Заинтересованность киевских князей далеким Муромом объясняется стремлением собирать богатую дань с населения и ослабить торговое господство волжских булгар, укрепив тем самым восточные границы государства.
Киевский князь Владимир завещал Муром младшему сыну Глебу. По преданию князь Глеб предпринял попытку обратить население Мурома в христианство, но потерпел неудачу и был вынужден спасаться бегством в укрепленном дворе. Позднее на этом месте по преданию будет построена первая городская церковь и основан один из старейших русских монастырей - Спасо-Преображенский.
По-прежнему город является ремесленно-торговым центром Северо-Восточной Руси. Крепнут связи Мурома с Черниговским княжеством. Но опасно было отправляться «прямоезжей дорожкой». Об этих опасностях, которые могли подстерегать и купца и воина, мы можем прочитать в былинах об Илье Муромце, который сумел победить на этом пути Соловья-Разбойника.
Крепнувшие связи с Черниговым решили дальнейшую судьбу Мурома. С 1054 года он становится владением черниговских князей. Не даром князь Олег Черниговский называет Муром «волостью отца моего» и борется за право владеть «отчиной» с сыном Владимира Мономаха, Изяславом в 1096 году.
Съезд русских князей в Любече в 1097 году, пытаясь приостановиться кровавые княжеские распри, подтвердил право черниговских князей на Муром, и он попал в удел Ярославу Святославичу. Последний становится родоначальником династии муромо-рязанских князей. В состав княжества входили: Муром, Рязань, Пронск, Коломна.
|