Крылатый
металл.
В
октябре 1921 года из Москвы со съезда инженеров прозвучал
призыв о создании сплава для авиации. Первым из кольчугинцев
на этот призыв откликнулся инженер-литейщик В.А. Буталов.
«Узнав, что ВСНХ поставил задачу,- говорится в Истории
МЛС в СССР, - организовать в стране производство лёгких
сплавов и об уже ведущихся переговорах по этому вопросу
с английским заводом «ВИККЕРСА», В.А.Буталов просит поручить
решение этой задачи коллективу Кольчугинского завода.
Согласие было получено». Молодой конструктор А.Н.Туполев
и металловед И.И.Сидорин предлагали освоить выпуск металлических
самолётов, но к их идее относились с сомнением. Из лёгких
сплавов в то время строила самолёты только немецкая фирма
«Юнкерс». В апреле-мае 1922 ода в небольшой старой отливной
Кольчугинского завода, переоборудованной в лабораторию,
были получены первые слитки, а в начале июня проведены
опытные прокатки. В конце июля и начале августа были получены
опытные слитки в цеховых условиях, в сентябре - первая
промышленная партия, а в октябре были освоены полуфабрикаты
для самолетов и аэросаней. Так был получен новый лёгкий
и прочный сплав для самолётостроения. Назван он был кольчугалюминием.
С этого времени металл для самолётов стал выпускаться
в нашей стране на Кольчугинском заводе, и только в 1933
году его производство было передано другому предприятию.
В 1923-24 годах на заводе, в цехе, предназначенном для
производства полуфабрикатов из кольчугалюминия, было уже
установлено необходимое оборудование и создана небольшая
аэропланная мастерская, в которой развернула свою деятельность
комиссия по постройке металлических самолётов ЦАГИ под
руководством А.Н.Туполева. В мае 1924 года прошёл испытание
первый цельнометаллический самолёт АНТ-2. За штурвалом
был инженер ЦАГИ лётчик Н.И.Петров. Было совершено три
взлёта, сделано 5-6 кругов на высоте до 500 метров.
В следующие дни самолёт поднимался на высоту 3000 метров
с двумя пассажирами.
Освоение производства кольчугалюминия, полученный опыт
использования цельнометаллических конструкций позволили
быстрыми темпами создавать всё более совершенные самолёты
из алюминиевых сплавов. На самолёте АНТ -3 под названием
«Пролетарий» М.М.Громов совершил в 1926 году перелёт по
маршруту Москва- Париж – Вена – Прага – Варшава - Москва.
За 34 часа 14 минут он проделал 7150 километров. В 1929
году лётчик С.А Шестаков и Ф.Е.Болотов на самолёте АНТ-4
под названием «Страна Советов» совершили перелёт через
Тихий океан из Москвы в Нью-Йорк. За 142 часа они покрыли
21241 километр.
Давно стал экспонатом музея маленький первенец отечественного
металлического самолётостроения АНТ-2. Голубые просторы
воздушного океана бороздят серебристые быстрокрылые ТУ,
но гордятся кольчугинцы – у колыбели этих машин стояли
их отцы и деды. Это они , рабочие и инженеры Кольчугинского
завода, создали сплав лёгкого и прочного «крылатого металла»,
они разработали технологию, они вместе с А.Н. Туполевым
собирали первые самолёты.