Суздаль и
Батыево нашествие.

В 1238 году на Суздальскую
землю обрушилось нашествие татаро-монгольских орд. Лаврентьевская
летопись сообщает: "Татары станы свои разбили у города
Владимира, а сами пошли и взяли Суздаль, и разграбили церковь
святой Богородицы, и двор княжеский огнем сожгли, и монастырь
святого Дмитрия сожгли, а другие разграбили. Старых монахов,
и монахинь, и попов, и слепых, и хромых, и горбатых, и больных,
и всех людей убили, а юных монахов, и монахинь, и попов,
и попадей, и дьяконов, и жен их, и дочерей, и сыновей —
всех увели в станы свои, а сами пошли к Владимиру".
Сведения о походе Батыя к суздалю содержатся и в "житии
Ефросиньи Суздальской",где есть ряд точных топографических
деталей. Там говорится о том, что: «В другии же день прииде
сам царь Батый и ста, на Яронове горе, на берегу реки Каменица
от полуденных страны, иже имyше путь прямо ко гpaдy Владимиру».

Действительно, Ярунова гора, расположенная на южной окраине
Суздаля, была удобным местом наблюдения за всем городом
с его укреплениями. По данным «Жития» Ризоположенский монастырь
не был взят татарами из-за заступничества святой Евфросинии.
Интересно существование топонима «Батыево» между Суздалем
и Владимиром. По преданиям на большом холме или «Батыевом
кургане» было становище хана, а наверху стоял его ша¬тер
с золотым верхом. По другой версии в кургане захоронены
павшие в бою татарские воины.
Батыево нашествие принесло огромное разрушение жителям княжества:
«Несть места, ни веси, ни сел, тацех редко, идеже не воеваша
на Суждальской земли и взяша городов 14 опрочь свободъи
погостовъ во одинъ месяц феврал».
В битве на р.Сити погиб великий князь Юрий Всеволодович.

Его брат Ярослав, не подошедший с полками на р.Сити, стал
в 1238 г. великим князем Владимирским: «Того ж лЪт княз
Ярославъ великый отда Суждаль брату своему Святославу. Того
ж лет отда Ярославъ Ивану Стародубъ». Новый раздел княжества
послужил началом деления на уделы. В удел Святослава входили
также Нижний Новгород и Гороховец как пригород Суздаля,
Святослав Юрьевич пробыл на суздальском столе до 1246 г.,
когда он стал великим князем Владимирским. Суздальский стол
получил его племянник, сын Ярослава Всеволодовича - Андрей,
считающийся родоначальником суздальской ветви удельных князей.
С 1249 по 1252 гг. Андрей после возвращения из Орды, куда
он ходил вместе с братом Александром, занимал великий Владимирский
стол. («Андрей сЬде в Володимери на столь»). Кто княжил
в эти годы в Суздале, остается не ясным. В 1252 г. Андрей,
не подчинившись приказам ханской ставки, вынужден был бежать
вместе с княгиней и боярами в Швецию. Его преследовали татары,
догнали у Перерславля, однако князю удалось уйти, хотя татары
взяли огромный полон, убили воеводу и вдову Ярослава, а
детей его увели в плен. Нападение это было необычайно разорительно,
недаром оно подробно описано в летописи. Пребывание Андрея
Ярославича в Швеции нашло отражение
в «Саге о Хаконе, сыне Хакона»: «У ярла Биргера было пять
тысяч (человек). Там с ними было много знатных мужей … Был
там и Андрес, конунг af Surdolum брат конунгa Александра
из Хольмгарда. Он бежал с востока от татар». Андрей вернулся
в Суздаль лишь в 1256 г. в результате заступничества перед
ханом своего старшего брата Александра Невского, ставшего
с 1252 г. великим князем Владимирским. По-видимому, в 1252-1257
гг. суздальское княжество слилось вновь с владимирским,
т.е. в промежуток между 1238 и 1257 гг. княжество как самостоятельная
политическая единица существовало с перерывами. Под 1257
г. летопись сообщает о поездке в Орду князей Александра
и Андрея, скорей всего, с целью утверждения за Андреем Суздальского
княжества, которое окончательно выделилось с этого времени
из состава великого княжества Владимирского. В том же 1257
г. была произведена татарскими численниками перепись всего
населения Суздальской земли: «Тое же зимы приеха численицi
исщетоша всю землю Суждальскую ... и ставиша десятники и
сотники и тысящники и темникi и идоша в Ворду толико не
чтоша игуменов черньцовъ поповъ крилошанъ». Обложение непосильными
данями переписанного населения, постоянные грабежи вызвали
взрыв недовольства народных масс, вылившееся в восстание
против татаро-монголов в 1262 г.: «Избави Бог от лютаго
томленья бесурменьского люди Ростовьския земя вложи ярость
в сердца крстьяномъ не терипща насилья поганых изволиша
вечь и выгнаша из городов из Ростова из Володимеря из Суждаля
из Ярославля окyпахуть бо ти оканьнии бесурмене дани и от
того велику пагубу людемъ творяхнуть». Как видно из текста
летописи восставшие избили и выгнали из городов сборщиков
дани. Чтобы отвести беду нового нашествия татар на Владимирскую
землю, князь Александр
Ярославич вынужден был вновь ехать в Орду. Возвращаясь из
Орды, он умер в 1263 г. в г.Городце Родилове. В 1264 г.
скончался и Андрей Ярославич, который был похоронен в Суздальском
Богородицерождесвенском соборе. С именами Александра, Андрея
и возможно Василия Ярославичей связано по преданию возникновение
тезоименитых монастырей в Суздале. Александр Невский считается
основателем женского монастыря св. мученика Александра Перского,
расположенного на левом берегу р.Каменки, на посаде на другой
стороне р.Каменки, называемой Андреевской, находился Андреевский
монастырь, основанный будто бы Андреем Ярославичем во время
его княжения в Суздале. Основание Васильевского монастыря
к востоку от города, на дороге к Кидекше и поклязьминским
городам также относится к XIII в. Таким образом, несмотря
на монголо-татарские разорения, город постепенно застраивался
и даже расширялся. Нашествия же повторялись неоднократно.
Так, в 1281 г. в момент борьбы за великое княжение Владимирское
между Андреем Александровичем (сыном Александра Невского,
князем Городецким) и Дмитрием Переяславским, Андрей привел
татарские полки под предводительством ханов Ковгадыя и Аидегея
в Суздальскую землю: «татарове же разсыпашася по земли около
Суздаля все пусто сътвориша и пограбиша люди, мужи и жены
и дети и младенци, имение то все пограбиша и поведоша в
полонъ». Через 12 лет в 1293 г. на Владимирскую землю напала
«Дюденева рать», овладевшая четырнадцатью городами, в том
числе и Суздалем: «Много пакости христианом учиниша … всю
землю пусту сотвориша».

|