История
Суздаля.
Увлекательная
история земли суздальской раскроет интересные факты. Биография
города очень насыщенна—здесь есть все: расцветы и падения,
войны и порабощение. Несмотря на все тяготы , Суздаль сохранил
свою духовность, облик культурной столицы. История суздальской
земли уходит корнями вглубь веков. Это очень увлекательная,
насыщенная интересными фактами летопись событий 10 веков.
История
древнего Суздаля.
Волго-Окское
междуречье осваивалось славянами в относительно позднее
время, в IX-X вв. До прихода славян область была заселена
различными финно-угорскими племенами: мерью, весью, муромой.
Главным городом края был Ростов. Память об этом сохранилась
даже в "Повести Временных лет". "И избрались
трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь,
и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,
- на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех
варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди
от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же
года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть
один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк,
этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах -
находники, а коренное население в Новгороде - словене, в
Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь,
в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал
Рюрик". Первые письменные упоминания Суздаля появляются
в X веке. Татищев связывал основание Суздаля с Владимиром
Святым и прописывал его дате 982 года. Тем не менее первое
достоверное упоминание Суздаля относится к 1024 году, когда
в городе вспыхнуло восстание под предводительством волхвов.В
год 6532(1024). Когда Ярослав был в Новгороде, пришёл Мстислав
из Тмутаракани в Киев, и не приняли его киевляне. Он же
пошёл и сел на столе в Чернигове, так как Ярослав был в
Новгороде тогда. В этот же год поднялись волхвы в Суздале,
избивали зажиточных людей, по дьявольскому наущению и бесовскому
действию, говоря, что они ищут запасы. Был мятеж великий
и голод по всей стране; и пошли по Волге все люди в Болгарскую
землю, и привезли хлеба, и ожили. Услыхав о волхвах, Ярослав
пришёл в Суздаль; захватив волхвов, одних он отправил в
изгнание, а других казнил, говоря так: «Бог посылает за
грехи на любую на любую землю голод и мор, или засуху, или
иную казнь, а человек ничего не знает о том». Это первое
упоминание отмечает факт принадлежности Суздаля Ярославу
Мудрому, которы "устави ту землю", т.е. рспространил
на нее нормы "Русской Правды". Предположительно
в это же время начинается тсроительство новой системы укреплений.Второе
упоминание Суздаля связано с первой междуусобной войной
на Северо-Востоке. После смерти Ярослава все Северо-Восточные
земли: Ростов, Белоозеро, Переяславль Залесский и Суздаль
- достались Всеволоду.После смерти Всеволода в 1093 году
удел достается его внуку, сыну Владимира Мономаха Мстиславу."Пришла
же весть к Изяславу, что Олег идет к Мурому, и послал Изяслав
за воинами в Суздаль, и в Ростов, и за белозерцами, и собрал
воинов много. И послал Олег послов своих к Изяславу, говоря:
"Иди в волость отца своего к Ростову, а это волость
отца моего. Хочу же я, сев здесь, договор заключить с отцом
твоим. То ведь он меня выгнал из города отца моего. А ты
ли мне здесь моего же хлеба не хочешь дать?". И не
послушал Изяслав слов тех, надеясь на множество воинов своих.
Олег же надеялся на правду свою, ибо прав был в этом, и
пошел к городу с воинами. Изяслав же исполчился перед городом
в поле. Олег же пошел на него полком, и сошлись обе стороны,
и была сеча лютая. И убили Изяслава, сына Владимирова,
внука Всеволодова, месяца сентября в 6-й день, прочие же
воины его побежали, одни через лес, другие в город. Олег
же вошел в город, и приняли его горожане. Изяслава же, взяв,
положили в монастыре святого Спаса, и оттуда перенесли его
в Новгород, и положили его в церкви святой Софии, на левой
стороне. Олег же по взятии города перехватал ростовцев,
и белозерцев, и суздальцев, и заковал их, и устремился на
Суздаль. И когда пришел в Суздаль, сдались ему суздальцы.
