Судогодская земля с древнейших времен до конца XYII веках
древнейшей истории Судогодского края известно немного.
На реке Судогде , недалеко от бывшего хутора Листвинно-Воскресенского, обнаружено поселение относящее к началу второго тысячелетия до нашей эры. При его исследовании наряду с изделиями из камня были обнаружены и украшения из бронзы.
В V-VII веках до н.э. на территории края обнаруживаются первые изделия из железа.
В Волго-Окском междуречье с незапамятных времен проживали финно-угорские племена - мещера, мурома, мокша, меря, весь. В первом летописном источнике "Повести временных лет" говорится: "В лето в 6370 (862)... первые насельницы в Новгороде словене, в Полотьсте кривичи, в Ростове мерея, в Белоозере - весь, в Муроме мурома..."
Но уже в первом тысячелетии в бассейне р. Оки и ее притоков обитало и славянское племя вятичей. Славянские переселенцы мирно сосуществовали с коренными финскими племенами, воспринимая их культуру. Постепенно они растворились в массе переселенцев, оставив после себя названия мест, речек, значение которых, как полагают лингвисты, надо искать в языках народов, ранее населявших эти места. Наш земляк, писатель Владимир Солоухин также считал, что слова "Муром, Суздаль, Нерль, Пекша, Ворша, Кидекша, Клязьма, Судогда" угро-финского происхождения.
Важным фактором ассимиляции финских и славянских племен была торговля. Главные торговые пути шли по рекам Оке, Клязьме, Судогде, Колпи, Гусь. Река Ока - важнейший торговый путь древности - соединяла славянские племена с землями черемисов, мордвы, Волжской Болгарией и Хазарией. ВIX веке вятичи платили дань могущественной державе хазар.
В 966 году Киевский князь Святослав разгромил Хазарскую державу и подчинил вятичей. Рязанские, Суздальские и Муромские земли вошли в состав Киевского государства. Дальнейшая судьба земель в междуречье Оки и Клязьмы связана с именем Юрия Долгорукова.Один из древних торговых путей из Клязьмы в Оку шел по реке Судогде с перевалкой через речку Колпь.
Уже в XIII веке в Судогодской округе велась широкая добыча бутового камня и извести. По территории края неединожды проходила монгольская рать, разграбив Муром, ближайшей дорогой через Ушну, Судогду, Войнингу и Сойму на Владимир.
Первое из известных письменных упоминаний о Судогде встречается в документах от 1529 года - в Грамоте Великого князя Василия III - великий князь отдает "на кормление" волостное сельцо Судогду боярину Карамышеву. Судогда упоминается также в Уставной грамоте Владимирским бобровникам 1537 года.
По судогодским землям проходили также и войска Ивана IV Грозного на Казань. С пребыванием царя в крае связан ряд легенд.
О поселении на месте Судогды записано в патриарших окладных книгах 17-го века.
В 1623г. царь Михаил Федорович пожаловал в вотчинное владение дьяку Ивану Грязеву слободку Судогду с деревнями Афонино, Ушаково, Степаново и Лаврово за усмирение Нагайских мурз под Астраханью.
Согласно завещанию дьяка Ивана Грязева, по смерти его и его жены, в 1640 году слободка Судогда с деревнями перешла во владение Московского Симонова монастыря. Числилось тогда в этой слободке и деревнях 50 крестьянских дворов с 210 душами мужского пола, 30 дворов бобыльских с 72 душами и 2 церкви: Николая Чудотворца и святого мученика Мины Александрийского.
На Судогодской земле отважно сражались русичи с монголами.
Одна из таких битв произошла возле села Побойки Судогодского уезда. Спустя 30 лет после Неврюя через Муром судогодскими лесами прошли во Владимир монгольские полчища Усовгадая и Амидая. Всего же в XIII веке Владимир был трижды разгромлен и четырежды опустошались его окрестности, в том числе и Судогодские поселения.
Современная карта Судогодского благочиния.
Грамота Великого князя Василия III
"Се яз, Великий князь, Василий Иванович пожаловал Федоро Карамышева Лиственным да Судогдой в кормление в правдой. А вы все, люди тое волости, чтите его и слушайте, а он вас ведает и судит и ходит у вас по то, как было треть всего".
Пребывание Ивана Грозного на Судогодской земле.
Существует несколько преданий о том, как Иван Грозный через судогодские земли возвращался из Казанского похода. Якобы на месте впадения речки Войнинги в Судогду, под сенью лип, вел царь задушевную беседу с детьми боярскими и военачальниками. Говорят, именно на этом месте была выстроена Преображенская церковь, а поселение вокруг нее стали именовать Спас-Беседой. Преображенской церковью нарекли и храм, выстроенный при впадении реки Судогды в Клязьму. В жаркий день Иван Грозный осматривал здесь суда, приплывшие с ратниками по Клязьме, утомился и решил искупаться. Это место назвали Спас-Купалищем.
