История
древнего Суздаля.
Волго-Окское
междуречье осваивалось славянами в относительно позднее
время, в IX-X вв. До прихода славян область была заселена
различными финно-угорскими племенами: мерью, весью, муромой.
Главным городом края был Ростов. Память об этом сохранилась
даже в "Повести Временных лет". "И избрались
трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь,
и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,
- на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех
варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди
от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же
года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть
один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк,
этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах -
находники, а коренное население в Новгороде - словене, в
Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь,
в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал
Рюрик". Первые
письменные упоминания Суздаля появляются в X веке. Татищев
связывал основание Суздаля с Владимиром Святым и прописывал
его дате 982 года. Тем не менее первое достоверное упоминание
Суздаля относится к 1024 году, когда в городе вспыхнуло
восстание под предводительством волхвов.В год 6532(1024).
Когда Ярослав был в Новгороде, пришёл Мстислав из Тмутаракани
в Киев, и не приняли его киевляне. Он же пошёл и сел на
столе в Чернигове, так как Ярослав был в Новгороде тогда.
В этот же год поднялись волхвы в Суздале, избивали зажиточных
людей, по дьявольскому наущению и бесовскому действию, говоря,
что они ищут запасы. Был мятеж великий и голод по всей стране;
и пошли по Волге все люди в Болгарскую землю, и привезли
хлеба, и ожили. Услыхав о волхвах, Ярослав пришёл в Суздаль;
захватив волхвов, одних он отправил в изгнание, а других
казнил, говоря так: «Бог посылает за грехи на любую на любую
землю голод и мор, или засуху, или иную казнь, а человек
ничего не знает о том». Это первое упоминание
отмечает факт
принадлежности Суздаля Ярославу
Мудрому, которы
"устави ту землю", т.е. рспространил на нее нормы
"Русской Правды". Предположительно в это же время
начинается тсроительство новой системы укреплений.Второе
упоминание Суздаля связано с первой междуусобной войной
на Северо-Востоке. После смерти Ярослава все Северо-Восточные
земли: Ростов, Белоозеро, Переяславль Залесский и Суздаль
- достались Всеволоду.После смерти Всеволода в 1093 году
удел достается его внуку, сыну Владимира Мономаха Мстиславу."Пришла
же весть к Изяславу, что Олег идет к Мурому, и послал Изяслав
за воинами в Суздаль, и в Ростов, и за белозерцами, и собрал
воинов много. И послал Олег послов своих к Изяславу, говоря:
"Иди в волость отца своего к Ростову, а это волость
отца моего. Хочу же я, сев здесь, договор заключить с отцом
твоим. То ведь он меня выгнал из города отца моего. А ты
ли мне здесь моего же хлеба не хочешь дать?". И не
послушал Изяслав слов тех, надеясь на множество воинов своих.
Олег же надеялся на правду свою, ибо прав был в этом, и
пошел к городу с воинами. Изяслав же исполчился перед городом
в поле. Олег же пошел на него полком, и сошлись обе стороны,
и была сеча лютая. И убили Изяслава, сына Владимирова,
внука Всеволодова,
месяца сентября в 6-й день, прочие
же воины его побежали, одни через лес, другие в город. Олег
же вошел в город, и приняли его горожане. Изяслава же, взяв,
положили в монастыре святого Спаса, и оттуда перенесли его
в Новгород, и положили его в церкви святой Софии, на левой
стороне. Олег же по взятии города перехватал ростовцев,
и белозерцев, и суздальцев, и заковал их, и устремился на
Суздаль. И когда пришел в Суздаль, сдались ему суздальцы.
Олег же, замирив город, одних похватал, а других изгнал
и имущество у них отнял. Пошел к Ростову, и ростовцы сдались
ему. И захватил всю землю Муромскую и Ростовскую, и посажал
посадников по городам, и дань начал собирать". По этому
фрагменту "Повести временных лет" видно, что Суздаль
не являлся самостоятельной землей, а в ходил в состав Ростовской
земли. Но в то же время мы можем отметить, что последний
источник говорит нам о том, что определенный уровень политической
и военной самостоятельности был, т.е. была военная организация
по территориальному признаку и возможность самостоятельно
решать вопросы войны и мира. Очевидно были и другие административные
институты, которые позволяли собирать дань с города. Этот
же документ говорит нам о том, что Суздаль в конце XI полностью
вошел в орбиту государственности.
