими, Варварскими.
Главная улица шла из кремля берегом реки Каменки к Ризположенскому
монастырю (от нее осталась теперь только часть — Старая
улица). При выезде из Ризположенских острожных ворот дорога
шла прямо на Ростов и Ярославль, мимо Спасского монастыря.
Поворот налево вниз от ворот (ныне по улице Крупской) вел
на Москву и носил название «Стромынка». Через реку Каменку
был брод, называвшийся Вознесенским (где ныне Покровский
мост).
За посадом находились монастыри и слободы с множеством церквей,
некоторые из них к концу XVII века стали уже каменными.
События, происшедшие на Руси в начале XVII века, оставили
след на облике города. В 1607 году Лжедимитрий II доходит
до Москвы и разбивает лагерь в местечке Тушино. Сильные
укрепления московско го
Кремля не позволили ему взять город приступом. Началась
осада. Тем временем отряды польско-литовских войск грабили
подмосковные города.
В 1608 году отряды под водительством пана Лисовского осадили
Суздаль и после непродолжительного сопротивления взяли его,
разграбили и сожгли. 14 октября 1608 года на площади перед
собором суздальцы силой оружия принуждены были присягнуть
самозванцу. Через девять дней самозванец прислал суздальцам
свою похвальную грамоту, в которой обещал разные милости
и льготы: «чего у вас и на разуме нет». Несмотря, однако,
на обещанные милости, польские солдаты чинили в Суздале
и его уезде грабежи и насилия.
В 1609 году перешедший на сторону самозванца воевода Плещеев,
прозванный в Суздале «вором», вынужден был жаловаться гетману
Петру Сапеге на самоуправство польских панов. В одной из
грамот Плещеев писал: «Пахолики господине, литовские и казаки,
стоечи в Суздале, воруют, дворовым и детям боярским и монастырям
и посадским людям из Суздальского уезда разорение и насильство
великое, женок и девок емлют, и села государевы, и дворянские,
и детей боярских, и монастырские вотчины выграбили и пожгли».
Однако никакие жалобы не помогали. Поляки продолжали бесчинствовать.
Разграбив
до конца город, оставили его весной 1610 года.
Суздальцам вскоре вновь пришлось пережить разгром. С 20
июля по 6 декабря 1611 года Суздаль был осажден литовскими
войсками. Многие жители успели скрыться, а оставшиеся были
разграблены и разорены или побиты. Следы этих страшных разрушений
долго не мог залечить Суздаль. В описи города, проведенной
по приказу стольника и воеводы князя Д.М. Пожарского в 1617
году (опись не коснулась кремля), в остроге и за острогом
записано: «жилецких и посадских 78 дворов, людей в них тоже,
19 дворов люди ходят по миру, 60 мест дворовых пустых, люди
коих также скитаются по миру или разбрелись по городам и
селам безвестно, 251 место дворовых пустых, люди побиты
от литовцев и померли». Таковы были результаты польско-литовской
интервенции для Суздаля.![Дмитрий Пожарский](../images/poj3.jpg)
В борьбе за освобождение Московского государства от поляков
суздальцы приняли самое активное участие. В 1612 году большой
отряд суздальцев под командой воеводы Измайлова выступил
на помощь народному ополчению Д.М. Пожарского.![Отряды польских интервентов разоряют Русскую землю. Фрагмент из фильма "1612"](../images/lisov3.jpg)
После разорения поляками Суздаль долго не мог оправиться.
Этому мешало не только сильное разрушение города, убыль
населения, но и враждебные отношения, сложившиеся между
привилегированными слоями жителей города. Некоторая часть
из них, присягнув самозванцу, оставалась в городе и сумела
сохранить свои жилища и хозяйство, другая, оставив свои
дворы, бежала от интервентов и вернулась к разоренному хозяйству.
К тому же, вернувшаяся часть работных людей и бобылей после
скитаний чувствовала себя более свободной, чем до нашествия
поляков. Они закабаляли себя, нанимаясь на работу к имущим
суздальцам, и в то же время считали себя вольными уйти от
них. Этим перебегам содействовало и то, что зажиточные горожане
переманивали работных людей друг у друга.
Особенно острые противоречия складывались между монастырями
и вотчинным крестьянством. Усилившаяся эксплуатация крестьян
приводила к массовым побегам. Хлебные неурожаи стали частым
явлением. В первой половине XVII века волнения крестьян
настолько увеличились, что охватили всю Суздальскую округу,
в том числе и крупные районы Шуи и Луха.
Царь Михаил Федорович вынужден был принять самые срочные
меры к «бунтовщикам».