Название села Чамерево связывают с названием падучей болезни лошадей - "чемер", которой в здешних местах по преданию были поражены лошади царской дружины во время Казанского похода.
Великокняжеский бобровый промысел.
В 1537 году был издан любопытный документ – Уставная грамота Владимирским бобровникам. В нем значилось: “Ведать этим бобровникам мою великокняжескую службу, бобровую ловлю, ловить им бобров в реке Клязьме от речки Оржавки до реки Судогды, реку Судогду всю и Колокшу всю, что добудут бобров, возить их шерстью, а не добудут бобров, и им давать оброком ежегодно полтретье рубля денег.
Когда они пойдут на бобровую снастью, то мыта с них не берут, также не берут с них мыта и задних колачей, когда они поедут в Москву с бобрами или оброком, человека два или три”.
Cвятые Судогодской земли -
Преподобные Прохор и Вассиан Ястребские и праведный Савва Мошокский.
Более 400 лет земля Владимирская хранит память о двух своих святых — преподобных Прохоре и Вассиане Ястребских — и связанных с их именами двух монастырях, вошедших в историю как Первая и Вторая Прохоровы пустыни.
Кое-какие сведения о пустынях можно почерпнуть из духовных завещаний князей Воротынских. А в писцовых книгах 1627 года упоминается «...пустынь Прохорова первая на речке Ястреб, а в ней церковь Воздвижения Животворящего креста Господня ветха, другая церковь Алексея Митрополита — обе стоят без пения. На церковной земле три двора». Из этой описи видно, что к 1627 году Первая Прохорова пустынь пришла в запустение.
Первая пустынь была расположена в 5 км от села Заястребья на высоком левом берегу реки Ястреб, а вторая — вблизи деревни Гладышево, между притоками роки Ястреб, речками Черной и Крутец. Когда первые монахи-отшельники поселились на реке Ястреб, не известно. Нет сведений об этом в письменных источниках, умалчивают об этом и устные предания. Но в середине XVI века, когда земли по реке Ястреб стали вотчиной князя Михаила Воротынского, имя монаха-пустынника Прохора стало известно этому княжескому роду. Жизнь в глухих ястребских лесах располагала монахов к уединенным молитвенным подвигам. Река была богата рыбой и бобровыми поселениями, а окружающие леса — дикими пчелами. Монахи занимались бортничеством и всегда имели воск для свечей и мед.Через судогодские и ястребские леса пролегал путь на Казань, где первыми воеводами после ее завоевания были князья Воротынские и служили там на протяжении 40 лет, начиная с князя Александра, служившего с 1558 года, брата Михаила Воротынского, и кончая сыном последнего — Иваном Михайловичем.
Князь Иван Михайлович Воротынский, старший сын князя Михаила. С 1592 по 1598 год был воеводой в Казани, где по царскому указу строил слободу и православный храм. При митрополите Гермогене участвовал в поднятии мощей казанских святителей Гурия и Варсонофия. В смутное время оставался верен святителю Гермогену. В 1606 году участвовал в поднятии мощей убиенного в Угличе царевича Димитрия. В 1613 году знатный и способный боярин был кандидатом на царский престол, затем одним из первых присягнул на верность избранному Михаилу Романову. Был близок к царскому дому и митрополиту Филарету. Князь Иван Михайлович закончил свой земной путь в одном из монастырей и перед кончиной (+1627) принял схиму с именем Ионы. Он был погребен в Кирилло-Белозерском монастыре, в родовой усыпальнице Воротынских.
К Прохору-пустыннику, прозванному так за любовь к уединенным подвигам поста и молитвы, обращались князья за духовным советом, испрашивая его святых молитв. После кончины М.И. Воротынского, который погиб от руки Ивана Грозного в 1573 году, его сын Иван Михайлович на помин души своих родителей (супруга М.И. скончалась в 1579 году) на своей земле построил деревянный храм Всемилостивого Спаса и просил преподобного Прохора устроить здесь монастырь.
Спасский монастырь полностью существовал на княжеской руге, т. е. на деньги и пожертвования князей. Так, деревня Гладышево, а также деревни Шевнино на реке Черной, Тарабушино на реке Крутец, Наумовская и несколько пустошей были пожертвованы вновь открытому монастырю. Монахи продолжали духовно окормлять княжеский род и окрестные деревни.