Олег же, замирив город, одних похватал, а других изгнал
и имущество у них отнял. Пошел к Ростову, и ростовцы сдались
ему. И захватил всю землю Муромскую и Ростовскую, и посажал
посадников по городам, и дань начал собирать". По этому
фрагменту "Повести временных лет" видно, что Суздаль
не являлся самостоятельной землей, а в ходил в состав Ростовской
земли. Но в то же время мы можем отметить, что последний
источник говорит нам о том, что определенный уровень политической
и военной самостоятельности был, т.е. была военная организация
по территориальному признаку и возможность самостоятельно
решать вопросы войны и мира. Очевидно были и другие административные
институты, которые позволяли собирать дань с города. Этот
же документ говорит нам о том, что Суздаль в конце XI полностью
вошел в орбиту государственности.
С
1097 года князем в Ростово-Суздальской земле является младший
сын Мстислава
Владимировича - Вячеслав. Предположительно он пребывает
в Северо-Восточной Руси до 1107 года. Вячеслав принимал
участие в походе на половцев, воспользовавшись этимна Суздаль
совершили
набег болгары. Летописный фрагмент сообщает нам, что суздальцы
затворились в граде - это дает нам возможность сделать вывод
о том, что в это время Суздаль уже был обнесен валами и
стенами, т.к. в нем можно было затвориться. В 1107-1108
гг. на княжий стол в Ростово-Суздальской земле Мономах посадил
своего младшего сына Юрия, получившего в последствии
прозвище Долгорукого. Именно Юрий Владимирович переносит
столицу земли в Суздаль. Причина переноса не коментируется,
но предположению ряда историков, Юрий хотел укрепить южную
границу княжества. С деятельностью Юрия связывают бурное
строительство в Суздальской земле. Строится храм Спаса (или
перестраивается Мономахов храм, разрастается сам Суздаль
появляется т.н. Окольный город. Большие строительные работы
ведутся в Кидекше, расположенной на правом берегу р.Нерль
восточнее Суздаля. Поселение было обнесено земляным валом,
а на берегу р.Нерль была воздвигнута белокаменная церковь
во имя св.Бориса и Глеба. Суздаль во времена Юрия Долгорукого
превращается в столицу огромного княжества, границы которого
на севере доходят до Белоозера, на востоке - до Волги, на
юге - Муромо-Рязанской земли, а на западе - до Смоленской
и Новгородской земли.Но все помыслы Юрия были устремлены
на юг, к Киевскому столу. Во время борьбы за великое княжение
Суздаль неоднократно
упоминается как пункт из которого Юрий отправляетс в походы
со своей дружиной. В самом Суздале в это время остаются
младшие сыновья Юрия, при этом Суздаль видимо считался волостью
Андрея. В 1155 году Андрей уходит из Вышгорода под Киевом
и возвращается в Суздальскую землю, но не в Суздаль. Положение
города меняется, появляется новая столица - Владимир. В
1162 г. Андрей изгнал из Суздаля братьев и вдовствующую
княгиню Ольгу с детьми. Суздальцы принимали активное участие
в деятельности князя, но былого влияния уже не имел. После
убийства Андрея Боголюбского в 1174 г. ростовское и суздальское
боярство пытались восстановить свое политическое влияние
и выйти из подчинения младшему городу Владимиру, но эта
попытка не увенчалась успехом, т.к. в усобице побеждает
Всеволод. Суздаль не получает особого князя ии входит в
состав Владимирского княжества Всеволод обращает внимание
на старейший град. Летопись сообщает, что в 1192 году "заложен
был град Суждаль и срублен был
в то же лето", т.е ремонтируется и досыпается земляной
вал кремля, по его верху строится деревянная срубная стена.
И в самом Суздале ведется активное строительство - в это
время закладываются знаменитые монастыри Суздаля среди которых
Козьмодемьянский (Козьмы и Дамиана), Ризоположенский, Дмитриевский.
