Кольчугино
в годы Великой Отечественной войны.
С
началом Великой Отечественной войны кольчугинский завод
был переведён на новый режим работы. Все цеха и отделы
работали в две одиннадцатичасовые смены с часовым перерывом
на обед без выходных дней. Многие работники завода были
мобилизованы на фронт, некоторые ушли добровольно. Однако
основной костяк коллектива был забронирован , и работа
на заводе шла с большим подъёмом.
Изменился ассортимент. Значительно уменьшился выпуск торговых
сортов проката. Резко возросло производство латуни, лент
и другой продукции, имеющей оборонное значение. Увеличение
выпуска шло за счёт частичного изменения технологических
процессов, например, внедрялось производство слитков повышенного
веса.
Вечером 15 октября 1941 года состоялось срочное совещание
у директора завода. На нём присутствовал Б.И.Орловский.
Он сообщил решение Государственного Комитета Обороны об
эвакуации завода. Были указаны места эвакуации цехов.
Уходя с совещания, каждый руководитель точно знал, что
он должен делать.
С 16 октября пошли эшелоны на восток. Оба кольчугинских
заводы эвакуировались.
Демонтаж оборудования вели круглосуточно и сразу же грузили
на платформы. Старались вывезти всё, так как на новом
месте предстояло выпускать продукцию для фронта. Мест
не хватало, решили сжигать архивы и личные дела работающих.
Путь заводских эшелонов был в Свердловск, там их встречал
нарком П.Ф. Ломако и направлял дальше. 2567 вагонов ушло
с завода имени Орджоникидзе, 682 с завода «Электрокабель».
Вместе с оборудованием уехало более четырёх тысяч металлургов
и двух тысяч кабельщиков. На базе оборудования кольчугинских
заводов возникли предприятия в городах Ревде, Каменск
– Уральске, Орске, Балхаше, два кабельных завода – в Ташкенте
и Краснокамске.
Легко пересчитать количество вагонов, оборудования, число
людей, но нелегко было им осуществить эвакуацию. То и
дело над городом появлялись вражеские самолёты. По ним
вели огонь зенитки в городе и за городом. Завод был хорошо
замаскирован, и попытки немцев обнаружить и разбомбить
его к успеху не привели, бомбы чаще летели в сторону посёлка
Бавлены. Летали фашистские самолёты и вдоль железной дороги,
делали налёты на Карабаново, Александров, в сторону Кольчугина.
28 октября очередной эшелон из Кольчугина двигавшийся
на восток на перегоне Кипрево-Бельково атаковал немецкий
бомбардировщик. Его смертоносный груз угодил точно в цель.
Когда же люди побежали, немецкий лётчик стал поливать
их свинцом из пулемёта, хотя прекрасно было видно, что
это мирные жители, а не военные. Убитых и раненых было
много, но не все имена известны нам. После этого на эвакоэшелонах
стали устанавливать зенитки.
Ежегодно на станцию Бельково к братской могиле выезжает
с завода делегация. В светлый праздник День Победы ложится
венок к обелиску. Первый памятник с красной звездой был
установлен здесь текстильщиками фабрики «Свобода» Киржачского
района, с надписью: «В память рабочих кольчугинского завода
имени Серго Орджоникидзе, погибших на станции Бельково
при эвакуации завода в Великую Отечественную войну 28
октября 1941 г.» Сейчас завод им. Орджоникидзе установил
на могиле второй обелиск, выполненный по проекту Олега
Царькова.
Леденящее крыло войны впервые так близко коснулось Кольчугина.
Потом были похоронки, многие не вернулись на родной завод.
В Книге памяти более четырёх тысяч имён наших земляков,
павших смертью храбрых, пропавших без вести. По всей России
стоят памятники и обелиски, горит Вечный огонь на площади
Ленина.