В июле 1631 года в Суздаль были откомандированы «разбойных
дел сыщик» князь Офонасий Григорьевич Козловский да подъячий
Микита Гаврилов, которым «велено... в Суздальском уезде
сыскивать воров, татей и разбойников и зажигальщиков, потому
что в Суздальском уезде разбои и татьбы и пожоги и убивства
и по дорогам грабежи чинятся великие...». Однако ни князь
Офонасий, ни его подъячий Никита Гаврилов не могли усмирить
крестьян. Восстание перекинулось в Костромской уезд.
В 1645 году особой грамотой правительства предписывалось
стольнику князю Михаилу Щетинскому выехать для сыску крестьян
в Суздаль, для чего взять с собой суздальцев и лущан дворян
и детей боярских 100 человек. Но, как сообщил князь Щетинский,
«на сыск никто не шел». В последующем указе царь приказывал:
«на разбойников ходить самим и губных старост посылать и
отставных дворян...»
В период бурных социальных волнений на помощь царскому правительству
и духовным землевладельцам пришел глава русской церкви патриарх
московский и всея Руси Иосиф. В особой грамоте суздальскому
архиепископу Серапиону он разрешает канонизацию Соломонии
Сабуровой (в монашестве Софии), первой жены великого князя
московского Василия III, сосланной в Суздаль за неплодие
и погребенной в Покровском монастыре в 1542 году, т.е. сто
лет назад до описываемого времени. Была сочинена специальная
«служба» для свершения церковных обрядов над могилой Соломонии,
написаны специальные иконы с изображением «св. Софии» —
суздальской чудотворицы, придуманы чудеса и составлено ее
житие. Однако все эти мероприятия правительства и церкви
не предотвратили и не усмирили восстаний угнетенного
феодалами
крестьянства.
Обострившиеся противоречия и нашествие крымских татар на
Суздаль (1634 г.) затормозили восстановление города.
В 1630 году из Пушкарского приказа в Суздаль прибыл селитреных
дел мастер Андрей Ступишин. Он осмотрел Суздальские земляные
валы и нашел, что земля «Острожного» вала «чернозем с углиною
является пригодною для селитреного варенья». Ступишин тут
же приступил к разрушению вала.
Жаль было суздальцам смотреть, как разрушают их древний
острог, но писать жалобу все же не решались, ведь «дело
Государево». И лишь когда от вала оставалось меньше половины,
так как мастер селитряных дел из всей протяженности 920
саженей с аршином, уже разрушил 548 саженей, суздальцы написали
царю Алексею Михайловичу челобитную.![Алексей Михайлович](../images/aleksej_mih.jpg)
1 апреля 1643 года, Суздальский архиепископ Серапион получил
от царя грамоту, в которой требовалось произвести опрос
людей относительно необходимости сохранения вала и пригодности
его к осадному делу.
Архиепископом было расспрошено четырнадцать человек архимандритов,
протопопов и диаконов, кроме того рядовой братии восемьдесят
человек, которым удалось отстоять от разрушений остатки
земляного вала.
Несмотря на все бедствия, пережитые в XVII веке, Суздаль
возрождался. Отстраивались жилые дома, вырастал посад, жизнь
постепенно входила в прежние рамки. Однако борьба крупных
землевладельцев — князей, бояр и монастырей, захвативших
городские посадские земли, с их населением обострилась к
40-м годам XVII века. Разоренные и притесненные монастырями,
архиереем, суздальские посадские люди в своей челобитной
жаловались: «что у них в городе Суздале пашни и сенные покосы
и выпуски отняты без остатка по самые их дворы и огороды,
и не одну де сажень, не оставлено: владеет архиепископ и
разные монастыри и от мирских церквей попы и называют своими
землями неведомо почему».
Захвачены были не только выгонные и пахотные городские земли,
но и речка
Каменка. Спасо-Евфимиевский монастырь, овладевший рекой,
запретил посадским людям даже ловлю рыбы. Однако кожевенные
промыслы посадских людей оставались на берегу реки, в которой
они замачивали кожи, чем портили воду, вызывая гнев монастырских
властей.
В 1644 году Суздаль был отдан в качестве приданого датскому
королевичу Вольдемару Гольштинскому, сватавшемуся к царевне
Ирине, дочке царя Михаила Федоровича. В этом же году был
большой пожар, уничтоживший весь посад. А через два года
(1646 г.) в своей челобитной посадские люди писали в Москву:
«Город Суздаль без призору разорился без остатку от патриарших
и архиепископских слобод, и от князей и от бояр, и от архимандритов,
и от иных разных монастырей, и от протопопов и мирских церквей,
от священников».
