Цель педагогической деятельности, описываемой в данном опыте, – создание условий для формирования у школьников ценностного отношения к сельскому образу жизни средствами художественной литературы.

 

Задачи, при реализации которых будет достигнута эта цель:

 

1. Проанализировать степень решённости заявленной в опыте проблемы в УМК по литературе под редакцией В.Я.Коровиной.

2. Внести некоторые изменения в содержание образовательного процесса по литературе, дополнив его произведениями на «сельскую» тематику.

3. Разработать систему внеклассных мероприятий по литературе, которая стимулирует формирование у школьников ценностного отношения к сельскому образу жизни, позволяет учащимся рефлексировать социальное окружение и определить своё место в сельском социуме.

4. Создать условия для воспитания у учащихся чувства любви к малой родине и доказать средствами художественной литературы привлекательность сельского образа жизни.

 

Идеальным результатом данной педагогической деятельности можно считать выпускника, у которого благодаря художественной литературе сформировалось позитивное отношение к сельскому образу жизни.

 

Выпускник должен не только отчётливо представлять себе роль и место изученных произведений с «сельской» тематикой в литературном процессе, но и создавать творческие работы, ориентированные на ценностное отношение к селу. Поэтому он должен стать

• носителем исторической памяти предшествующих поколений,

• наследником и хранителем культуры села, региона.

 

Для того чтобы ценностный компонент содержания образования так же, как опыт знаний, умений и творчества, стал предметом целенаправленного формирования (по теории целостности содержания образования И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.В.Краевского), нами используется целостный педагогический комплекс (См. выше схему 1 в разделе «Ведущая педагогическая идея»), в который входят

• содержательная составляющая,

• инструментальная составляющая,

• процессуальная составляющая.

 

Содержательная составляющая комплекса

 

Содержание образовательного процесса в школе необходимо максимально приблизить к повседневной жизни детей и социальной жизни села. Каждый учебный предмет (особенно литературу) в рамках школьной образовательной программы важно наполнить поэзией сельской жизни, сознанием необходимости и благородства крестьянского труда.
Но анализ содержания программного материала по литературе выявил недостаточное количество учебных часов и изучаемых произведений с «деревенской» тематикой для сельских школьников. Поэтому нами были внесены некоторые новые содержательные аспекты (см. таблицу 1) и произведены следующие действия:

- ориентирован на «сельскую» тематику программный раздел «Литература родного края» в 5 классе;

- изменён спектр изучаемых произведений для внеклассного чтения на уроках литературы в 6-8 классах;

- введён элективный курс в 9 классе «Милая глубинка, ты истинной России колыбель» (См. приложение 1);

- разработана и апробирована система внеклассных мероприятий по литературе для учащихся 5-11 класса

 

Таблица 1.

Примерное содержание уроков литературы для формирования у школьников ценностного отношения к сельскому образу жизни

 

Программные произведения, затрагивающие «деревенскую» тематику
Дополнительные произведения для изучения на уроках литературы сельского образа жизни

5 класс

1. И.С. Тургенев. «Муму».
Возвращение в деревню как нравственная победа героя.
2.И.С. Тургенев. «Бежин луг».
Крестьянское детство.
3.А.В. Кольцов. «Косарь».Герой из народа.
4.Ф.И. Тютчев. «Чародейкою Зимою»
А.А. Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой».Музыкальность и поэтическая глубина изображения картин родной природы.
5.К.Г.Паустовский. «Тёплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке.
6.И.С.Шмелёв. «Мартовская капель». Поэтические картины природы.
7.С.А.Есенин.«Нивы сжаты». Красота родной природы.
8.М.М.Пришвин. «Времена года». Любовь к родной природе и стремление её защищать.
9.В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Стойкость деревенского мальчика.

Раздел «Литература родного края»
1.Фольклор. Крестьянский мир в произведениях устного народного творчества (пословицах, поговорках, загадках).
2.Фольклор. Народные песни и частушки нашего края.
3.Фольклор. Русские народные сказки о трудолюбии, народной мудрости. Сказка «Морозко» или «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо».
4.Сказки владимирских писателей.
• Сказка И.Н.Климова, муромского сказочника, «Крестьянин и медведь». Природная сметливость крестьянина.
• Сказки Бориса Костина «Сок волшебного дерева». Верность родной земле, единство человека с природой. «Родничок и тропинка». Забота о родной природе, трудолюбие, доброта.
5.В.А.Солоухин «Здравствуйте!». Народная традиция человеческих отношений.
6.В.А.Солоухин. Притча «Обыкновенный человек». Добропорядочность, взаимопомощь.