Причем, судя по летописи, строительство ведется местными
мастерами. В летописи под 1194 годом упоминаются оловянщики,
маляры, каменщики, кровельщики, которые обновили церковь
Пресвятой Богородици, которая "опадала старостью и
безнарядьем". Все это, по мнению М.Н.Тихомирова подтверждает,
что Суздаль оставался значительным центром развития ремесла.
В
1212 году пос ле смерти Всеволода его огромная держава распалась,
но новые политические объединения были неустойчивыми. Суздаль
несколько выделялся среди других
уделов тем, что в нем была учреждена самостоятельная епископия.
В сан епископа Суздальского и Владимирского был возведен
игумен Владимирского Рождественского монастыря Симон. В
последовавшей междуусобице Суздаль недолгое время принадлежал
старшему Константину (после Липицкой битвы 1216 г., а после
его смерти попал под власть Юрия Всеволодовича вместе с
Владимиром. Во время его правления в Суздале так же велось
значительное строительство. В 1222-1225 гг был фактически
построен новый богородичный храм вместог старого обветшавшего
и освящен в честь Рождества Богородицы (именно этот храм
в сильно перестроенном виде дошел до нас).
Суздаль
и Батыево нашествие.
В
1238 году на Суздальскую землю обрушилось нашествие татаро-монгольских
орд. Лаврентьевская летопись сообщает: "Татары станы
свои разбили у города Владимира, а сами пошли и взяли Суздаль,
и разграбили церковь святой Богородицы, и двор княжеский
огнем сожгли, и монастырь святого Дмитрия сожгли, а другие
разграбили. Старых монахов, и монахинь, и попов, и слепых,
и хромых, и горбатых, и больных, и всех людей убили, а юных
монахов, и монахинь, и попов, и попадей, и дьяконов, и жен
их, и дочерей, и сыновей — всех увели в станы свои, а сами
пошли к Владимиру". Сведения о походе Батыя к суздалю
содержатся и в "житии Ефросиньи Суздальской",где
есть ряд точных топографических деталей. Там говорится о
том, что: «В другии же день прииде сам царь Батый и ста,
на Яронове горе, на берегу реки Каменица от полуденных страны,
иже имyше путь прямо ко гpaдy Владимиру».
Действительно, Ярунова гора, расположенная на южной окраине
Суздаля, была удобным местом наблюдения за всем городом
с его укреплениями. По данным «Жития» Ризоположенский монастырь
не был взят татарами из-за заступничества святой Евфросинии.
Интересно существование топонима «Батыево» между Суздалем
и Владимиром. По преданиям на большом холме или «Батыевом
кургане» было становище хана, а наверху стоял его ша¬тер
с золотым верхом. По другой версии в кургане захоронены
павшие в бою татарские воины.
Батыево нашествие принесло огромное разрушение жителям княжества:
«Несть места, ни веси, ни сел, тацех редко, идеже не воеваша
на Суждальской земли и взяша городов 14 опрочь свободъи
погостовъ во одинъ месяц феврал».
В битве на р.Сити погиб великий князь Юрий Всеволодович.
Его брат Ярослав, не подошедший с полками на р.Сити, стал
в 1238 г. великим князем Владимирским: «Того ж лЪт княз
Ярославъ великый отда Суждаль брату своему Святославу. Того
ж лет отда Ярославъ Ивану Стародубъ». Новый раздел княжества
послужил началом деления на уделы. В удел Святослава входили
также Нижний Новгород и Гороховец как пригород Суздаля,
Святослав Юрьевич пробыл на суздальском столе до 1246 г.,
когда он стал великим князем Владимирским. Суздальский стол
получил его племянник, сын Ярослава Всеволодовича - Андрей,
считающийся родоначальником суздальской ветви удельных князей.
