Михайло-Архангельский
монастырь
С
городской площади войдем в кольцо валов. Перед нами перспектива
улицы, замыкаемая огромным кирпичным массивом Троицкого
собора, а слева — белые башни и стены княжеского Михаило-Архангельского
монастыря, возникшего в XIII веке, еще при Святославе, и
занявшего северо-восточный участок крепости. Существующие
здания относятся к позднейшему времени, XVII — XVIII векам.
Западная стена монастырской ограды сохранила
древнюю стену XVII века и три старые башни. Стена имеет
печуры подошвенного боя, навесные бойницы и щели для стрельбы
с боевого настила, лежавшего на арках внутри ограды. Башни
сильно перестроены и утеряли свой боевой облик. Остальные
части ограды — позднейшие.
В
западной линии ограды расположена Богословская надвратная
церковь (1670) со «святыми воротами» в нижнем ярусе (1654;
памятник реставрирован в 1963 г . А. Д. Варгановым и В.
М. Анисимовым). Он представляет собой своеобразный портик
с четырьмя арочными пролетами на мощных восьмигранных столбах - тумбах,
двумя сводчатыми въездами и двумя входами. Над ними, во
втором этаже,— охватывающая храм с трех сторон паперть с
поясом ширинок и украшенными арочными бровками окнами. Пятиглавый
храм с широким карнизом и тремя кокошниками на каждом фасаде
по сравнению с сочной пластикой паперти несколько беден
и сух. Его строитель был мастером менее умелым, чем суздальские
зодчие; в его руках тройные угловые полуколонки приобрели
вид простых толстых столбиков, разделенных стойками из ромбов.
Но в целом он создал достаточно торжественный и красивый
центр лицевой стороны ограды и парадный вход в монастырь.
Вошедший через низкую полутемную арку «святых ворот», где
устроены печуры для сидения богомольцев, попадал на центральный
двор монастыря, образованный его главными зданиями. Самый
принцип построения ансамбля напоминает расположение зданий
Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале: прямо перед входом
— собор, по сторонам колокольня и трапезная церковь. Эти
постройки различны по своей художественной значимости и
возрасту.
Лучшей
из них является колокольня XVII века. Она чрезвычайно монументальна
и представительна. Широкий и низкий четверик с тремя симметрично
расположенными на переднем фасаде окнами несет массивный
восьмигранный столп с широкими лопатками на углах и карнизами.
Все его плоскости сплошь покрыты квадратными ширинками в
нижнем ярусе и фигурными уступчатыми нишками-киотцами во
втором. По богатству декоративной пластической обработки
колокольня напоминает убранство колокольни Воскресенской
церкви в Суздале, но без ее нарядной полихромии. Широким
пропорциям восьмерика отвечает обработка устоев аркады звона
короткими и толстыми полуколоннами с огромными «бусинами».
Над арками звона вздымается величественный шатер с гуртами-выступами
на ребрах, тремя ярусами окон-слухов и нарядной главкой
из блестящей зеленой черепицы. Все здание от его общих сильных
пропорций до деталей проникнуто далеко не аскетическим монастырским
настроением; сочная пластичность и богатство убора роднят
юрьевскую колокольню с пышными купеческими постройками Мурома
XVII века, говорят о все сильнее наполняющих церковное зодчеств»
«мирских» народных вкусах.
Нарядной
архитектуре колокольни отвечает построенный в 1729 году,
взамен старого, существующий Михаил-Архангельский собор.
В общем, рядовое произведение провинциальной архитектуры
XVIII века, он хорошо связан с окружающими его старыми зданиями
ансамбля. Высокий объем нового собора, завершенный динамическим
пятиглавием, вторит композиции надвратного храма, а мотив его пояса над кокошниками строитель перефразировал в широком
карнизе собора, декоративная отделка которого в целом перекликалась
с декоративным богатством колокольни.
Южную
сторону монастырского двора занимает Знаменская трапезная
церковь (1625; реставрирована в 1963 г . А. Д. Варгановым).
Она имеет обычную для построек XVII века этого типа планировку
и конструкцию. Здание двухэтажное, Низ служил хозяйственным
целям, его план повторен в верхнем этаже. В западной части
— обширный квадратный одностолпный зал трапезной палаты;
к ней с востока примыкает узкое помещение церкви, сообщающейся
с палатой большой аркой и двумя широкими окнами; далее —
алтарь. Интерьер производит сильное впечатление своей простотой
и внушительностью.
