Художники Хрустального завода
Творчество художников, занятых в промышленности, имеет свою особенность и своеобразие. Это и понятно, ведь они занимаются не только созданием уникальных произведений выставочного плана, но и одновременно проектируют изделия для массового производства. И гусевские художники успешно решают эти важные задачи. Они создают прекрасные произведения декоративно-прикладного искусства современного звучания, наполненные тонким настроением, живой мыслью.

Стекло, как материал само по себе красиво и выразительно. Как только из него начинают делать вещь, то красота его находиться в прямой зависимости от умения и способности человека. Если это талантливый мастер, то он бережно сохранит природные свойства материала, еще ярче выявит их.
Именно так работают художники Гусевского хрустального завода. Большое значение имеет талант и художественное чутье непосредственных исполнителей творческих замыслов художников. И в экспериментальной бригаде работает немало выдувальщиков, шлифовщиков, граверов, тонко чувствующих стекло, в совершенстве владеющих сложным ремеслом, умеющих с полуслова понимать художника. Многим из них присвоено почетное звание мастера-художника. В их числе выдувальщики Н. Мягков, Н. Разведов, Б. Валенков, В. Кулев, шлифовщики С. Жуков, А. Шпинар, С. Староверов, В. Юматов, гравер К. Дианов и другие.Ведущее место среди прикладников завода занимал народный художник РСФСР Е. Рогов — мастер многоплановый, самобытный и яркий. Большое художническое чутье, несомненное природное дарование и тонкое знание свойств материала позволили ему создать удивительно сочные по пластике и декору произведения, в которых развиваются лучшие традиции народного искусства.
Первый большой успех пришел к художнику в 1958 году, когда коллекция Гусевского хрустального завода была показана на Всемирной выставке в Брюсселе и получила хам бронзовую медаль и диплом. В числе выставленных вещей были и произведения Е. Рогова. Среди них десертный набор из бесцветного хрусталя. При разнообразии приемов все произведения его отличаются ясной формой, тонким графическим рисунком, точным выявлением свойств стекла, что позволило художнику передавать в своих работах тонкое душевное настроение.
Ведущей темой его творчества является родная природа. Наиболее полно искусство художника проявилось в сюжетном алмазном гранении, основы которого были заложены в зубановском «светлом растении». Рогов творчески осмыслил этот эффектный прием и стал виртуозно использовать его. Именно декоративные произведения с сюжетным алмазным гранением составили у Рогова своеобразную поэму о красоте родного края. Об этом говорят сами названия произведений: «Майская», «Ларец», «Лесные дали», «Зимняя фантазия», «Морозко», «Владимирская вишенка», «Рябинка», «Русское поле», «Метелица», «Зимушка» и многие другие.
Интересно осмыслил художник тему Родины в декоративном комплекте ваз «Синегорье». Шарообразные вазы сделаны из прозрачного бесцветного хрусталя, только с одной стороны они имеют небольшой «наплыв» — тонкий слой нежно-голобоватого стекла. Матовый узор в виде коврового сплетения цветов и листьев неширокой полосой охватывает вазы и отражается в сферической поверхности, делая всю орнаментальную композицию объемной, воздушной.Гусевские художники постоянно стремятся найти в хрустале нечто новое, выявить и раскрыть его тайны свежо и оригинально с тем, чхобы заставить зрителя не только любоваться красотой этого чудесного материала, но и пережить какое-то конкретное душевное состояние. Характерно при этом творческое использование ими богатых традиций национальной русской школы художественного стекла. Каждый из них находит свое течение, которое отвечает его складу, его манере.
Заслуженный художник РСФСР главный художник завода В. Корнеев с увлечением работал в различной технике. Особенный интерес представляют его произведения, обработанные традиционным алмазным гранением. Примечательно в этом отношении декоративное блюдо «Сирень». Глубокое, с крутыми бортами, оно выдуто из нежно-сиреневого хрусталя и как бы источает теплоту летнего дня. Главный эффект здесь в крупных «алмазных» цветах, размещенных в свободном ритме по всему блюду. Плотным узором они покрывают дно, и кажется, что эти праздничные бутоны плавают в воздухе. Это ощущение приходит потому, что острые грани, которыми сделаны цветы, отражаются в сферической поверхности большого залива и «обманывают» зрителя.