6 класс

1.Мифы древних славян.
2.А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Мотив красоты природы.
3.Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Родная природа.
4.А.П.Платонов. «Корова». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идея взаимопомощи.
5.М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Труд в жизни деревенских детей. Одухотворение природы.
6.В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта деревни.

1.Фольклор, связанный с подготовкой земли и ростом хлеба. Весенняя календарно-обрядовая поэзия.
2.Фольклор, воспевающий завершение хозяйственного года, жатву и уборку хлеба. Осенняя календарно-обрядовая поэзия.
3.Земледельческий культ в мифологии. Славянские мифы о Солнце.
4.В.И.Белов. Рассказы «На родине», «Поющие камни», «Весенняя ночь». Красота деревенских пейзажей.
5.В.А.Солоухин «Под одной крышей». Взаимоотношение соседей. Добропорядочность.

7 класс

1.Былина «Вольга и Микула Селянинович». Микула – носитель крестьянских качеств (трудолюбие, доброта, мастерство, физическая сила).
2.М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Красота русской природы.
3.И.С.Тургенев.«Бирюк» Крестьянский быт, бережное отношение к природе.
4.А.П.Платонов «Юшка». Любовь и уважение к человеку, трудолюбие.
5.Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади». Протест против равнодушия.
6.Стихотворения о родной природе С.Есенина, Н.Заболоцкого и др.

1. И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Деревня». Благотворное влияние природы на духовное становление человека.
2. В.А.Солоухин «Подворотня». Обаяние жизненного уклада деревни.
3.Е.Носов. «Лоскутное одеяло». Соблюдение народных традиций, приобщение к духовному богатству.
4.В.М.Шукшин. Сборник рассказов «Сельские жители».
Приобщение к жизненной мудрости, к духовному богатству, добропорядочность.

8 класс

1.Фольклор. Народная песня.
2.К.Г.Паустовский «Телеграмма». Тема взаимопомощи на селе.
3.В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Деревенский быт.

1.И.С.Тургенев «Живые мощи». Трудолюбие, терпеливость, кротость главной героини.
2.В.М.Шукшин. «Мастер». Приобщение сельских жителей к духовному богатству.
3.Е.Носов «На дальней станции сойду», «В чистом поле за пролеском». Поэтичность сельского образа жизни.
4.В.Г.Распутин «Изба». Приобщение к жизненной мудрости, силе народного духа.

9 класс

1. Человек и природа в поэзии Серебряного века.
2. Ф.А.Абрамов «Дом». Тема русской деревни.

В рамках элективного курса «Милая глубинка, ты истинной России колыбель».

10 класс

1.Ф. И. Тютчев. Стихотворения о природе. Единство мира природы и внутреннего мира человека.
2.А.А.Фет. Стихотворения о природе.
Слияние внешнего и внутреннего мира.

В рамках внеурочной деятельности.

11 класс

1.И.А.Бунин.«Антоновские яблоки».Тонкое восприятие мира природы.
2. «Крестьянская» поэзия 20-х годов. Н.Клюев, С.Клычков, П.Орешин.
3.Глубокое чувство родной природы в лирике С.Есенина.
4.Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.
5.М.А.Шолохов «Поднятая целина». Совместная общественно полезная деятельность.
6. «Деревенская проза». С.Залыгин, В.Белов, В.Астафьев, Б.Можаев, Ф.Абрамов, В.Шукшин.
7.В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой». Соблюдение народных традиций.
8.А.И.Солженицын «Матрёнин двор». Праведник на селе.
9.Современная поэзия. В.Боков. Бережное отношение к земле.
Н.Рубцов «Звезда полей».

В рамках внеурочной деятельности.

 

Инструментальная составляющая комплекса

 

К способам фиксации ценностного компонента на уровне учебного материала (учебник, конспект урока и др.) мы относим тексты и задания, ориентированные на ценности сельского образа жизни.

 

Виды ценностно-ориентированных текстов, используемых в данном опыте

 

1. Тексты, в которых ценности имеют прямое отражение. Как правило, эти тексты написаны языком оценочного характера, который выражается в оценке фактов, событий, поступков. Стиль этих текстов убеждающий, в содержании текста встречаются эталоны, идеалы, нормы, через которые идёт оценивание того или иного объекта. Это жития, поучения, притчи. Например, в 5 классе изучается притча В.А.Солоухина «Обыкновенный человек».

