|     История 
                      Суздаля в XIV-XV веков. Постоянные набеги на центральные древнейшие города Владимиро-Суздальской 
                      земли татаро-монгольских войск привели к оттоку населения 
                      в западные и северные районы Земли.
 После смерти Андрея Ярославича (в 1264 г.) в Суздале сел 
                      на княжес
  кий 
                      стол его сын Юрий, проживавший, правда, большую часть времени 
                      в Нижнем Новгороде. После смерти Юрия в 1279 в Суздале сел 
                      второй сын Андрея Ярославича Михаил, умерший бездетным в 
                      1305 г. Вслед за ним на суздальском столе оказался третий 
                      брат - Василий Андреевич (1264-1309 гг.). Василий имел двух 
                      сыновей - Александра и Константина, старший из которых Александр 
                      (1309-1332) после смерти отца занял княжеский стол в Суздале. 
                      Он участвовал в походах московского князя Ивана Даниловича 
                      Калиты на тверского князя Александра в 1327 и 1329 гг. Александр 
                      Васильевич уступил владимирский великий стол Калите. Частичной 
                      компенсацией этого акта стало основание в 1330 г. в Суздале 
                      самостоятельной епархии во главе которой стал монах Даниил, 
                      получивший епископский сан из рук константинопольского патриарха. 
                      После смерти Александра суздальским князем стал его брат 
                      - близнец Константин Васильевич (1309 - 1355 гг.). По старшинству 
                      в княжеской ветви северо-восточной Руси он мог претендовать 
                      на великокняжеский титул, однако по решению
  Орды 
                      великокняжеский стол достался сыну Ивана Калиты - Семену 
                      Гордому. Чтобы отдалиться от все возрастающих притязаний 
                      Москвы, Константин Васильевич в 1350 г. переносит столицу 
                      из Суздаля в Нижний Новгород. А в Суздале с 1347 г. остается 
                      самостоятельная епископская кафедра. В Нижнем Новгороде 
                      Константин ведет интенсивную политику освоения земель, с 
                      его именем связано и каменное строительство в самом городе. 
                      Границы Суздальско-Нижегородского княжества охватывали все 
                      Поволжье до Юpьевца на севере и р.Суры на юге, проходили 
                      по р.Клязьме, захватывая северные части бывшего Вязниковского 
                      уезда и занимая Суздальский и Шуйский уезды. Кроме Суздаля 
                      и Н. Новгорода , в состав княжества входили города Городец, 
                      Ве¬режец, Юpьевец и Шуя. Суздаль оставался все время вотчиной 
                      Константина Васильевича. Константин имел четырех сыновей: Андрея, Дмитрия, Бориса и еще Дмитрия по прозвищу Ноготь. 
                      Андрей Константинович (1323-1365 гг.), сделавшись главою 
                      Суздальско-Нижегородского княжества, дал уделы своим братьям:
 Дмитрию (Фоме) - Суздаль, Борису - Городец и Поволжье. А 
                      Дмитрий Ноготь, видимо, остался без удела и жил в Суздале, 
                      став родоначальником княжеского рода Ногтевых. Дмитрий Константинович 
                      Ноготь (1350~1375?) был родтвенником Марии, в иночестве 
                      Марины, с именем которой связана хорошо известная «Данная 
                      черницы Марины 1452/1453 Васильевскому монастырю в Суздале 
                      на земли села Мининское, Романовское и прикупного луга Любощ». 
                      Из этой данной как и из вклада Спасо-Евфимиевскому монастырю 
                      в Суздале черницей Мариной села Омутское следует, что Дмитрий 
                      Константинович Ноготь владел в суздальском округе значительными 
                      земельными участками, переданными его потомками церкви. 
                      В его владения входили также земли на р.Вязьме и Ух¬томе. 
                      Дмитрий Константинович старший (1324-1383 гг.) был вторым 
                      после Андрея сыном Константина Васильевича. Получив от брата
 в удел Суздаль, он вместе с Андреем ходил в 1359 г. в Орду, 
                      где получил от хана Навруса ярлык и на великое княжение 
                      вла¬димирское. Однако в 1361 г. князь московский Дмитрий 
                      выгнал Дмитрия Константиновича из Владимира и Суздаля и 
                      по заключен¬ному миру в 1363 г.