Бедствия Суздаля на этом не кончились. В 1654 году в городе
вспыхнула эпидемия «морового поветрия», истребившего 1177
человек, оставив в живых 1390. Это было последнее крупное
бедствие Суздаля в XVII веке, в память о котором на перекрестке
дорог, в центре посада, соорудили большую каменную часовню
«во имя креста».![Кресто-никольская церковь, возведенная в 1770 году на месте часовни.](../images/kresto-nikol.jpg)
Несколько оправившись от несчастий, Суздаль со второй половины
XVII столетия начинает отстраиваться вновь. Но каменное
строительство развертывается еще слабо. Оно было под силу
только монастырям, и то не всем. Так, Спасский и Покровский
монастыри, обладавшие к этому времени уже достаточными материальными
средствами, строят новые каменные церковные здания. Экономически
слабый Васильевский монастырь, начавший строить каменный
собор в 1662 году, сумел с большим трудом закончить его
только в 1669 году. Отмечая трудности каменного строительства,
игумен этого монастыря Савватий писал: «начали мы на монастыре
строить церковь Василия... да и не чем». Зато процветает
деревянное зодчество. К 1677 году отстраивается новая деревянная
крепостная стена кремля с башнями и воротами.
Конец XVII века явился началом экономического подъема города.
Суздальские монастыри, обогатившиеся за счет вкладов и пожертвований,
становятся крупнейшими землевладельцами, строящими свое
хозяйственное и экономическое благосостояние на труде зависимого
вотчинного крестьянства. Так, по переписным книгам 1678
года, три суздальских крепостника — архиерейский дом, Спасо-Евфимиевский
и Покровский монастыри имели в своих вотчинах 22761 душу
мужского пола в 5192 дворах, получая доходов 7641 рубль
74 коп., 5324 четверти хлеба и 26405 пудов сена. Их земельные
владения, не считая городских слобод, выходили далеко за
пределы огромного Суздальского уезда. Лесные массивы, соляные
варницы, водные пространства с рыбными ловлями, пустоши,
пашни, мостовые заставы и т. п. угодья можно было встретить
в Московском, Белоозерском и других отдаленных уездах.
Обширные каменные подворья с палатами, службами и церквями
находились в центре Москвы. Большие слободы, расположенные
под монастырскими стенами, заселяли преимущественно ремесленные
люди, работавшие только на своего хозяина — монастырь.
Посадские люди, добившиеся закрепления за ними земель, расширяют
свою торговлю. Суздальских посадских людей — купцов можно
было встретить не только на Волге и Оке, но и на новых,
довольно отдаленных рынках. Так, потомок посадского человека
Петрушки Семенова, сына Кутышкина, имевшего в начале XVII
века лавку на архиерейской земле, выступает уже как купец
Култышкин — участник экспедиции Шелехова 1783—1788 гг. на
Аляску.
Рост экономической мощи монастырей приводит к огромному
размаху церковной строительной деятельности. Растут квалифицированные
кадры своих городских каменщиков. Суздальские посадские
люди Мамин, Грязнов и Шмаков стали выдающимися зодчими.
Не случайно, правящий в то время огромной Суздальской епархией
митрополит Илларион за время своего правления — 26 лет —
сумел построить около 70 каменных церковных зданий.![Иларион - митрополит Суздальский](../images/ILARION.jpg)
Спасский монастырь обносится каменными стенами с 12 башнями
с красивой декорировкой фасадов. Внутри монастыря происходит
перестройка зданий Благовещенской надвратной церкви, архимандритского
дома. На монастырских слободах в 1695 году возводятся Смоленская
и Петропавловская церкви суздальского пятиглавого типа.
В Ризположенском монастыре строится исключительная по красоте
Троицкая церковь. Каменных дел мастера Мамин, Грязнов и
Шмаков пристраивают приделы и паперть к старому Ризположенскому
собору, украшая его фасады поливными яркими изразцами, они
же сооружают «святые» двухшатровые ворота. В Покровском
монастыре перестраивается колокольня, расширяется Зачатиевская
трапезная церковь, дополняется часть ограды и башен. В Александровском
монастыре возводятся каменная Вознесенская церковь и колокольня.
На архиерейском дворе вырастает грандиозное здание архиерейского
дома с просторной бесстолпной, перекрытой огромным сводом,
«крестовой» па латой,
с роскошным вестибюлем и митрополичьими покоями, подражающими
во всем патриаршим палатам в Московском Кремле.
Эта кипучая строительная деятельность, требовавшая хорошей
организации труда и огромной армии мастеров, является характерным
моментом в истории суздальских духовных феодалов конца XVII
века.
|