С
1097 года князем в Ростово-Суздальской земле является младший
сын Мстислава
Владимировича - Вячеслав. Предположительно он пребывает
в Северо-Восточной Руси до 1107 года. Вячеслав принимал
участие в походе на половцев, воспользовавшись этимна Суздаль
с овершили
набег болгары. Летописный фрагмент сообщает нам, что суздальцы
затворились в граде - это дает нам возможность сделать вывод
о том, что в это время Суздаль уже был обнесен валами и
стенами, т.к. в нем можно было затвориться. В
1107-1108 гг. на княжий стол в Ростово-Суздальской земле
Мономах посадил своего младшего сына Юрия, получившего в
по следствии
прозвище Долгорукого. Именно Юрий Владимирович переносит
столицу земли в Суздаль. Причина переноса не коментируется,
но предположению ряда историков, Юрий хотел укрепить южную
границу княжества. С деятельностью Юрия связывают бурное
строительство в Суздальской земле. Строится храм Спаса (или
перестраивается Мономахов храм, разрастается сам Суздаль
появляется т.н. Окольный город. Большие строительные работы
ведутся в Кидекше, расположенной на правом берегу р.Нерль
восточнее Суздаля. Поселение было обнесено земляным валом,
а на берегу р.Нерль была воздвигнута белокаменная церковь
во имя св.Бориса и Глеба. Суздаль во времена Юрия Долгорукого
превращается в столицу огромного княжества, границы которого
на севере доходят до Белоозера, на востоке - до Волги, на
юге - Муромо-Рязанской земли, а на западе - до Смоленской
и Новгородской земли.Но все помыслы Юрия были устремлены
на юг, к Киевскому столу. Во время борьбы за великое княжение
Суздаль неоднократно
упоминается как пункт из которого Юрий отправляетс в походы
со своей дружиной. В самом Суздале в это время остаются
младшие сыновья Юрия, при этом Суздаль видимо считался волостью
Андрея. В 1155 году Андрей уходит из Вышгорода под Киевом
и возвращается в Суздальскую землю, но не в Суздаль. Положение
города меняется, появляется новая столица - Владимир. В
1162 г. Андрей изгнал из Суздаля братьев и вдовствующую
княгиню Ольгу с детьми. Суздальцы принимали активное участие
в деятельности князя, но былого влияния уже не имел. После
убийства Андрея Боголюбского в 1174 г. ростовское и суздальское
боярство пытались восстановить свое политическое влияние
и выйти из подчинения младшему городу Владимиру, но эта
попытка не увенчалась успехом, т.к. в усобице побеждает
Всеволод. Суздаль не получает особого князя ии входит в
состав Владимирского княжества Всеволод обращает внимание
на старейший град. Летопись сообщает, что в 1192 году "заложен
был град Суждаль и срублен был
в то же лето", т.е ремонтируется и досыпается земляной
вал кремля, по его верху строится деревянная срубная стена.
И в самом Суздале ведется активное строительство - в это
время закладываются знаменитые монастыри Суздаля среди которых
Козьмодемьянский (Козьмы и Дамиана), Ризоположенский, Дмитриевский.
Причем, судя по летописи, строительство ведется местными
мастерами. В летописи под 1194 годом упоминаются оловянщики,
маляры, каменщики, кровельщики, которые обновили церковь
Пресвятой Богородици, которая "опадала старостью и
безнарядьем". Все это, по мнению М.Н.Тихомирова подтверждает,
что Суздаль оставался значительным центром развития ремесла.
В 1212 году пос ле смерти Всеволода
его огромная держава распалась, но новые политические объединения
были неустойчивыми. Суздаль несколько выделялся среди других
уделов тем, что в нем была учреждена самостоятельная епископия.
В сан епископа Суздальского и Владимирского был возведен
игумен Владимирского Рождественского монастыря Симон. В
последовавшей междуусобице Суздаль недолгое время принадлежал
старшему Константину (после Липицкой битвы 1216 г., а после
его смерти попал под власть Юрия Всеволодовича вместе с
Владимиром. Во время его правления в Суздале так же велось
значительное строительство. В 1222-1225 гг был фактически
построен новый богородичный храм вместог старого обветшавшего
и освящен в честь Рождества Богородицы (именно этот храм
в сильно перестроенном виде дошел до нас).
|