Цель педагогической деятельности, описываемой в данном опыте, – создание условий для формирования у школьников ценностного отношения к сельскому образу жизни средствами художественной литературы.
Задачи, при реализации которых будет достигнута эта цель:
1. Проанализировать степень решённости заявленной в опыте проблемы в УМК по литературе под редакцией В.Я.Коровиной.
2. Внести некоторые изменения в содержание образовательного процесса по литературе, дополнив его произведениями на «сельскую» тематику.
3. Разработать систему внеклассных мероприятий по литературе, которая стимулирует формирование у школьников ценностного отношения к сельскому образу жизни, позволяет учащимся рефлексировать социальное окружение и определить своё место в сельском социуме.
4. Создать условия для воспитания у учащихся чувства любви к малой родине и доказать средствами художественной литературы привлекательность сельского образа жизни.
Идеальным результатом данной педагогической деятельности можно считать выпускника, у которого благодаря художественной литературе сформировалось позитивное отношение к сельскому образу жизни.
Выпускник должен не только отчётливо представлять себе роль и место изученных произведений с «сельской» тематикой в литературном процессе, но и создавать творческие работы, ориентированные на ценностное отношение к селу. Поэтому он должен стать
• носителем исторической памяти предшествующих поколений,
• наследником и хранителем культуры села, региона.
Для того чтобы ценностный компонент содержания образования так же, как опыт знаний, умений и творчества, стал предметом целенаправленного формирования (по теории целостности содержания образования И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.В.Краевского), нами используется целостный педагогический комплекс (См. выше схему 1 в разделе «Ведущая педагогическая идея»), в который входят
• содержательная составляющая,
• инструментальная составляющая,
• процессуальная составляющая.
Содержательная составляющая комплекса
Содержание образовательного процесса в школе необходимо максимально
приблизить к повседневной жизни детей и социальной жизни села. Каждый учебный
предмет (особенно литературу) в рамках школьной образовательной программы важно
наполнить поэзией сельской жизни, сознанием необходимости и благородства крестьянского
труда.
Но анализ содержания программного материала по литературе выявил недостаточное
количество учебных часов и изучаемых произведений с «деревенской» тематикой
для сельских школьников. Поэтому нами были внесены некоторые новые содержательные
аспекты (см. таблицу 1) и произведены следующие действия:
- ориентирован на «сельскую» тематику программный раздел «Литература родного края» в 5 классе;
- изменён спектр изучаемых произведений для внеклассного чтения на уроках литературы в 6-8 классах;
- введён элективный курс в 9 классе «Милая глубинка, ты истинной России колыбель» (См. приложение 1);
- разработана и апробирована система внеклассных мероприятий по литературе для учащихся 5-11 класса
Таблица 1.
Примерное содержание уроков литературы для формирования у школьников ценностного отношения к сельскому образу жизни
Программные произведения, затрагивающие «деревенскую»
тематику |
Дополнительные произведения для изучения на уроках
литературы сельского образа жизни |
5 класс 1. И.С. Тургенев. «Муму». |
Раздел «Литература родного края» 1.Фольклор. Крестьянский мир в произведениях устного народного творчества (пословицах, поговорках, загадках). 2.Фольклор. Народные песни и частушки нашего края. 3.Фольклор. Русские народные сказки о трудолюбии, народной мудрости. Сказка «Морозко» или «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо». 4.Сказки владимирских писателей. • Сказка И.Н.Климова, муромского сказочника, «Крестьянин и медведь». Природная сметливость крестьянина. • Сказки Бориса Костина «Сок волшебного дерева». Верность родной земле, единство человека с природой. «Родничок и тропинка». Забота о родной природе, трудолюбие, доброта. 5.В.А.Солоухин «Здравствуйте!». Народная традиция человеческих отношений. 6.В.А.Солоухин. Притча «Обыкновенный человек». Добропорядочность, взаимопомощь. |
6 класс 1.Мифы древних славян. |
1.Фольклор, связанный с подготовкой земли и ростом хлеба.
