Святитель Митрофан Воронежский.
Святитель Митрофан, в святом крещении Михаил (в честь Архангела Михаила, так уж промыслительно совпало, что сегодня празднуется мирской день его ангела – Чудо Архистратига Михаила в Хонех), ставший первым епископом Воронежским, является святым покровителем Владимирской земли. Он родился около 1623 г. в селе Антилохове, в 17 верстах от Суздаля, находящемся в нынешней Ивановской области. По административно-территориальному делению XVII века – это всё были Суздальские землиЗначительную часть своей жизни до начала 1660-х гг. Михаил прослужил приходским священником в храме села Сидоровское Шуйского уезда. Известно, что у святителя был сын Иоанн – сохранились его письма к сыну Иоанну от времени его епископского служения (Сын св. Митрофана был подъячим сначала Унженского Макарьева монастыря, а затем десятильничьго двора. Имя его встречается до 1696 г)..Овдовев, Михаил ушел в Свято-Успенскую Золотниковскую пустынь, основанную старцем Ионою Головцыным в первой четверти XVII в. в 36 км к северу от города Суздаля.Здесь в 1663 г. он был пострижен в монашество с именем Митрофан, в честь Константинопольского Патриарха Митрофана.
Богоугодная жизнь ревностного монаха стала известна окрестному населению и в соседних монастырях. В 1665 г. Космин монастырь был без игумена. Братия вместе с крестьянами монастырских вотчин обратилась к епархиальной власти с просьбой поставить игуменом их обители иеромонаха Митрофана. В июне 1665 г. блюститель патриаршей кафедры митрополит Сарский и Подонский Павел поставил его игуменом Космина монастыря.
во второй половине XVII столетия стала местом 10-летних трудов и духовных подвигов будущего святителя, именно здесь началось его игуменство. Сохранившиеся монастырские описи XVII в. показывают его деятельность в Космине монастыре. Живыми свидетелями трудов святителя являются построенные им монастырские здания: храм в честь Нерукотворенного Образа Спасителя и часть келейного корпуса, которые хорошо видны на первом из сохранившихся художественных изображений монастыря.
Именно в Космине монастыре прославленный архипастырь начал приобретать духовную зрелость, опыт окормления братии и строительной деятельности, что выделяет этот небольшой монастырь среди других и делает его особенно притягательным для почитателей Воронежского Чудотворц.
Сопоставление описи 1666 г., составленной при вступлении свт. Митрофана в игуменство, со «сдаточной» описью 1671 г., сделанной для передачи монастырского имущества черному священнику Сергию, показывают то состояние монастыря, которое он получил за шесть лет его игуменства.Благоустройство вверенной игумену Митрофану обители началось с того, что им было «выменено» новое печатное Евангелие, с серебряными золочеными резными изображениями евангелистов в углах на крышке, обтянутой белым бархатом. Евангелие это сохранилось и поныне с собственноручной подписью святителя; хранится в Юрьев-Польском Михайло-Архангельском музее.
Через несколько лет был воздвигнут новый кирпичный храм Нерукотворенного Образа, сменивший ветхий деревянный, и построен корпус игуменских келий. Сейчас – это единственный действующий храм, построенный святителем.
за благословенною грамотою на освящение храма святой Митрофан ездил лично в Москву.
Здесь мы выходим за пределы Владимирской епархии лишь для того, чтобы показать, что воздвигнутая церковь в основных чертах повторяет построенный им до этого Спасский храм Космина монастыря. Высокий подклет, алтарь, четверик, трапезная часть – одноглавый, схожие элементы декоративного убранства фасадов. К сожалению, в начале XXI-го века произошла трагедия – обвал шатровой колокольни Благовещенского храма, построенной свт. Митрофаном вместе с храмом.
Жизненный путь свт. Митрофана, его труды во славу Святой Церкви отражены на новописанной житийной иконе святителя. Житийных икон Митрофана Воронежского в XIX в. было очень мало, состав клейм – традиционный. Новая икона святителя Митрофана для его придела является уникальной. Икона написана в Москве Аней Масловой под научным руководством ведущего научного сотрудника музея «Московский Кремль» Щенниковой Л.А.
Космин монастырь с его храмами XVII в. является исторически сложившимся комплексом, памятником культуры и духовной жизни эпохи святого Митрофана Воронежского. Поэтому при дальнейшем восстановлении монастыря главное внимание было обращено на возможную историческую реконструкцию его иконного убранства и возрождение почитания великого российского святого, внесшего огромный вклад в духовную жизнь этой обители. В храме Нерукотворенного Образа Спаса, благодаря подробной Описи 1671 г., воссоздан тот состав икон, который был выполнен по благословению игумена Митрофана.
Очень интересным был иконостас в новой трапезной церкви Нерукотворенного Образа. Он состоял из 13 икон Деисуса и 14 икон праздников. Иконы «Воскрешение праведного Лазаря» и «Положение во гроб» - очень редки в праздничном ряду. По сторонам Царских врат – боковые алтарные двери с изображениями архидиаконов Стефана и Филиппа. В местном ряду – «новописанный» Образ Спа-са Нерукотворенного (старый храмовый образ поставили в трапезной) и икона четырех московских святителей Петра, Алексея, Ионы и Филиппа; по другую сторону Царских врат – образ «Пречистые Богородицы Одигитрии» и чудотворца Космы. Необычным было дополнение иконостаса: между праздников и местных икон «на столпцах» написали образы избранных святых.В XIX в. после прославления святителя Митрофана в лике святых в 1832 г., над трапезной храма Нерукотворенного Образа был устроен придел его имени.
|