Самобытный талант В. Корнеева не раз отмечался на художественных советах и выставках. На традиционной международной выставке в 1976 году в городе Яблонец — одном из центров художественого стеклоделия Чехословакии — его большой десертный набор «Серебристый» и декоративное блюдо «Вечернее» получили высокие награды — золотые медали.
В. Корнеев, как и другие художники завода, использует разнообразные приемы в работе. Своеобразна, например, его гутная скульптура. В отличие от многих он делает ее чаще всего из бесцветного стекла. Все внимание тут обращено на выразительную форму, в которой подчеркивается плавность, текучесть материала, способность его создавать причудливые образы. Многогранно творчество заслуженного художника РСФСР В. Муратова. Он всегда в поиске новых форм и декора, новых и часто неожиданных подходов к такому традиционному материалу, каким является хрусталь. Все его произведения отличаются изысканностью формы, пластичностью, яркой выразительностью и красочной декоративностью.
С увлечением художник работает в области гутной техники. Пожалуй, одно из лучших его произведений — это гутная скульптура «Олень». Тонкие, упругие, как струна, вытянутые ноги, горделиво посаженная голова, увенчанная ветвистыми рогами, которые сплелись в светлую ажурную корону. Вся фигура лесного красавца пронизана свежестью и мягкой музыкальностью.
Муратов смело использует в своих работах алмазную грань, пескоструйную обработку, гутную технику и другие способы. Ком-позиция и пластика сосудов, в которых находят отражение мотивы родной природы и памятники старины, трактуются им всякий раз тонко и живописно. Таковы декоративные вазы «Прясло» и «Суздальская вязь», где ажурные витые налепы напоминают по характеру живые узоры деревянной и каменной резьбы. С высоким эмоциональным накалом и мастерством сделаны и многие другие работы этого художника. В них успешно развиваются народные традиции, намечаются новые пути в стеклоделии. И закономерно; что плодотворный труд художника получил заслуженную оценку. В 1978 году Академия художеств СССР за серию декоративных работ присудила В. Муратову золотую медаль.
Много интересных произведений создал на Гусевском хрустальном заводе В. Филатов, который длительное время возглавлял коллектив художественной лаборатории предприятия, а затем работал главным художником министерства промстройматериалов РСФСР. Он периодически приезжал на завод для работы над новыми произведениями. В его творчестве прослеживается стремление к монументальности образов, к философскому осмыслению пластики стекла. Даже в самом названии его произведений присутствует это стремление. Таковы декоративные комплекты и ансамбли «Мысль и мечта», «Цветы и звезды», «Космос».
Последняя работа была создана в честь первого космического героя Ю. А. Гагарина и была подарена космонавту от коллектива гусевских хрустальщиков.
Ваза «Космос» примечательна во многих отношениях. Ее форма не имеет аналогии. Даже трудно назвать ее вазой. Художник нарочито делает ее как бы неустойчивой, фрагментальной. Перед нами будто бы осколок от вазы. Это само по себе уже навевает ощущение необычности. А разве полет человека в космос обычное явление?
Однако автор не останавливается на этом. Он тщательно продумал форму и сделал ее выразительной Острые лучи, расходящиеся от центра, символизируют стремление ввысь. А какой резкий порыв выражен в центральном луче, круто восходящем кверху! Сложный цвет, золотисто-огненный в тонких слоях и медово-чайный в плотных, также передает ощущение движения, стремительного порыва.
