Страницы истории
С древнейших времен до начала XX века.
В XX веке.
Жизнь людей на территории Селивановского края появилась 7 тысяч лет назад. Об этом говорят проведённые на территории района раскопки. Большинство из них проводились в начале ХХ века, когда интерес к археологии был особенно велик.
Представление о раскопках даёт карта, имеющаяся в районном краеведческом музее. Найденные предметы датируются эпохой неолита, а остатки глиняных сосудов с характерным орнаментом говорят о культуре ямочно–гребенчатой керамики.
Наиболее интересные раскопки проводились в 1938-1940 годах в селе Малышево, возобновились они после Великой Отечественной войны в 1945-1950 годах. Как это часто бывало, раскопки не были запланированы, но во время рытья котлована под строительство машино–тракторной станции (МТС) строители увидели что-то необычное и приостановили работы, сообщив по инстанциям. Приехали учёные и сразу оценили значимость увиденного. Раскоп показал, что на этом месте находился древний грунтовый могильник. «Были обнаружены 216 погребений по обрядам трупоположения , 12 захоронений коней, найдены топоры–кельты, проушные топоры, наконечники копий и дротиков, жгуты, венчики, перстни, и другие предметы обихода древнего человека финно-угорского племени мурома» (Археологическая карта России).
Часть найденных предметов составляют экспозицию « Наш край в древности» в Селивановском историко-краеведческом музее.
Наши места издавна славились богатыми лесами, многочисленными, прозрачными речками с названиями Колпь, Тетрух, Ушна, Кестромка. Эти реки и речушки были полны рыбой, леса – зверями, поэтому занятиями местных жителей были охота, рыболовство и, конечно, земледелие. Как и везде на территории Владимирского края вначале это было подсечное земледелие. А как же иначе, если здесь находились дикие Муромские леса.
Славянская колонизация проходила так же, как и на всей Владимирской земле, в IX- XI веках.
Земли будущего Селивановского района находились между двумя древнейшими центрами Северо-Восточной Руси – Владимиром и Муромом, и это играло свою роль. В двух старинных сёлах: Ильинском и Спас-Железино существуют предания, связанные с Илиёй Муромцем. Так, в с. Ильинское считают, что своё название село получило от былинного богатыря, который, якобы по пути в Киев, сражался здесь с неприятелем.
Старожилы рассказывали, что во время строительства дороги выгребали множество костей, а из лесного озера когда-то давным давно вездесущие мальчишки доставали старинные доспехи. В Спас-Железино есть огромный камень, который издавна называют камнем Илии Муромца. Будто скакал он здесь на своём богатырском коне, и ударил конь подковой по этому камню, и осталась на нём вмятина. Эти предания передаются из поколения в поколение, но подтвердить их без археологических раскопок невозможно.
Главным письменным источником по истории Селивановского края с XVI века является «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» 1897 г., где имеются ссылки на «Писцовые книги Троицких вотчин», «Патриаршие окладные книги», «Писцовые книги Муромско–Рязанской епархии» XVI- XVII веков. По этим источникам мы узнаём, с какого времени существовали те или иные сёла и храмы, кому они принадлежали. Пребывание человека с древнейших времён в этих краях даёт нам возможность делать предположения, что жизнь здесь никогда не прекращалась. Вот какую версию выдвигал уроженец погоста Спас-Железино, выпускник Владимирской духовной семинарии В.Н.Грацилевский в отношении погоста. Он считал, что на здешних землях располагалось хозяйственное управление Муромского Спасского мужского монастыря (первое упоминание о нём в летописи относится к 1096 году), а со временем был здесь построен небольшой монастырёк, получивший имя "Спас". Поэтому некоторые поселения на территории края, возможно, отнорсятся к XI веку. Монголоское нашествие нашло отражение в названиях деревень - Баракова Саранча и Мельнова Саранча.По преданию эти деревни окружили татары, и было их так много, как саранчи, поэтому и были названы так деревни. Наибольшее количество документальных сведений о Селивановской земле относится к XVI—XVII векам. Они говорят о том, какие знаменитые боярские и княжеские роды получали здесь земли в это время. Князья Одоевские на реке Мотре, бояре Плещеевы – село Святцы, бояре Мстиславские – село Ильинское, стольник Василий Нагой – село Драчёво, Иван Грязев – село Малышево, Матвей Новосильский – Григорово. Так и веет русской историей от этих фамилий. Если большинство письменных источников говорят нам о событиях XVII века, то село Дуброво упоминается в «Писцовых книгах Троицких вотчин» уже с 1550 года, как приложенное Семёном Фёдоровичем Киселёвым в Троице-Сергиев монастырь. Так что в XVI веке эти места были весьма оживлёнными, а крестьяне выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овёс, гречиху, льняное семя, коноплю, занимались пчеловодством, ловили рыбу. Об этом можно узнать из «Рукописи архива Лавры».
А ещё наши места связывают с походом Ивана Грозного на Казань. Будто благодаря его повелению появилась церковь на погосте Спас–Железино. Такую точку зрения высказывал в 1913 году П.И. Вознесенский – уроженец погоста, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии в газете «Владимирские епархиальные ведомости». Он считал, что Иван Грозный «проходил в 1552 году со своим войском через эти места во время своего третьего похода на Казань и приказал поставить храм в знак исцеления своих коней от болезни желез на ногах после испития воды из источника во время отдыха здесь. Документально известно из «Царственной книги», относящейся к тому времени, что царь на этот раз выбрал более короткий путь из Владимира на Казань – через Муром (первые два были через Балахну и Нижний Новгород). Летописец пишет: « Государь пошёл из Володимера июля 10-го в неделю к Мурому; и прииде к Мурому того же месяца 13-го в среду». Как писал П.И. Вознесенский, обыватели до сих пор показывают «царскую дорожку».
С XVII века достоверно известно о существовании таких сёл, как Драчёво, Ильинское, Малышево, Никулино, Святцы, Захарово, Копнино, Старое Замотрино, Николо-Ушна, Шульгино с находящимися рядом с ними деревнями.
Большинство сёл были достаточно богатыми, торговыми, в некоторых из них, например, в Ильинском и Дуброве, регулярно проходили ярмарки .
XIX век принёс бурное развитие промышленности , особенно после отмены крепостного права. Появился крахмало–паточный завод братьев Зворыкиных в Новлянке, стекольные заводы Федоровского в Троице-Колычёве (ещё в 1827 году), Голубятникова – в Ярцеве, лесопильные заводы А.Г.Лаптева близ Спас-Железино, П.Седова у Волосатой, Анненский спиртозавод Ф.Гогинова в Кондракове, ветряные мельницы в Драчёве, Ильинском, Гостинине и других местах, водяные мельницы в Святцах , Тучкове , Матвеевке.
4 июня 1873 года надворный советник Г.И. Способин получил разрешение на строительство писчебумажной фабрики на территории деревушки Елизаветино. Фабрику построили на возвышенном берегу реки Колпь и назвали её Горбатской , это же название получил и фабричный посёлок. Воды Колпи были особенно чисты, и благодаря этому бумага, производимая фабрикой получалась очень хорошего качества. Её выпускали двух видов – почтовую и писчую. На Нижегородской ярмарке в 1882 году продукция фабрики была удостоена Золотой медали. Фабрика развивалась, приобреталось современное оборудование, использовались знания и иностранцев. Так, на фабрике работал механиком англичанин И.Джоблинг, а после смерти Г.И. Способина долгое время был управляющим швед Ф.А. Ноак.
|