Бенуа Леонтий Николаевич (1856 -1928)
Известный русский архитектор, профессор ректор Академии Художеств (1903- 1906, 1917), редактор журнала "Зодчий" (1892-1895). По его проектам в Гусь-Хрустальном построены Георгиевский Собор, богадельня и причтовые дома.В 1890 году Ю.С.Нечаев-Мальцов заказал Л.Бенуа церковь для своего имения при Гусевских фабриках. Заказчик четко оговорил форму и стиль здания - базилика в русском стиле. «Это интересная задача, - писал позднее Л.Н.Бенуа, - создать большую русскую базилику».
Храм св. Георгия Победоносца стал своеобразной вариацией на тему «русского стиля». Л.Н. Бенуа справедливо считал подобную задачу не из легких. Удачно спроектированный и богато декорированный, храм безусловно выходил из ряда обыкновенных. Георгиевская церковь создавалась с использованием приемов синтеза искусств. Эскизы росписи интерьера, фонарей при входе, металлических деталей ограды и ворот исполнял сам Л.Н. Бенуа. К работам в церкви был привлечен В.М. Васнецов. Автор проекта очень увлекся работой по созданию Гусевской церкви; он подчеркивал, что задумал храм как величественный памятник и что для него было «важно и интересно» успешно завершить сооружение здания, в которое «вложил все силы». Помогали Л.Н. Бенуа воплотить его замысел верные саратники мастера - Г.Я. Леви и В А. Покровский.23 апреля 1892 года Л.Н. Бенуа представил заказчику на больших картонах проект будущего Георгиевского собора. До этого времени, по словам Бенуа, он «проработал с лишком 1-го года и израсходовал около 5000 рублей на помощников, путешествуя для изучения и вдохновения произведениями русскойстарины...". 25 мая 1892 года состоялась закладка новой церкви во имя Георгия Победоносца с приделами в честь Иоанна Богослова и святой мученицы Софии, на 3000 прихожан.
Высокие требования предъявлялись к качеству строительных материалов. В декабре 1892 года управляющий Гайдуков писал Нечаеву-Мальцову: «... г.г. Бенуа и Леви бракуют кирпич на облицовку из месной глины...». Красный лицевой кирпич для облицовки фасада привозили из Гжели, а кирпич для основной кладки вырабатывали в Гусе. Бут и белый камень завозился в зимний период и просушивался в теплом мещении. Возле стройки в глубоких ямах гасили известь. Для выкачивания воды был пробурен артезианский колодец. Через пять лет. к 1897 году, основные строительные работы были закончены, а окончательная отделка храма заняла еще несколько лет.
По первоначальному проекту Л.Н. Бенуа колонны Георгиевского собора должны были быть выполнены из чугуна, покрыты бронзовой краской и полностью расписаны цветными эмалями.
В процессе строительства Нечаев-Мальцов внес предложение о замене колонн цилиндрической формы на резные каменные. 23 июня 1893 года Л.Н. Бенуа писал заказчику: «Милостивый государь Юрий Степанович! При сем посылаю на благоусмотрение Вашего Превосходительства два чертежа колонны для гусевской церкви. На одном чертеже колонна составлена из 3 частей, а на другом из 5 частей... Лабрадор, как пилоны, основание всего среднего нефа церкви, не считается в технике вполне благонадежным..., поэтому необходим самый строгий прием материала. Мое мнение, основанное на первоначальной идее Вашего Превосходительства, - сделать колонны из чугуна под позолоту (как в ростовских церквах) или под живопись, что вполне отвечает стилю, а главное, несравненно благонадежнее и устойчивее камня... Конечно, все зависит от Вашего желания...».Вскоре, по желанию Нечаева-Мальцева, архитектор приступил к переделам и проверке полного расчета базиличных неф Гусевской церкви. Была проведена огромная работа результатом которой стал замечательный Георгиевский собор.
Хозяина Гусевской хрустальной фабрики Нечаева-Мальцова часто спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения фабричной и сельской церквей в глуши Владимирской губернии. "А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь..." - отвечал Нечаев-Мальцов.
Колонны были выполнены из лабрадора. Собору дали высокую оценку современники, а сам Л.Н.Бенуа писал: "В этот храм я все вложил, что мог, и, может быть он станет лучшим из моих произведений".
|