Виктор Шилов
Виктор Шилов родился в 1964 году в городе Гусь-Хрустальный в семье живописца. Сразу после школы он поступает в Рязанское художественное училище и в 19 лет заканчивает его. В этом же году Виктор Шилов приезжает в Москву и поступает в один из самых престижных творческих вузов столицы - Московский государственный художественный институт им.Сурикова. Мастерская портрета профессора И.С. Глазунова. Первые полотна, созданные молодым художником, позволили говорить о нем, как о мастере русского реализма.
Большой талант - явление уникальное. Самой судьбой было предназначено Виктору Шилову стать художником. Однако его творческий путь далеко не обычен. Удачен? Несомненно. Легок? Только на первый взгляд...
Десятый, самый младший сын провинциального живописца из красивейшего русского города Гусь-Хрустальный. Виктор Шилов, с детства страстно любивший рисовать, навсегда сохранил привязанность к российской глубинке с ее легендами и поверьями, к атмосфере пьянящей свободы и высочайшей духовности. Уже в ученических полотнах было видно рождение мастера. А дипломная работа «Есенин в «Англетере» написана уже мастером зрелым.
Картина потрясает. Художник полностью отвергает версию самоубийства. На огромном полотне Шилова — поэт за несколько минут до убийства: момент смятения, осознание обреченности.Есенина было принято представлять так: кудрявый молодец с грустными глазами на фоне березок и одуванчиков... Образ такого «Леля» столь же фальшив, как и тот, скандальный, что появился позднее. Виктор Шилов первым разрушил этот стереотип, подтвердив суть реализма - не просто рисовать «похоже», но отстаивать правду.В годы ученичества Виктор Шилов участвует в передвижной выставке московских художников, его картины экспонируются в Смоленске, Пскове, Новгороде, Санкт-Петербурге.
Шилова приглашают в Германию и Италию. В 1990 году в Риме проходит выставка с участием работ художника, его принимают в члены Международной Федерации художников.
С 1991 года Шилов возглавляет кафедру живописи, рисунка и композиции Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества. К этому времени окончательно определяется основная тема творчества художника - Россия, ее история и судьба. В 1998 году ему присваивается почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации». Его всегда интересовали исторические личности, исторические сюжеты. В. Шилов не мыслит творчества без истории и считает, что лишь через призму времени можно объективно взглянуть на настоящее.
Сюжет картины «Петр I и царевич Алексей в Петропавловской крепости», казалось бы, повторяет знаменитое полотно. Но Шилов не оспаривает вымысел гениального Николая Ге, а следует исторической достоверности: последняя встреча отца и сына произошла именно в Петропавловской крепости. Здесь руки говорят о состоянии человека больше, чем лицо. Застывшие пальцы Петра на фоне стены крепости - отражение его каменеющей души... Трагедия отца, теряющего сына.
Картина «Погиб поэт, невольник чести...» — словно разрыв природы и бытия. Увядшая трава склоняется к поэту, пальцы цепляются за снег - как за уходящую жизнь. Черный плащ на белом снегу - как сломанные крылья... При всем том творчество Виктора Шилова оставляет ощущение света. Современность для него - завоевание прошлого и точка отсчета будущего. Он из тех художников, которых сам народ называет народными.
|