На формирующем этапе деятельности, я апробирую созданную модель работы, проводя подобные уроки, применяя систему межпредметных разработок (см. приложения «Исторические справки», «Физический словарь», «Интересные задачи»), продолжаю работать в рамках элективного курса.

При этом результаты достижений учащихся отслеживаются при помощи контрольных тестов и проверочных работ, а так же методом педагогического наблюдения и анкетирования.

Анкеты включают вопросы, отражающие:

- отношение учеников к учебному предмету «физика»;

- уровень мотивации учебной деятельности;

- отношение ребят к задачам с различным смысловым содержанием (литературным, историческим, биологическим и др.);

- повышение уровня готовности к профильному самоопределению.

 

Так же ученикам предлагаются психологические тесты, определяющие уровень развития логического и творческого мышления, коммуникативных способностей, самооценки. Таким образом, вопросы подобраны так, чтобы можно было в итоге доказать или опровергнуть положения гипотезы.

В контрольные и творческие работы включены задания на умение выдвигать гипотезы, анализировать, доказывать.

 

Критерии достижения цели:

1. степень мотивированности в процессе обучения и выбор экзамена по физике

2. сформированность системы ценностей

3. уровень сформированности адекватной самооценки

4. уровень готовности к самоопределению

5. показатели учебной успешности.

 

Психологические методики:

 

1. Оценка коммуникативных и организаторских способностей в процессе первичной профконсультации (опросник КОС);

2. «Определение адекватности самооценки» (рисуночная модель «Лестница» профессор психологических наук ВГПУ Ивашкин В.С.);

3. Анкета «Жизненные, профессиональные ценности, мотивы» (зав.кафедрой воспитательных технологий ВИПКРО (Попова И.Н.);

4. Анкета «Эмоциональное отношение к предмету» (Смирнова О.Н.);

5. Определение социальной направленности личности (Тест Холланда).

 

На последнем этапе деятельности провожу анализ тестов, контрольных срезов, рассматриваю динамику изменения показателей. Результаты обработки экспериментальных данных представляю в виде таблиц и диаграмм (см. диаграммы 5, 6), которые позволяют наглядно представить искомый эффект.

Эксперимент показал положительное влияние систематического подхода к предпрофильной подготовке на интерес к учебному предмету и физическим знаниям (см. таблицу 1).

Анализ успеваемости, результатов контрольных работ, тестов, творческих заданий позволяет сделать вывод, что система в вышеназванной проблеме приводит к улучшению понимания ребятами материала и уменьшению формального заучивания. Анализ результатов итоговой контрольной работы показал, что меньше делается ошибок из-за невнимательного или неправильного прочтения текста, из-за неумения анализировать задачу; грамотно обоснованы решения качественных задач (см. диаграммы 5,6).

Мониторинг личностного развития учащихся показал повышение трудолюбия, дисциплинированности, самостоятельности по мере прохождения предпрофильной подготовки.

В процессе обучения заметно уменьшилось число школьников, как с завышенной так и заниженной самооценкой, с низкой степенью уверенности в себе (см. таблицу 2).

Мной отмечено значительная положительная динамика таких деловых качеств учащихся, как целеустремленность, настойчивость, общительность, самостоятельность, а так же повышение уровня объективности самооценки.
Существенно выросли и коммуникативные способности: к окончанию обучения физике в 9-х классах трудности в установлении контактов отмечали у себя только 8,7 % (в начале учебного года их доля составляла 30,4%) (см. диаграмму 7).

Заметно возросла способность к самореализации и пробе сил, которую я оценивала по участию ребят в исследовательских и творческих работах, по выбору физики – экзамена, по желанию изучить курс по выбору «Физика в твоей будущей профессии» (см. диаграммы 1, 3, пример 1).

Все учащиеся проявили желание пройти психологическую диагностику самоопределяющих свойств личности, работая с дневником «Профессиональное самоопределение» (см. приложение 7). Четко проявляется положительная динамика в стремлении познать себя, узнать новое об избираемом профиле: информационно-технологическом, социально-гуманитарном, универсальном, об учебных учреждениях, где предмет физики входит в вступительные испытания.

Важнейший показатель готовности учащихся 9-х классов к профильному самоопределению: если при первом опросе в начале учебного года твердо уверенны были в своем дальнейшем выборе 17,4 % ребят, то к моменту окончания курса физики средней школы 96,1 % (см.диаграмму 4).

Важно и то, что у подавляющего большинства ребят (63,8%) выбор профиля совпал с выявленной на основе проведенной мной диагностики сферой предметных и профессиональных интересов (см. диаграмму 4).

Таким образом, экспериментальные данные в совокупности подтверждают гипотезу моего исследования по всем ее положениям, что и дает мне право считать гипотезу экспериментально доказанной.

Однако потенциал темы опыт не может быть исчерпан за 2-3 года. Некоторые проблемы, выявленные в данной работе, станут темой для дальнейшего исследования.

 

Таблицы и диаграммы к разделу
(MS Word, 0,6Mb)