|  Мстера   
 Ах, Мстера - мать,еще не поздно, Мне бить в твои колокола.  Как при царе Иване Грозном  Ты путь извечный начала.   (Ю. Захаров)  Впервые Мстера упоминается в документах в 1628 году, как «погост Богоявленская слободка на реке Мстере». «На погосте церковь Богоявления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостливого деревяна верх». 
  Возле церкви располагались монашеские кельи. В слободке был двор вотчинников – князей Ромодановских, двор приказчиков и 20 бобыльских дворов», а людей в них 70 человек… да к той же слободке под погостом на реке на Мстере мельница двоеколесная мелет на вотчинников, а оброку с нее не платят, да под Богоявленской же слободкой рыбная ловля в реке во Мстере… пашни пахотные худые…»Как видно из приведенного документа, в начале 17 века Мстера была уже довольно крупным селением, старинной родовой вотчиной князей Ромодановских. Когда здесь появились первые поселенцы ответить трудно, т.к. раскопками на территории поселка не занимались, а случайно найденные предметы, не всегда попадают в руки специалистов. В.Ф. Брылеев
 
  в статье «Формирование архитектурных доминант в облике Мстеры» 1 высказывает предположение, что возникновение поселения на территории современной мстеры можно связать с первыми упоминаниями (конец 14 века) о нем, когда тародубское княжество (Стародуб – ныне Клязьминский городок в Ковровском районе) поделилось между князьями Андрея Федоровича на ряд небольших самостоятельных уделов, давших название новым княжеским фамилиям. В числе их были и князья Ромодановские. Им принадлежала волость, в которую входил Богоявленский погост. Слово Мстера- угро – финское, осталось от живших в этих местах угро – финских племен и означает – «топкое, низменное».
 Входило 300 лет назад это местечко во владение князей Стародубских, а при Петре 1 за «особое усердие в службе» было пожаловано князю Федору Юрьевичу Ромодановскому. (схема)
 Ромодановские построили в этом болотистом глухом местечке Суздальского уезда на берегу реки Мстеры два монастыря – мужской и «девичий».
 
  Вокруг этих монастырей, на погосте, прозванном вчесть монастырского храма Богоявленским, и зачиналась будущая Мстера. После смерти князя Федора Юрьевича, Богоявленская слобода перешла к его сыну, Ивану Федоровичу. Богоявленская слобода стала и «местом успокоения» всех Ромодановских. Почти полтора десятка гробниц их стояло во мстерском Богоявленском соборе, ими построенном. А над ними, как икона, висел портрет князя Федора Юрьевича Ромодановского. Народ считал гробницы чудодейственными, полагая, что лежат там нетленные мощи князей. Когда от сырости в храме на гробницах выступала влага, крестьяне собирали ее и мазали ею больные места.
 
 Потом слободой владели графы Головкины, Панины, Тутолмины и опять – Панины. Генерал – майор Тутолмин Иван Васильевич был московским губернатором, а под старость – начальником московского воспитательного дома. Мстера перешла к нему как приданое невесты Софьи Петровны Паниной, однако с оговоркой, что после его смерти имение снова вернется к Паниным.
 Хозяева Мстеры менялись, но по – прежнему из слободы шли в первопрестольную или в Петербург, где жили графы, обозы с луком, рыбой и садовой ягодой, на графской конюшне секли провинившихся, крестьяне платили оброк и искали способ прокормить семью.
 Еще в 17 веке в Богоявленской слободке на 160 дворов было 57 лавок, т.е. почти треть домохозяев была торговцами. К 1838 году слобода называлась уже Мстерой и была большим торговым селом.
  Слобода вольготно раскинулась на пологом склоне к реке Мстере. За рекой на версту до Клязьмы тянулись пойменные луга. А за Клязьмой и вокруг слободы синели сосновые боры.Расстроилась Мстера вокруг двух каменных храмов – Богоявленского собора XVII и церкви Иоанна Милостливого, более позднего времени.
 Семнадцать довольно плотно застроенных деревянных улиц Мстеры в 1832 и 1833 годах почти полностью выгорели. Невредимыми остались только каменные церкви да стены двух десятков каменных домов.
 Во Мстере застучали топоры. Новые дома строили на манер городских, с мезонинами, часто в два этажа, так что вся слобода вскоре светилась свежими срубами и пахла сосновой стружкой.
 Центром ее как была до пожара, так и осталась торговая площадь возле Богоявленского храма. Тут стояли два каменных корпуса торговых рядов со складами и 72 лавками, да еще двадцать лавок, деревянных, пристроились рядышком.
  Мстера была подлинно русским уголком. Православные мстеряне аккуратно ходили в церковь, проводили в год четыре крестовых хода. Но Мстера наполовину была раскольничьей, и в слободе было семь кладбищ, т.к. каждая раскольничья секта хоронила умерших отдельно, на своем кладбище. По субботам и в храмовые дни в слободе устраивались ярмарки. На пристани летом шла бойкая торговля привозимыми с низовых губерний хлебом и рыбой. Торговцы низовых губерний возвращались домой не порожними, нагружаясь местным строевым лесом, дровами, луком, телегами и прочей деревянной утварью.
 На центральной, широкой, в два порядка, Большой Миллионной улице жили в основном «первостатейные», слободчане побогаче.
 От Большой Миллионной высоко в гору поднимались улицы Кузнечная, Вязовая, Успенская, Никольская…
 Параллельно Миллионной, чуть выше, шла Сотельная, на которой жил люд победнее, а дома тут стоили не более сотни.
 На Вшивой горке жили тягловые крестьяне, а в грязных и запутанных Собачьих переулках – беднота.
 Мстера стояла на «втором великом водном пути» с Востока, который шел через Каспийское море, по Волге, Оке, Клязьме и Москва – реке. Именно это и определило образ жизни мстерян. Большинство их стало или ремесленниками, производящими то, что можно продать, или торговцами. 
     |