Преподобный Прохор скончался в 1592 (7100) году. Благочестивый создатель Спасской пустыни князь И.М. Воротынский в память о первоначальнике пустыни, иноке Прохоре, назвал ее Прохоровой. После преподобного Прохора настоятелем монастыря стал священноинок Вассиан, перед кончиной принявший схиму с именем Василий. День и год кончины преподобного Василия не известны.
Интересно отметить, что деревня Гладышево в писцовых книгах 1627 года называлась «Васильева рамешка», а ручей, расположенный между двумя деревнями Кондряевом и Гладышевом, на картах до сих пор называется «Васильевским». В самой же деревне Гладышево все еще можно видеть остатки ограды, которой некогда была обнесена Пустынь.
После кончины в 1627 году Ивана Михайловича Воротынского Прохорову пустынь опекал его сын стольник Алексей Иванович Воротынский (+l642). Так же, как и его отец, князь Алексей был близок к патриарху и царю (он был женат на Марии Лукьяновне Стрешневой, родной сестре царицы Евдокии). Можно полагать, что благодаря этому имена святых угодников Божиих Прохора и Вассиана Ястребских стали известны окружению патриарха. Подвижники были прославлены, и имена их вписаны в Святцы уже в XVII веке в числе других местночтимых владимирских святых. День памяти святых преподобных Прохора и Вассиана Ястребских отмечается 21 июля, в день обретения Казанской иконы Божией Матери (в этот день в 1592 году преставился преподобный Прохор).
Вскоре после смерти князя Ивана Алексеевича (+1679), последнего представителя рода Воротынских, монастырь был закрыт, и часть монахов ушла в муромский Спасский монастырь. Храм Преображения Господня был обращен в приходской, и место это получило название погоста Спас-Сарники.
И в наши дни не угасает память о святых. Жители Заястребья из поколения в поколение передают рассказы о «Пустыньке» в ястребских лесах, о том, какая там ощущалась благодать, когда ходили туда косить сено. Рассказывают, что в середине XX века архиепископ Владимирский и Суздальский Онисим, некогда бывший здесь приходским священником, любил молиться в этих местах.
Осенью 1998 года по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на месте первой Прохоровой пустыни был установлен памятный поклонный крест и отслужена панихида. В 2000 году к памятному кресту совершили паломничество дети воскресной судогодской школы.
О Второй пустыни в писцовых книгах читаем: "...Спасский монастырь Прохоровой пустыни, что при деревне Гладышево... Князя Воротынского. Монастырь Прохорова пустынь меж речек Черной и Крутца, в и ней Церковь Преображения Господня древяна, ииерх с папертью, другая теплая церковь Николая Чудотворца ветха, стоит без пения, обе церкви — строение иотчинниково. Да на монастыреж четыре кельи — келья игуменская Иосифа, келья старца Иова, старца Серапиона, келья старца Геннадия, келья старца Пафнутия, да келья богадельная».
На месте второй Прохоровой пустыни у деревни Гладышево доживает свой век деревянный храм, Преображения Господня, он был построен в 1859 году на месте сгоревшего. Перед революцией хозяин рядом расположенного Благовещенского стекольного завода, почитая память Святых угодников Божиих, ПРОХОРА и ВАССИАНА Ястребских, пристраивает с западной стороны храма каменную колокольню с тем, чтобы в последствии построить и каменный храм вместо деревянного. Революция помешала это осуществить. Каменная колокольня была разобрана в 60 годах нашего столетия. Старожилы помнят, что стоял на погосте таинственный «срубец» без входа, но с оконцами и с двумя крестами наверху. В старину такие ставили над могилами. Говорят, что «срубец» поставлен был на погосте на месте алтаря старой Никольской церкви. По преданию, и сами святые преподобные Прохор (+1592) и Вассиан погребены где-то здесь, в бывшей Прохоровой пустыни.
В старинных святцах день памяти преподобных Прохора и Вассиана Ястребских указан в день явления иконы Казанской Божией Матери в Казани, т.е. 8/21 июля. Каждый год 21 июля в день празднования в честь иконы Казанской Божией Матери у разрушенного храма собираются жители деревни Гладышево чтобы вместе со священниками Судогодского благочиния почтить память святых преподобных Прохора и Вассиана Ястребских.
В XVI веке прославился своим благочестием служивший в Мошокском храме священник Савва. В старинных Святцах он значится среди местно чтимых владимирских святых как праведный Савва Мошокский. В Палехском иконописном подлиннике XVIII столетия о нем написано: «Священноиерей, иже на Ладоге, владимирский новый чудотворец, подобием сед, брада аки Власиева, ризы поповские».
Праведный Савва почил в 1592 году, день его памяти 5/18 декабря, когда празднуется память святого Саввы Освященного. Никаких лругих сведений о святом Савве нет.
|