Весенняя календарно-обрядовая поэзия. 2.Фольклор, воспевающий завершение хозяйственного года, жатву и уборку хлеба. Осенняя календарно-обрядовая поэзия. 3.Земледельческий культ в мифологии. Славянские мифы о Солнце. 4.В.И.Белов. Рассказы «На родине», «Поющие камни», «Весенняя ночь». Красота деревенских пейзажей. 5.В.А.Солоухин «Под одной крышей». Взаимоотношение соседей. Добропорядочность. |
7 класс 1.Былина «Вольга и Микула Селянинович». Микула – носитель крестьянских
качеств (трудолюбие, доброта, мастерство, физическая сила). |
1. И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Деревня». Благотворное
влияние природы на духовное становление человека. 2. В.А.Солоухин «Подворотня». Обаяние жизненного уклада деревни. 3.Е.Носов. «Лоскутное одеяло». Соблюдение народных традиций, приобщение к духовному богатству. 4.В.М.Шукшин. Сборник рассказов «Сельские жители». Приобщение к жизненной мудрости, к духовному богатству, добропорядочность. |
8 класс 1.Фольклор. Народная песня. |
1.И.С.Тургенев «Живые мощи». Трудолюбие, терпеливость,
кротость главной героини. 2.В.М.Шукшин. «Мастер». Приобщение сельских жителей к духовному богатству. 3.Е.Носов «На дальней станции сойду», «В чистом поле за пролеском». Поэтичность сельского образа жизни. 4.В.Г.Распутин «Изба». Приобщение к жизненной мудрости, силе народного духа. |
9 класс 1. Человек и природа в поэзии Серебряного века. |
В рамках элективного курса «Милая глубинка, ты истинной России колыбель». |
10 класс 1.Ф. И. Тютчев. Стихотворения о природе. Единство мира природы и внутреннего
мира человека. |
В рамках внеурочной деятельности. |
11 класс 1.И.А.Бунин.«Антоновские яблоки».Тонкое восприятие мира природы. |
В рамках внеурочной деятельности. |
Инструментальная составляющая комплекса
К способам фиксации ценностного компонента на уровне учебного материала (учебник, конспект урока и др.) мы относим тексты и задания, ориентированные на ценности сельского образа жизни.
Виды ценностно-ориентированных текстов, используемых в данном опыте
1. Тексты, в которых ценности имеют прямое отражение. Как правило, эти тексты написаны языком оценочного характера, который выражается в оценке фактов, событий, поступков. Стиль этих текстов убеждающий, в содержании текста встречаются эталоны, идеалы, нормы, через которые идёт оценивание того или иного объекта. Это жития, поучения, притчи. Например, в 5 классе изучается притча В.А.Солоухина «Обыкновенный человек».
2. Тексты, где ценности отражаются опосредованно. Данный вид текста не представляет учащимся открыто ценностные объекты, к которым необходимо формировать ценностное отношение. Как правило, в таких текстах мало оценочных суждений, скрыты критерии, по которым выявляется значимость ценности. Особенностью таких текстов, прежде всего, является то, что в них оценивается не отношение к реальным личностям и событиям, а идёт оценка художественных образов, через которые осуществляется выход на ценности. Это тексты в форме сказок, легенд, мифов. Например, при изучении в 5 классе сказки владимирского писателя Б.Костина «Родничок и тропинка» дети оценивают художественные образы и приходят к выводу, что быть трудолюбивым и добрым, как родничок, очень ценно для сельской жизни, потому что будешь приносить пользу людям. А жизнь ленивой, зарастающей травой тропинки не имеет никакой ценности.