 

2. Тексты, где ценности отражаются опосредованно. Данный вид текста не представляет учащимся открыто ценностные объекты, к которым необходимо формировать ценностное отношение. Как правило, в таких текстах мало оценочных суждений, скрыты критерии, по которым выявляется значимость ценности. Особенностью таких текстов, прежде всего, является то, что в них оценивается не отношение к реальным личностям и событиям, а идёт оценка художественных образов, через которые осуществляется выход на ценности. Это тексты в форме сказок, легенд, мифов. Например, при изучении в 5 классе сказки владимирского писателя Б.Костина «Родничок и тропинка» дети оценивают художественные образы и приходят к выводу, что быть трудолюбивым и добрым, как родничок, очень ценно для сельской жизни, потому что будешь приносить пользу людям. А жизнь ленивой, зарастающей травой тропинки не имеет никакой ценности.

 

3. Тексты, в которых ценности отражаются косвенно. В этих текстах отражение ценностей происходит через пробуждение адекватных эмоциональных переживаний к ценностным объектам. Данные тесты должны быть эмоционально насыщены и через живое слово, остроту сюжета способствовать проявлению у школьников ярких впечатлений, чувств. Это рассказы, повести. Например, при изучении в 8 классе рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма» учащиеся испытывают эмоциональное потрясение, узнав о страшном одиночестве умирающей старушки. Единственная дочь Настя, которая живёт в Ленинграде, уже три года не навещала родную мать. Она даже не приехала на похороны. В последние дни за старушкой ухаживали соседи: сторож Тихон и девочка Манюшка. Учащиеся, прочитав рассказ, приходят к выводу, что ценность сельского образа жизни – взаимопомощь. (См. приложение 2 )

 

Для того чтобы ценности сельского образа жизни были оценены школьниками и включены в их личную систему ценностей, кроме текстов, необходимо использовать совокупность ценностно-ориентированных заданий.

 

Группы заданий, используемых учителем на уроке

1. Задания на выявление отношения к ценностным объектам. Этот вид заданий служит выработке у учащихся критериев оценивания действительности, соответствующих уровню современной культуры. К таким заданиям можно отнести задания на оценку поступков, задания в форме оценочных вопросов. Например, как вы оцените поступок девочки Манюшки из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма», не отходившей три дня от страдающей, умирающей соседской бабки? (См. приложение 2)

 

2. Задания, включающие учащихся в ситуацию выбора ценностей. Эти задания создают условия для того, чтобы ученик сделал выбор ценностного объекта, принял решение на основе личностных ценностных ориентаций. К данной группе относятся задания с выбором ответов, продиктованных различными ценностными устремлениями, задания в форме моральной дилеммы, задания на социальную ориентировку и др. Например, при сравнительном анализе рассказов В.М.Шукшина «Мастер» и «Крепкий мужик» ребятам предлагается сделать выбор. Чью позицию они предпочитают: Сёмки, героя рассказа «Мастер», который своими «золотыми» руками стал отстраивать сельскую церковь, или бригадира Шурыгина из рассказа «Крепкий мужик», который, наоборот, посягнул на святыню.

 

3. Задания практической и художественной направленности. Данная группа заданий характеризуется направленностью на созидание и донесения до других людей ценностей сельского образа жизни, принятых человеком и опредмеченных в практической деятельности или создаваемых им художественных образах. Например, творческие работы учащихся на темы: «С любовью к Ополью», «Моя душа живёт в деревне», «Село моё, любимое, родное» и др. (См. приложения 3, 5)

 

Процессуальная составляющая комплекса

предполагает включение операциональных средств, направленных на формирование опыта ценностного отношения к сельскому образу жизни непосредственно в учебно-воспитательный процесс.

К таким средствам, в первую очередь, относится метод обучения как наиболее общая дидактическая единица. В описываемом опыте применяются следующие методы обучения:

• метод проблемного изучения (частично-поисковый, исследовательский),

• метод творческого проекта.

Чтобы литература воспитывала, чтобы она могла дойти до сознания и сердца школьника, его нужно учить читать вдумчиво, анализировать каждую деталь, эмоционально воспринимать художественное произведение. Методы проблемного изучения позволяют учащимся проникнуться замыслом произведения, пройти вместе с писателем путь художественного мышления, органически, но вместе с тем и критически воспринимать образы и идеи, его творческую манеру. У школьников развивается наблюдательность, умение видеть жизненные явления, природу, человека в его труде, в отношениях с другими людьми.