Замечательное творчество художников Е. Рогова, В. Корнеева, В. Муратова и В. Филатова давно получило всеобщее признание. В 1974 году всем им за создание высокохудожественных образцов для массового производства изделий из стекла была присуждена Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина в области изобразительного искусства. Владимир Васильевич КОРНЕЕВ в течение тридцати лет, с 1969 по 1999 годы, работал главным художником Гусевского хрустального завода. В 47 лет стал Лауреатом Государственной премии им. И.Е.Репина. В 52 года получил звание Заслуженного художника РСФСР. Удостоен звания Народного художника РФ в 2002 году.
На Гусевском заводе успешно развивается самобытная школа граверного искусства. В этой технике работают многие художники, но наиболее заметных результатов достиг А. Курилов. Работая в содружестве с мастером-художником К. Диановым, он создал целый ряд произведений, в которых пышная орнаментальность и декоративность гравированного узора органично сочетается с высоким накалом мыслей и чувств. Среди них серия спортивных кубков. Крепкие цилиндрические, слегка развернутые вверху, они имеют высокие полые фигурные ножки и увенчаны крышками с яркими шарами. На каждом кубке изображены моменты какого-то соревнования. На одном — гимнастов, на другом — борцов, легкоатлетов. Умело размещая фигуры спортсменов, художник всякий раз добивается ясной композиции, которая в то же время не теряет орнаментального начала и придает сосудам неповторимую
прелесть.
В монументальном плане решены А. Куриловым кубки, посвященные 50-летию Советской власти, а также прибор для вина «Вакханалия», декоративный комплект «Рыбаки и море» и другие работы. Адольф Степанович КУРИЛОВ родился в 1937 году в Свердловске (Екатеринбурге). Почти сорок лет отдал служению искусству художественного стеклоделия, работая художником в экспериментальном отделе хрустального завода. В 1989 году получил звание Заслуженного художника РСФСР, а в 2003 году стал Народным художником России. Член Правления Союза художников Владимирской области. Его авторские работы выставлены в музеях страны и за рубежом, приобретаются частными коллекционерами.
Поэтичны работы художницы О. Козловой. Она успешно работает как над вещами уникального плана, так и над образцами для массового производства, умело использует цвет и орнаментальный узор, который отличается легкостью и наполняет сосуды необычным звучанием. Таковы ее хрустальный сервиз «Вологда», декоративные ансамбли «Торжество», «Элегия», «Эдельвейсы» и другие. Тонко чувствует пластику стекла В. Касаткин. В своих работах он старается, прежде всего, передать именно это качество материала. Взять, к примеру, его декоративную вазу «Мелодия». Она имеет сложную форму, и вся ее поверхность расчленена на несколько вертикальных плоскостей. Гладкая, необработанная — чередуется с декорированной. Узор в виде пересекающихся волнообразных тонких прядей усиливает ощущение движения, музыкального ритма.
В своеобразной манере работают также художники С. Верин, Р. Аксенов.
В последние годы гусевские художники значительно расширили свою палитру. Они охотно стали проектировать витражные и мозаичные композиции для общественных зданий. Основная тема — героические дела советских людей, непреходящая красота родной природы. Каждый витраж — это радостное открытие мира, полного многокрасочной жизни, больших человеческих чувств и страстей. Таковы витражные композиции на автовокзале в Суздале художника В. Муратова, витражные решетки в ресторане «Мещерские зори» в Гусь-Хрустальном Е. Рогова, в Доме культуры Гусевского хрустального завода В. Корнеева и Н. Кондратьевой.
Хрустальный гусь
Орлов С.М. Родился в 1931 году в Гусь-Хрустальном, в семье потомственного стеклодела. В 1948 году окончил школу ФЗУ при Хрустальном заводе, С 1948 года - мастер-алмазчик.Станислав Михалович- соавтор хрустального гуся. сделанного по эскизу художника завода БорисаТимофеевича Бычкова в конце 50-ых годов. Скульптура гуся демонстрировалась на международной выставке в Нью-Йорке, а затем на ВДНХ. Серебряная медаль ВДНХ(1959 год).