Говоря о технологии опыта, важным моментом являются базовые принципы, лежащие в основе мониторинга качества обучения, среди которых можно выделить следующие:

 

- научности: этот принцип проявляется как на теоретическом уровне (изучение специальной литературы, научно обоснованная методологическая база), так и в практической деятельности (составление матриц результативности , выделение общеучебных ЗУН и итоговых спецзнаний по предметам, по профилю класса, др. );

- преемственности и открытости: единство критериев оценки, предмета мониторинга, обмен опытом, междисциплинарный мониторинг, сотрудничество с социально-психологической, медицинской службами, преемственность между начальной школой, средним и старшим звеном, др.;

- гуманистический подход: индивидуализация обучения, добровольность использования,

- соответствие критериев мониторинга нормативно-правовым требованиям исторического образования.

 

При использовании технологии мониторинга важна пошаговость её выполнения:

 

1. Определение целевой установки и задач мониторинга.

2. Конструирование системы контроля (предмет контроля, форма контроля, вид контроля) .

3. Осуществление мониторинга с фиксацией результатов.

 

 

4. Анализ результатов в целях прогнозирования и корректировки новой цели.

 

Рассмотрим на примере технологию проведения мониторинга общеучебных и специальных ЗУН по истории России в 6 классе. После определения цели (формирование ЗУН по истории) и ее конкретизации в задачах (знание терминов, понятий дат, фактов по теме, овладение навыками и умениями работы с картой, с историческим источником, ведения тетради и т.д.) составляется таблица системы контроля:

 

Построение системы контроля ЗУН способствует организации мониторинга, но для отслеживания качества знаний как целых классов, так и отдельных учеников необходима работа с матрицами результативности , которые помогают и учителю, и ученику, и родителям увидеть динамику результатов деятельности. Шкала оценок в матрицах отличается от 5-балльной и может быть определена учителем самостоятельно (цветовая, многобалльная), но она должна соответствовать критериям оценивания, понятным ребятам.

 

Так, например, критерии оценки работы с историческими источниками и соответствующая цветовая система оценок следующая:

-низкий уровень - иллюстративный - синий цвет,

-сравнительно-иллюстративный - зеленый цвет,

-анализ по плану - желтый цвет,

-оценочно-поисковый уровень - красный цвет.

 

Для отслеживания динамики умения работы с картой выделяются следующие навыки:

1. Умение выполнять задания с опорой на атлас.

2. Соблюдение правил оформления.

3. Аккуратность.

4. Умение чтения карт.

 

Полное усвоение навыков отмечается красным цветом, если навыки усвоены в основном - зеленым, не усвоены - синим.

 

При мониторинге хронологических знаний можно выделить следующие критерии и их шкалу:
"не усвоены" - черный цвет, "узнавание" - синий, "репродукция" - зеленый, "использование" -красный; понятийного аппарата : "узнавание" - синий, "репродукция" - зеленый, "объяснение" - желтый, "использование" - красный.
Подобные цветовые шкалы оценок позволяют проследить индивидуальную траекторию сформированности ЗУН у учеников, провести целенаправленную коррекционную работу. К тому же это вызывает интерес у ребят, их родителей и ведет к росту положительной сознательной мотивации к учению, а также позволяет педагогу дать конкретное документальное обоснование результативности учащихся.

Немаловажным фактором использования технологии мониторинга является его актуальность в рефлексии педагога как при анализе эпизодических результатов, так и при анализе педагогической деятельности.

Для достижения цели своей педагогической деятельности - содействие развитию познавательного интереса учащихся на основе оптимальности использования принципов успешного обучения и адаптации современных педагогических технологий - можно выделить следующие задачи, а, значит, и соответствующие предметы мониторинга, позволяющие произвести рефлексию педагогической деятельности:

1. Исходя из того, что интерес к познанию активизируется, как правило, при определенном базовом уровне ЗУН ("аппетит приходит во время еды!"), то становится важным, чтобы показатели СОУ и качества обученности повышались в процессе обучения. Таким образом, предметом мониторинга для определения результативности в рамках первой задачи становятся СОУ, качество знаний, уровень ЗУН по предмету.

2. Для развития познавательного интереса важной задачей педагога становится формирование сознательной мотивации, положительного отношения к предмету, личности учителя, а также создание психологической комфортности при обучении через конструирование ситуации успеха и диалогового стиля общения. С этой целью предметами мониторинга становятся: степень интереса учащихся к предмету и отношение к личности учителя. В первом случае учащимся предлагается ранжировать названия предметов по степени значимости, а во втором - оценить ведущие педагогические качества учителя по заданным вопросам в соответствии со шкалой оценок. Названные анкетирования разработаны и проводятся школьным психологом (как правило, 1-2 раза в год). Задачу формирования диалогового стиля общения уместно проиллюстрировать на примере мониторинга ключевых и специальных компетентностей, формируемых на занятиях элективного курса "Введение в религиеведение" . Для ведения конструктивного диалога помимо общеучебных умений (грамотно выражать свои мысли по теме, слушать собеседника, аргументировать точку зрения, самостоятельно мыслить и т.д.), важно сформировать специальные ЗУНы (терминология, фактология, на которых и будут основаны гипотезы, аргументы), которые и призван отследить мониторинг.

3. Наконец, самой высокой задачей в рамках развития познавательного интереса является формирование потребности в самообразовании, самопознании и реализация интересов и творческих способностей учащихся. Для этого уместно проводить мониторинг степени инициативности учащихся и их творческих умений и навыков, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

 

В итоге названные задачи, предметы мониторинга и его результаты можно обобщить в таблице, которая поможет осуществить педагогу рефлексию его педагогической деятельности и во многом обеспечит успешное прохождение аттестации:

Таблица

Таким образом, мониторинг качества образования - это огромное поле, позволяющее проявить и ученику, и учителю его сущностный потенциал, а также инструмент, помогающий педагогу проанализировать и обобщить накопленный опыт при продвижении к своей цели в рамках повышения качества образования.