3. Тексты, в которых ценности отражаются косвенно. В этих текстах отражение ценностей происходит через пробуждение адекватных эмоциональных переживаний к ценностным объектам. Данные тесты должны быть эмоционально насыщены и через живое слово, остроту сюжета способствовать проявлению у школьников ярких впечатлений, чувств. Это рассказы, повести. Например, при изучении в 8 классе рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма» учащиеся испытывают эмоциональное потрясение, узнав о страшном одиночестве умирающей старушки. Единственная дочь Настя, которая живёт в Ленинграде, уже три года не навещала родную мать. Она даже не приехала на похороны. В последние дни за старушкой ухаживали соседи: сторож Тихон и девочка Манюшка. Учащиеся, прочитав рассказ, приходят к выводу, что ценность сельского образа жизни – взаимопомощь. (См. приложение 2 )
Для того чтобы ценности сельского образа жизни были оценены школьниками и включены в их личную систему ценностей, кроме текстов, необходимо использовать совокупность ценностно-ориентированных заданий.
Группы заданий, используемых учителем на уроке
1. Задания на выявление отношения к ценностным объектам. Этот вид заданий служит выработке у учащихся критериев оценивания действительности, соответствующих уровню современной культуры. К таким заданиям можно отнести задания на оценку поступков, задания в форме оценочных вопросов. Например, как вы оцените поступок девочки Манюшки из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма», не отходившей три дня от страдающей, умирающей соседской бабки? (См. приложение 2)
2. Задания, включающие учащихся в ситуацию выбора ценностей. Эти задания создают условия для того, чтобы ученик сделал выбор ценностного объекта, принял решение на основе личностных ценностных ориентаций. К данной группе относятся задания с выбором ответов, продиктованных различными ценностными устремлениями, задания в форме моральной дилеммы, задания на социальную ориентировку и др. Например, при сравнительном анализе рассказов В.М.Шукшина «Мастер» и «Крепкий мужик» ребятам предлагается сделать выбор. Чью позицию они предпочитают: Сёмки, героя рассказа «Мастер», который своими «золотыми» руками стал отстраивать сельскую церковь, или бригадира Шурыгина из рассказа «Крепкий мужик», который, наоборот, посягнул на святыню.
3. Задания практической и художественной направленности. Данная группа заданий характеризуется направленностью на созидание и донесения до других людей ценностей сельского образа жизни, принятых человеком и опредмеченных в практической деятельности или создаваемых им художественных образах. Например, творческие работы учащихся на темы: «С любовью к Ополью», «Моя душа живёт в деревне», «Село моё, любимое, родное» и др. (См. приложения 3, 5)
Процессуальная составляющая комплекса
предполагает включение операциональных средств, направленных на формирование опыта ценностного отношения к сельскому образу жизни непосредственно в учебно-воспитательный процесс.
К таким средствам, в первую очередь, относится метод обучения как наиболее общая дидактическая единица. В описываемом опыте применяются следующие методы обучения:
• метод проблемного изучения (частично-поисковый, исследовательский),
• метод творческого проекта.
Чтобы литература воспитывала, чтобы она могла дойти до сознания и сердца школьника, его нужно учить читать вдумчиво, анализировать каждую деталь, эмоционально воспринимать художественное произведение. Методы проблемного изучения позволяют учащимся проникнуться замыслом произведения, пройти вместе с писателем путь художественного мышления, органически, но вместе с тем и критически воспринимать образы и идеи, его творческую манеру. У школьников развивается наблюдательность, умение видеть жизненные явления, природу, человека в его труде, в отношениях с другими людьми.
Анализ текста литературного произведения – основа исследовательской деятельности учащихся. Учитель и ученики, анализирующие текст, подходят к ответу на следующий вопрос: как автор добивается того, что мы, читатели, понимаем, о чём и для чего этот текст. Исследуются изобразительно-выразительные средства, используемые автором, его стилевая манера. Так, например, анализируя пейзажные зарисовки в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма», школьники пришли к следующему выводу: состояние природы («трава полегла», «облетевший, озябший клён», «последние листья») и состояние главной героини Катерины Петровны («трудно вставать», «обморочная слабость давила на грудь», «доживала свой век») схожи; природа помогает понять внутреннее состояние героини; часто повторяются глухие, шипящие и свистящие звуки, которые производят на читателя неприятное ощущение; автор намекает на «ненастье» в душе Катерины Петровны.
