Село Лыково
Давным - давно купец по фамилии Лыков облюбовал место для постройки домов около леса, и даже сам поставил два дома. Но здесь было тяжело с добычей питьевой воды. И вот прислуга отправилась на поиски чистой родниковой воды, которая вскорее была найдена. В местечке, ныне называемом Семик, находилось семь ключей. Лыковы перебрались сюда. С этого места зачалось село. Стало оно называться Лыково. Время основания села – XVI век. Позднее село расстроилось на улицы. Первое – Семик, вторая – Вышвырок – это дома, построенные за селом, третья - Кошелиха (от слова кошель), здесь проживали богатые селяне. Четвертая – Замчалка (окраина), пятая – Козлова сторона; шестая – Новая сторона – улица, построенная позже всех; седьмая улица – Бараниха, по ней и Козловой стороне гоняли скот. Было время, когда народные названия улиц переименовали (XX век). Козлова сторона стала улицей Калинина, Бараниха – улицей Ленина. Но не прижились эти названия, теперь их никто не вспоминает, а прежние остались.
Кроме названий улиц встречаем много других интересных обозначений. Так, например, «Рыло» - грязное поле, болотина. Сначала здесь рыли канавы, осушали, а затем вытаскивали из болота сено. Церковные или поповы поля – это поля, находящиеся около дубравы, тут пахали священно служители, это была их земля. Выремское местечко – по реке Выремша. Пальничиха – выше от Выремского, за кладбищем, название интересное, но никто не может его объяснить. Муха - поля, на которых пасли скот(название дано, видимо, от большого скопления на этом месте мух и слепней). Иванова сторона расположена к северу от Баранихи. Здесь проживал в XVII веке дьяк Ивашка.
Село Лыково с XVI века до 1764 года было вотчиной Козьмина
Яхромского монастыря.
В книгах патриаршего казенного приказа 1635 г. записано:«Церковь Христова мученика Георгия в вотчине Козьмина монастыря в селе Лыкове дани 4 алтына 5 денег». Запись под 1687г : «В Козьмине монастыре вотчине село Лыково, от монастыря 2 версты, а в нем церковь во имя святого мученика Георгия деревяна клецки, крыта тесом об одной
главе…" Одновременно с церковью великомученика Георгия в Лыкове существовала церковь Святителя Николая, тоже деревянная, с деревянной же колокольней. Обе церкви стояли до 1808 года. В этом году священник Михаил Михайлов от лица всех прихожан обращается с прошением к епископу Владимирскому Ксенофонту о построении вместо деревянных храмов одной каменной во имя Покрова Богородицы с приделами в честь великомученика Георгия и святителя Николая, на что в 1811 г. получает храмозданную
грамоту. В 1816 году было закончено строительство трапезной части и в этом же году по прошению священника Ивана Торопского, церковного старосты крестьянина Ивана Прокофьева и мирного старосты крестьянина Каллистрата Федорова с пришлыми людьми состоялось освящение новоустроенных приделов ключарем кафедрального собора иереем Иоанном Доброхотовым. В 1823 году составлена опись Благочинного по устроению главного храма. В 1823 г. строительство было завершено и 1 октября храм был торжественно освящен Преосвященным Архиепископом Владимирским и Суздальским Парфением. Об этом событии свидетельствует надпись на северной стене центрального алтаря: « Жертвенник Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа устроися во имя Покрова Пресвятыя Богородицы тщанием прихожан. Освящен в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича Преосвященным Парфением архиепископом Владимирским и Суздальским 1823 года октября месяца в 1 день на праздник Покрова Богородицы. Украшен по стенам живописными изображениями в 1838 году».
«Из священных предметов замечательны 2 напрестольных креста, серебряные, вызолоченные, осмиконечные, из коих один пожертвован прихожанами, пострадавшими от холеры в 1848 году. Из книг – напрестольное евангелие печати 1634 года, обложено черным тисом, с серебряными евангелистами, пожертвовано в церковь Святого Георгия крестьянином Агафоновым о здравии своих родителей, на престольное евангелие 1763 года и Евангелие печати 1791 года.
Церкви принадлежит каменная часовня, устроенная в 1862 году для выноса усопших, там же хранились и гробы.
В селе также имелась кладбищенская церковь в честь Воздвижения Честного Креста, деревянная, построенная в 1863 году прихожанами в честь избавления жителей села от болезни холеры, которое произошло 1 августа 1863 года. И так, за всю историю села было 4 церкви: Георгиевская, во имя
Святителя и Чудотворца Николая, в честь Покрова Пресвятой Богородицы и кладбищенская церковь Животворящего Креста Господня. Все церкви строились с учетом того, чтобы с любой стороны села видна была хотя бы одна маковка церкви.
Уникальность храма заключается втом, что он строился и благоушался только насредства прихожан. Тому есть доказательства - надписи на подаренных иконах и утвари. Например, икона Александра Невского устроена "15 мая 1883 года в память благополучно совершившейся коронации его Величества Александра III от усердных крестьян Чурилово и других прихожан". Во второй половине XIX века насвятой горе Афон по заказу прихожан были написаны две иконы : Иверская и великомученника Пантелеймона. В настоящее время Иверская почитается как чудотворная,зафиксировано несколько случаев исцеления людей от разных болезней. В документе "Описание церквей и приходов Владимирской епархии" за 1893 год находимтакие сведениея: "Приход составлют село Лыково, деревни Слуда, Чурилово и сельцо Выремша. Приходские селения находятсЯ от Лыкова на расстоянии двух трех километров. Всех дворов в приходе 440, мужского пола 1239, женского 1386. Ежегодный доход около 2150 рублей. "Церковная земля была в следующем количестве:
усадебной 3 десятины, сенокосной и пахотной 34 десятины 855 кв. сотен. Притче положено по штату 2 священника, дьякон и 2 псаломщика». На колокольне Покровской церкви было 3 колокола.
Первый ( самый большой) весил 239 пудов, второй- 60 пудов, третий – 5 пудов.
Когда же они звонили?
Во время пожара, звонили часто.
- Если горело в своем селе – звонил большой колокол, если в соседнем – поменьше. Причем звонили вчастушку, т.е. очень часто.
- Перед службой, всенощной. Во время пурги, непогоды, чтобы путник не заблудился.
- Колокол выполнял также роль часов.
-
Стукнут в колокол - пора идти с полей, еще через определенный промежуток времени – пора в церковь. Прихожане стояли в строгом порядке – рядами. Один ряд – замужние женщины, другой ряд – мужчины, третий ряд – незамужние женщины.
Ударил колокол - и дрогнул сон гробниц,
и голубей напуганная стая
Вдруг поднялась с карнизов и бойниц
И закружилась, крыльями блистая.
Над мшистой стеной монастыря...
В селе Лыково имелась ещё одна церковь - кладбищенская в честь Воздвижения. В 30-е годы XX века этот храм был разобран. 14 августа 2005 года на месте, где стоял храм, был установлен трехметровый поколнный крест с надписью которая гласит: «Крест сей установлен… в год от Рождества Христого 2005 месяца августа в 1\14 день… в память избавления села Лыкова от болезней холеры в 1863 году".
Лыковский храм стоит на холме посреди полей и как белая лебедь, устремляется в небесную высь. Это жемчужина Юрьеского Ополья с великолерным внутренним убранством, удивительной акустикой, чудотворной икной Иверской.
Это достойный объект туристическогомаршрута.
|