На старте эксперимента (организационный и проектировочный этап) методическим советом школы, руководителями экспериментальной работы были разработаны программы развития информационной образовательной среды школы и экспериментальной работы (приложение).

Творческой группой учителей – новаторов разработаны возможные формы экспериментальной работы, способы отслеживания результатов и их оформления (приложение). Учителя, а их было тогда всего около 15 человек, оформили планы экспериментальной работы.

Учителя информатики (курсов по ИКТ пока еще не было) взялись за обучение педагогов простейшим приемам работы на компьютере.

Необходимая техника в предметных кабинетах на этом этапе отсутствовала. Проводились лишь отдельные «показательные» уроки в кабинете информатики.

Участники экспериментальной работы готовили методические наработки для проведения уроков с использованием компьютера.

В 2005 – 06 учебном году школой были приобретены компьютеры в отдельные учебные кабинеты, ноутбук и мультимедийный проектор (мобильный интерактивный кабинет). Появилась возможность регулярно проводить уроки с использованием ИКТ, индивидуально работать с учащимися, помогая выстраивать им собственную образовательную траекторию, осуществлять проектную деятельность с использованием компьютера.

В 2006 г. наша школа сала победителем конкурса «Лучшая школа» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и получила грант. Одним из условий победы являлось участие школы в экспериментальной работе по теме, представленной на этом сайте. На средства гранта, в том числе был открыт кабинет интерактивного обучения, оборудованный всей необходимой техникой, 15-ю ученическими рабочими местами. В кабинете по гибкому графику проводят уроки, занятия элективных курсов учителя всех образовательных областей.

На сайте представлено более сорока методических наработок учителей и учащихся в различных образовательных областях и преследующих различные цели (приложение). При дальнейшем изложении технологий опыта я буду приводить только отдельные примеры. Остальные приложения достаточно легко отыскать по соответствующим ссылкам. При открытии некоторых материалов в верхней строке появляется сообщение об обеспечении безопасности Internet Explorer. Щелкните мышкой по строке. Щелкните ссылку «Разрешить заблокированное содержимое» и затем «Да». Все материалы на сайте проверены и не содержат вирусов. Просматривать презентации необходимо с помощью щелчка мыши или скролом (колесиком на мыши).

Наиболее доступной, наглядной, простой в применении формой работы с компьютером стало создание презентаций в программе «PowerPoint» (приложение). В материалах сайта большинство презентаций представлено вместе с конспектом урока или мероприятия, которые ими сопровождаются. Педагоги и учащиеся создают презентации для:

представления педагогического опыта учителя (приложение);

оформления конспекта урока для его последующей презентации на методическом объединении учителей (приложение);

сопровождения традиционного урока. Урок становится ярким наглядным, растет мотивация детей к работе на уроке. Здесь компьютер с проектором заменяют работу с доской и мелом, таблицами и картинками, позволяет продемонстрировать в одном материал, собранный из множества источников, в том числе сети Internet (приложение);

создания проблемной ситуации на проблемном уроке. Выстроенная по времени презентация задает в нужное время вопросы, используются всплывающие подсказки (приложение);

организации современного урока, например урока – игры, как с индивидуальным участием игроков, так и с командным. Такой урок развивает коллективные формы работы, стремление к познанию окружающего мира, самообразованию (чтению дополнительной литературы). Проведение такого урока целесообразно на итоге изучения большой темы. Дети могут принимать участие не только в проведении, но и в подготовке такого урока (приложение);

сопровождения внеклассных мероприятий (приложение), (приложение);

проведения тестового контроля на ученических компьютерах. Наглядно, экономно по времени и средствам, обеспечен моментальный результат (приложение);

представления результатов проектной и научно-исследовательской деятельности на научно-практических конференциях и выставках творчества (приложение).

 

Следующая и на наш взгляд основная форма работы – применение на уроках образовательных программ на CD – дисках (электронных учебников).

 

В отсутствии интерактивного кабинета с ученическими местами, электронные учебники использовались учителями демонстрационно с помощью мобильного интерактивного класса (ноутбук и проектор).

 

Наибольшую популярность получили электронные учебники:

- «Большая энциклопедия КМ» (на 12 CD дисках), которая в основном используется учителями начальной школы (приложение);

- СD: Алгебра 1999, КОРДИС & МЕДИЛ, КУДИЦ (приложение);

- Продукция ООО «Физикон», например CD: Графики и функции. Серия «Открытая математика» (приложение);

 

Всего учителями школы приобретено и используется в работе более 200 образовательных программ на CD.

 

В электронных учебниках учителя естественнонаучного блока наиболее активно используют интерактивные модели, модели опытов, видеофрагменты, и особенно те явления и опыты, которые нельзя воспроизвести в школьной лаборатории.

С появлением интерактивного кабинета электронные учебники стали активно использоваться для проведения зачетных и тестовых работ, подготовки к централизованному тестированию и ЕГЭ. Тренажеры ЕГЭ и ЦТ активно применяются учителями информатики и математики для подготовки к экзаменам.

Так в 2006 – 07 учебном году итоговая аттестация в 11 физико-математическом классе по математике и информатике проводилась в форме компьютерного тестирования. В результате учащиеся, прошедшие компьютерную подготовку в тестировании показали очень высокие результаты на ЕГЭ и вступительных экзаменах. Степень обученности по математике составила 89%, по информатике - 88 %.

Учителя разрабатывают собственные тестовые программы для тематического контроля. От достаточно несложных программ в «Excel» (приложение) до презентабельных тестовых программ, например программы под руководством учителя музыки И. П. Корбан (приложение).

Интерактивные модели можно использовать не только для обеспечения наглядности и решения задач, но и для проведения виртуальных лабораторных работ. Недостатком таких работ является отсутствие практического их выполнения. Однако виртуальные лабораторные работы имеют целый ряд преимуществ: существует возможность непосредственно наблюдать, исследовать, экспериментально проверять правильность теоретических предположений, что значительно увеличивает эффективность урока. Можно осуществить эксперимент, который в обычных условиях невозможен (например, если процесс долговременный или требующий специальных установок), можно попробовать экспериментировать и с «эффектом Доплера», и проводить космические эксперименты. Предлагается широкий диапазон для варьирования физических величин, зависимости которых изучаются в данной модели. При этом каждый ученик может быть свободен в выборе значений физических величин, что в реальной лабораторной работе трудно достичь. Группа учащихся физико-математического класса под моим руководством осуществила целый проект по разработке таких работ с использованием виртуального учебника ООО «Физикон» с последующей их апробацией. Работа представлена на Российский фестиваль детских научно-исследовательских работ «Портфолио» в 2005-06 учебном году и размещена на сайте газеты «1 сентября» (приложение).

Важное место в системе работы школы с одаренными детьми в рамках школьного научного общества «Поиск» занимает проектная деятельность детей и педагогов.

С 1995 года преподавание курса информатики и ИКТ в рамках получения специальности «Оператор ЭВМ» в физико-математических классах ведется в сотрудничестве с Владимирским Государственным университетом. Завершается обучение серьезными проектами, выполняемыми под руководством преподавателей ВлГУ (приложение). Учащимися 11 классов созданы более ста проектов, которые используются в ВУЗах, представлялись на городских научно-практических конференциях, используются учителями для проведения уроков (приложение).

Серьезной проектной работой учащихся по химии под руководством Седовой Л.И. с использованием множества функций ИКТ можно считать работы учащихся, выполненные в виде мини - электронных учебников. Презентация к отдельной теме содержит и динамические модели, и звуковое сопровождение, и видеофрагменты, и тестовые задания для контроля (приложение).