Таким образом, частично-поисковый и исследовательский методы создают условия для развития интересов и творческих способностей личности каждого школьника, так как в ходе работы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, ставить и разрешать проблемы. Применяется также индивидуальная форма исследовательской деятельности. Например, ученица 11 класса выполнила работу на тему: «Образы животных как крестьянские символы в поэзии С.Есенина». (См. приложение 4)
Метод творческого проекта способствует развитию у учащихся навыков
самостоятельного поиска информации, её анализа, обработки, что повышает уровень
обученности школьников. Важно учесть, что учитель только управляет познавательной
деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора,
мотивирует учебную деятельность ученика, создаёт положительную эмоциональную
атмосферу учебного сотрудничества. Например, творческий проект «Литературная
неделя «Милая глубинка, ты истинной России колыбель» начался с заседания Совета
старшеклассников, на котором была определена структура проекта. Ребята назвали
её «6 П»:
проблема,
- планирование (проектирование),
- поиск информации,
- продукт,
- презентация,
- портфолио.
Используя приём «Мозговая атака», школьники наметили мероприятия:
- фотоконкурс «Прелести сельской жизни»,
- выставка рукодельных работ односельчан «Человек трудом славен»,
- исследовательские работы «Летопись исчезнувших деревень», «Люди успеха»,
- конкурс рисунков «Деревенька моя»,
- конкурс стихов собственного сочинения «Моя душа живёт в деревне»,
- путешествие «Опольевскими просёлками» (литературные состязания). (См. приложение 5)
Проект имел групповую форму организации. По склонностям, способностям и желанию учащиеся определились в следующие группы:
- литераторы (сочинение стихотворений, написание заметок, создание продукта проектной деятельности «Дневник путешествий «Опольевскими просёлками»),
- художественные оформители (подбор иллюстраций, создание эскизов, рисунков, подбор фотографий, организация выставок),
- компьютерщики (набор текстового материала, компьютерная презентация),
- исследователи (исследование песен, пословиц о сельском образе жизни, исследовательская работа «Люди успеха»),
- театралы (инсценирование эпизодов художественных произведений),
аналитики (анализ социологического опроса «В чём привлекательность сельского
образа жизни?», саморефлексия проектной деятельности).
Для эффективной реализации ценностного компонента в процессе обучения нами используются современные технологии обучения: игровые, технологии драматизации, диалога.
На уроке литературы учащиеся знакомятся с художественными текстами различных эпох, различных культур. Следовательно, для адекватного понимания и постижения художественного произведения сегодня недостаточно ограничиться лишь использованием учебного диалога: изучение литературы в школе должно иметь широкий культурный контекст. Мы организуем на уроке диалог культур, позиций и мировоззрений, отражённых в том или ином тексте как феномене русской и мировой культуры. Это позволяет осуществить связь времён. Например, в рассказах В.Солоухина «Колокол» и В.Шукшина «Крепкий мужик» говорится о разорении православных храмов, об оскудении памяти, равнодушии людей. Читая эти произведения, учащиеся слышат голоса авторов, призывающие заботиться о своей душе, сострадать ближнему, ощущать себя частью человечества.
Таким образом, предложенный педагогический комплекс с содержательной, инструментальной и процессуальной составляющими позволит сделать опыт ценностного отношения к сельскому образу жизни предметом целенаправленного формирования, а процесс становления личностной системы ценностей школьника, развитие его духовных сил закономерным результатом обучения, что, на наш взгляд, является ведущим направлением модернизации российского образования.