  Дмитрий 
                      Константинович вынужден был уйти к старшему брату Андрею 
                      в Н.Новгород. После междоусобицы, происходившей в Орде в 
                      начале 60-х годов ХIV в., сын Дмитрия Константиновича Василий, 
                      по прозвищу Кирдяпа, возвратясь из Орды, привез в 13б4 г. 
                      от хана Азига отцу ярлык на великое княжение. Но Дмитрий 
                      Константинович, учитывая мощь московского княжества, отказался 
                      от великого стола в пользу Дмитрия Ива¬новича, будущего 
                      Донского. После смерти в 1365 г. нижегород¬ского князя Андрея 
                      Константиновича, между младшими братьями Дмитрием и Борисом 
                      разгорелась борьба за Н.Новгород. Великий князь Дмитрий 
                      Иванович, бывший соперник Дмитрия Константино¬вича за велики  й 
                      стол, выступил теперь на стороне Дмитрия Константиновича. 
                      В Н.Новгород выехал Сергий Радонежский с по¬пыткой примирить 
                      братьев, но после неудачи, Дмитрий Иванович дает Дмитрию 
                      Константиновичу войско. При виде войска Борис уступает Н.Новгород 
                      брату, а сам уходит в Городец. Суздаль достается в удел 
                      старшему сыну Дмитрия Константиновича - Ва¬силию Кирдяпе. 
                      Союз же Дмитрия Константиновича и Дмитрия Ива¬новича был 
                      скреплен женитьбой последнего на дочери Дмитрия Суздальского 
                      - Евдокии. Судя по отсутствию письменных сведений, нижегородские 
                      войска не участвовали в знаменитой Куликовской битве Дмитрия 
                      Донского против хана Мамая в 1380 г. Однако в «3адонщине» 
                      упомянуты 50 суздальских бояр, павших в бит¬ве. По-видимому, 
                      суздальские полки были присланы Дмитрием Константиновичем 
                      в помощь зятю. Однако уже в 1382 г. союз между; Дмитрием 
                      Константиновичем и Дмитрием Донским был нарушен, т.к. первый 
                      из них послал своих сыновей Василия Кирдяпу и Семена в помощь 
                      хану Тохтамышу при его походе на Москву. Василий и Семен 
                      Дмитриевичи уговорили москвичей сдать город Тохтамышу, облегчили 
                      татарам взятие Москвы, сыграли роль изменников, что привело 
                      к разрыву союза между Москвой и Суздальско-Нижегородским 
                      княжеством. После смерти Дмитрия Константиновича ярлык на 
                      Суздаль получил в Орде Семен Дмитриевич, хотя все права 
                      на этот город имел старший брат Василий Кирдяпа  , 
                      он задерживался ханом в Орде вплоть до 1388 г. Лишь в этом 
                      году братья сумели изгнать из Н.Новгорода дядю Бориса Константиновича 
                      став князьями ниже¬городскими, причем Кирдяпа стал и князем 
                      суздальским. После смерти Дмитрия Донского в 1389 г. вновь встал вопрос 
                      о княжении в Н.Новгороде. В результате длительных хлопот 
                      ярлык на Н.Новгород в 1391 г. вновь получил Борис Константинович. 
                      Однако уже в следующем 1392 г. московский князь Василий 
                      I Иванович купил в Орде за огромную сумму золотом и серебром 
                      ярлык на Нижний Hoвгopoд. Практически самостоятельное Нижегородское 
                      княжество перестало существовать, присоединившись к Mосквe. 
                      Правда, в 1393 г. Василий и Семен Дмитриевичи захва¬тили 
                      на короткое время H.Hoвгopoд. Вернулся туда и Борис Кон¬стантинович. 