С 1249 по 1252 гг. Андрей после возвращения из Орды, куда
он ходил вместе с братом Александром, занимал великий Владимирский
стол. («Андрей сЬде в Володимери на столь»). Кто княжил
в эти годы в Суздале, остается не ясным. В 1252 г. Андрей,
не подчинившись приказам ханской ставки, вынужден был бежать
вместе с княгиней и боярами в Швецию. Его преследовали татары,
догнали у Перерславля, однако князю удалось уйти, хотя татары
взяли огромный полон, убили воеводу и вдову Ярослава, а
детей его увели в плен. Нападение это было необычайно разорительно,
недаром оно подробно описано в летописи. Пребывание Андрея
Ярославича в Швеции нашло отражение
в «Саге о Хаконе, сыне Хакона»: «У ярла Биргера было пять
тысяч (человек). Там с ними было много знатных мужей … Был
там и Андрес, конунг af Surdolum брат конунгa Александра
из Хольмгарда. Он бежал с востока от татар». Андрей вернулся
в Суздаль лишь в 1256 г. в результате заступничества перед
ханом своего старшего брата Александра Невского, ставшего
с 1252 г. великим князем Владимирским. По-видимому, в 1252-1257
гг. суздальское княжество слилось вновь с владимирским,
т.е. в промежуток между 1238 и 1257 гг. княжество как самостоятельная
политическая единица существовало с перерывами. Под 1257
г. летопись сообщает о поездке в Орду князей Александра
и Андрея, скорей всего, с целью утверждения за Андреем Суздальского
княжества, которое окончательно выделилось с этого времени
из состава великого княжества Владимирского. В том же 1257
г. была произведена татарскими численниками перепись всего
населения Суздальской земли: «Тое же зимы приеха численицi
исщетоша всю землю Суждальскую ... и ставиша десятники и
сотники и тысящники и темникi и идоша в Ворду толико не
чтоша игуменов черньцовъ поповъ крилошанъ». Обложение непосильными
данями переписанного населения, постоянные грабежи вызвали
взрыв недовольства народных масс, вылившееся в восстание
против татаро-монголов в 1262 г.: «Избави Бог от лютаго
томленья бесурменьского люди Ростовьския земя вложи ярость
в сердца крстьяномъ не терипща насилья поганых изволиша
вечь и выгнаша из городов из Ростова из Володимеря из Суждаля
из Ярославля окyпахуть бо ти оканьнии бесурмене дани и от
того велику пагубу людемъ творяхнуть». Как видно из текста
летописи восставшие избили и выгнали из городов сборщиков
дани. Чтобы отвести беду нового нашествия татар на Владимирскую
землю, князь Александр
Ярославич вынужден был вновь ехать в Орду. Возвращаясь из
Орды, он умер в 1263 г. в г.Городце Родилове. В 1264 г.
скончался и Андрей Ярославич, который был похоронен в Суздальском
Богородицерождесвенском соборе. С именами Александра, Андрея
и возможно Василия Ярославичей связано по преданию возникновение
тезоименитых монастырей в Суздале. Александр Невский считается
основателем женского монастыря св. мученика Александра Перского,
расположенного на левом берегу р.Каменки, на посаде на другой
стороне р.Каменки, называемой Андреевской, находился Андреевский
монастырь, основанный будто бы Андреем Ярославичем во время
его княжения в Суздале. Основание Васильевского монастыря
к востоку от города, на дороге к Кидекше и поклязьминским
городам также относится к XIII в. Таким образом, несмотря
на монголо-татарские разорения, город постепенно застраивался
и даже расширялся. Нашествия же повторялись неоднократно.
Так, в 1281 г. в момент борьбы за великое княжение Владимирское
между Андреем Александровичем (сыном Александра Невского,
князем Городецким) и Дмитрием Переяславским, Андрей привел
татарские полки под предводительством ханов Ковгадыя и Аидегея
в Суздальскую землю: «татарове же разсыпашася по земли около
Суздаля все пусто сътвориша и пограбиша люди, мужи и жены
и дети и младенци, имение то все пограбиша и поведоша в
полонъ». Через 12 лет в 1293 г. на Владимирскую землю напала
«Дюденева рать», овладевшая четырнадцатью городами, в том
числе и Суздалем: «Много пакости христианом учиниша … всю
землю пусту сотвориша».
История
Суздаля в XIV-XV веках.
История
Суздаля в XVI-XVII веках.
История
Суздаля в XVIII веке.
История
Суздаля в XIX веке.
История
Суздаля в XX веке.
|