Анализ текста литературного произведения – основа исследовательской деятельности учащихся. Учитель и ученики, анализирующие текст, подходят к ответу на следующий вопрос: как автор добивается того, что мы, читатели, понимаем, о чём и для чего этот текст. Исследуются изобразительно-выразительные средства, используемые автором, его стилевая манера. Так, например, анализируя пейзажные зарисовки в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма», школьники пришли к следующему выводу: состояние природы («трава полегла», «облетевший, озябший клён», «последние листья») и состояние главной героини Катерины Петровны («трудно вставать», «обморочная слабость давила на грудь», «доживала свой век») схожи; природа помогает понять внутреннее состояние героини; часто повторяются глухие, шипящие и свистящие звуки, которые производят на читателя неприятное ощущение; автор намекает на «ненастье» в душе Катерины Петровны.

Таким образом, частично-поисковый и исследовательский методы создают условия для развития интересов и творческих способностей личности каждого школьника, так как в ходе работы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, ставить и разрешать проблемы. Применяется также индивидуальная форма исследовательской деятельности. Например, ученица 11 класса выполнила работу на тему: «Образы животных как крестьянские символы в поэзии С.Есенина». (См. приложение 4)

Метод творческого проекта способствует развитию у учащихся навыков самостоятельного поиска информации, её анализа, обработки, что повышает уровень обученности школьников. Важно учесть, что учитель только управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора, мотивирует учебную деятельность ученика, создаёт положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества. Например, творческий проект «Литературная неделя «Милая глубинка, ты истинной России колыбель» начался с заседания Совета старшеклассников, на котором была определена структура проекта. Ребята назвали её «6 П»:
проблема,

- планирование (проектирование),

- поиск информации,

- продукт,

- презентация,

- портфолио.

 

Используя приём «Мозговая атака», школьники наметили мероприятия:

- фотоконкурс «Прелести сельской жизни»,

- выставка рукодельных работ односельчан «Человек трудом славен»,

- исследовательские работы «Летопись исчезнувших деревень», «Люди успеха»,

- конкурс рисунков «Деревенька моя»,

- конкурс стихов собственного сочинения «Моя душа живёт в деревне»,

- путешествие «Опольевскими просёлками» (литературные состязания). (См. приложение 5)

 

Проект имел групповую форму организации. По склонностям, способностям и желанию учащиеся определились в следующие группы:

- литераторы (сочинение стихотворений, написание заметок, создание продукта проектной деятельности «Дневник путешествий «Опольевскими просёлками»),

- художественные оформители (подбор иллюстраций, создание эскизов, рисунков, подбор фотографий, организация выставок),

- компьютерщики (набор текстового материала, компьютерная презентация),

- исследователи (исследование песен, пословиц о сельском образе жизни, исследовательская работа «Люди успеха»),

- театралы (инсценирование эпизодов художественных произведений),
аналитики (анализ социологического опроса «В чём привлекательность сельского образа жизни?», саморефлексия проектной деятельности).

 

Для эффективной реализации ценностного компонента в процессе обучения нами используются современные технологии обучения: игровые, технологии драматизации, диалога.

На уроке литературы учащиеся знакомятся с художественными текстами различных эпох, различных культур. Следовательно, для адекватного понимания и постижения художественного произведения сегодня недостаточно ограничиться лишь использованием учебного диалога: изучение литературы в школе должно иметь широкий культурный контекст. Мы организуем на уроке диалог культур, позиций и мировоззрений, отражённых в том или ином тексте как феномене русской и мировой культуры. Это позволяет осуществить связь времён. Например, в рассказах В.Солоухина «Колокол» и В.Шукшина «Крепкий мужик» говорится о разорении православных храмов, об оскудении памяти, равнодушии людей. Читая эти произведения, учащиеся слышат голоса авторов, призывающие заботиться о своей душе, сострадать ближнему, ощущать себя частью человечества.

 

Таким образом, предложенный педагогический комплекс с содержательной, инструментальной и процессуальной составляющими позволит сделать опыт ценностного отношения к сельскому образу жизни предметом целенаправленного формирования, а процесс становления личностной системы ценностей школьника, развитие его духовных сил закономерным результатом обучения, что, на наш взгляд, является ведущим направлением модернизации российского образования.

Система внеклассных занятий
по проблеме формирования у школьников
ценностного отношения к сельскому образу жизни
средствами художественной литературы
на 2005-2008 гг.