                      Но вскope они вce были вновь изгнаны Василием I из Нижнего 
                      и удалены один в Суздаль (Борис Константиноаич), другой 
                      - в Городец (Василий Кирдяпа). Борис Константинович умер 
                      в 1394 г. в Суздале, своей отчине, где и был похоронен в 
                      Богородицерождественском соборе. Городец после смерти Кирдяпы 
                      в 1403 г. отошел к Москве. Семен Константинович скончался 
                      в 1402 г. в Вятке. Его сын Василий стал родоначальником 
                      князей Шуйских. Суздаль в конце ХIV - начале ХV вв. сохра¬няет 
                      в какой-то мере самостоятельность. После Бориса Константиновича 
                      там сидел его сын Даниил, княживший одно время также в Нижнем 
                      Новгороде (1409-1415 гг.) и во Владимире. Он дол¬гое время 
                      боролся против московских великих князей за восста¬новление 
                      политической самостоятельности суздальско-нижегородского 
                      княжества. Именно его вдова Мария, в иночестве Марина, составила 
                      "Данную" Васильевскому монастырю в Суздале на 
                      помин умершего мужа сел Мининское и Романовское (см.выше). 
                      Скон¬чался Даниил Борисович, видимо, в 1442 г. Его брат 
                      Иван Тугой Лук также безуспешно долго добивался воссоздания 
                      великого княжения Нижегородского. В Суздале в это время 
                      сидели дети Василия Кирдяпы: Иван (1390-1417), Юрий (ХIV-ХV 
                      вв.), Федор и Даниил (умер в 1411 г.). Они примирились с 
                      великим князем московским и от его руки владели своей отчиной. 
                      Однако двое из них - Иван и Даниил отступили от великого 
                      князя и действовали одно время против него вместе с Даниилом 
                      и Иваном Борисовичами.
 Внуки Василия Кирдяпы Василий и Федор Юрьевичи также пытались 
                      вернуть независимость Суздаля от Москвы. К 1445 г. относится 
                      последняя попытка восстановления не только политической 
                      власти, но и старой территории княжества. Весной этого года 
                      казанский хан Улу-Мухамед осадил Н.Новгород и послал своих 
                      Сыновей к Суздалю. Русское войско возглавлял великий князь 
                      московский Василий Васильевич. Бой происходил на северной 
                      окраине Суздаля за Спасо-Евфимиевым монастырем. Русское 
                      войско потерпело поражение, московский князь Василий попал 
                      в плен. Суздаль и окружающие его села были разграблены и 
                      сожжены. Так как великий князь был пленен, московский княжеский 
                      стол захватил его двоюродный брат Дмитрий Шемяка. Суздальские 
                      князья Василий и Федор Юрьевичи Заключили договор с Дмитрием 
                      Шемякой о восстановлении суздальской независимочти. Однако 
                      Шемяка потерпел поражение в борьбе с Василием Темным и надежды 
                      суздальских князей не осуществились. По договору 1451 г. 
                      с Василием Темным суздальские князья вступают во владения 
                      своими суздальскими и шуйскими землями уже как простые вотчинники. 
                      С этих пор суздальские князья преходят в разряд служилого 
                      боярства московского, потомство их дробится на несколько 
                      родов, среди которых Шуйские, Скопины-Шуйские, Горбатые. 
                      Ногтевы, Барбашины, Глазатые и др.
 Отдельные 
                      и отрывочные факты говорят о некотором оживлении культурной 
                      жизни города в XIV столетии. По заказу суздальского и нижегородского 
                      епископа Дионисия в 1377 году был составлен монахом Лаврентием 
                      знаменитый Лаврентьевский летописный свод. В Суздаль попадают царьградские иконы и произведения прикладного 
                      искусства, вывезенные из Византии Дионисием. По его заказу 
                      изготовляется в 1383 году великолепный ковчег, богато украшенный 
                      чернью, эмалью и позолотой. Отдельные памятники станковой 
                      живописи, происходящие из суздальских монастырей, свидетельствуют 
                      также о развитии иконописного искусства, питавшегося высокими 
                      традициями домонгольской поры и, видимо, сыгравшего немалую 
                      роль в расцвете живописной культуры Руси XIV—XV веков.С 
                      падением в Суздальско-Нижегородского княжества Суздаль навсегда 
                      сходит с политической арены. Его жизнь замирает. Обрушившийся 
                      в 1445 году древний собор более восьмидесяти лет стоит в 
                      развалинах. Лежавший в стороне от больших торговых путей 
                      город с его многочисленными монастырями остается лишь крупным 
                      религиозным центром, с которым, как и с Владимиром, связаны 
                      культурнополитические традиции и исторические воспоминания 
                      Москвы.   |