С запада к трапезной примыкает Келарская
палата, выступающая во двор монастыря. На эту парадную сторону
зодчий обратил особое внимание, поместив в центре фасада
палаты портал входа, к которому вела со двора лестница каменного
крыльца. Напротив, обращенные к хозяйственной территории
монастыря фасады сделаны меньшим интересом к ним. Апсиды
слились в широкую криволинейную плоскость, очень наивны
наличники окон с их завершениями из треугольников, входящих
в бедный карниз. Верх здания переделан в позднейшее время.
На территории монастыря, рядом с колокольней, посетители также могут увидеть необычную Георгиевскую деревянную церковь 1718 г. Основной художественный эффект этого сооружения заключается в ярком контрасте между широким приземистым основанием и сильно повышенным верхом. Удивительная подробность: церковь построена без применения пилы и металлических гвоздей - одним топором. Эта небольшая деревянная церковь вывезена из бывшего Георгиевского
монастыря. По преданию, она первоначально была надвратной, но
с ликвидацией монастыря храм был снят с ворот на землю,
в связи с чем его кровля сделана более высокой. Все же здание,
поставленное почти непосредственно «на пошву», выглядит
несколько необычно (вывоз и восстановление памятника осуществлены
в 1967 — 1968 гг. Л. В. и В. М. Анисимовыми).
Памятниками Михайлов-Архангельского монастыря
ограничивается архитектурно художественное наследство, оставленное в
городе XVII веком.
В главном храме бывшего Михаило-Архангельского
монастыря разместилась единственная в своем роде выставка
художественной резьбы по дереву XV - XIX вв. Она включает в себя ряд дошедшиз до нас интересных произведений древнерусского изобразительного искусства.Замечательный образец народной резьбы по дереву - царские врата XVII века. Полна сказочного
очарования и изысканной декоративной красоты скульптура
святого Георгия Победоносца XV в.На сказочном коне с красиво изогнутой шеей сидит бравый (иначе и не скажешь) всадник в украшенной квадратными пластинами кольчуге. Падающие на плечи волосы выдают в нем юношу. Все это полно большого народного вкуса и декоративного замысла. При взгляде на это деревянное скульптурное изображение в превую очередь видишь храброго воина готового защитить родную землю от врага. Поэтому Георгий всегда был любимым героем русского народа, представлялся заступником в борьбе за правое дело, в извечной битве добра и зла. Есть мнение о том, что к созданию деревянной скульптуры
Георгия победоносца имеет отношение В. Д. Ермолин в 1471
г. С большим мастерством
выполнено изображение святых Параскевы Пятницы и святого
Николая Чудотворца XVII в.Параскева в переводе с греческого - "приготовление к субботе", т.е. то же, что по славянски - "пятница". Пятый день недели в крестьянском быту был всегда самым хлопотным, особенно у женщин. Вот они и избрали своей покровительницей Параскеву, которая по их мнению способствовала устроению свадеб, была заступницей женщин, помогала в торговле. так в предлагаемом изображении неизвестный мастер с большим искусством передал образ строгой и волевой женщины, мужественно переносящей тяготы жизни, а если потребуется, готовой на героический поступок.Гений резчика удивительно точно
передал добро, любовь и красоту, как связующую нить времен.Вызывает удивление сохранность деревянных скульптур. скорее всего, это можно обяснить особой техникой приготовления материала, технологией резьбы и дальнейший обработки. Материалом для скульптур служила в основном древесина сосны, липы, березы и ели. Подготовка к работе велась очень длительно. Срубленное дерево очищали от коры, оставляя ее лишб на концах. Торцы ствола тщательно зашпаклевывались смолой. Высушенное в таких условиях дерево недавало больших трещин. Орудия были нехитрыми: топор, нож, различные долота. При соединении частей скульптуры мастера пользовались специально подготовленными клеями, для скрытия мест соединения наклеивали на них паволоку - прочную льняную или пеньковую ткань. Затем скульптуру левкасили - покрывали слоем густо замешанного на клею мела и расписывали. Древние скульптуры расписывали яичной темперой, в XVIII-XIX веках применяли маслянные краски, позолоту, серебрение.
|