Персоналии
Губкин
Иван Михайлович (1871—1939) — русский учёный-геолог,
основатель советской нефтяной геологии, академик АН СССР
(1929), вице-президент Академии наук СССР (1936), председатель
Азербайджанского филиала АН (1937). Лауреат Ленинской премии
(1929). Член компартии с 1921 года. Депутат Верховного Совета
СССР 1-го созыва (1937). Активный участник решения вопросов
индустриального развития Урала, Сибири, Дальнего Востока,
Закавказья. Родился в семье муромского бедного крестьянина.
Учился в сельской приходской школе, Муромском уездном училище.
Окончил Киржачскую учительскую семинарию (1890). Работал
сельским учителем в Муромском уезде. Окончил Петербургский
учительский институт (1895—1898). Работал преподавателем
городского училища в Петербурге. Окончил Петербургский горный
институт (1903—1910). В 1917—18 гг. был в научной командировке
в США. В 1918 г. по предложению В. И. Ленина вошёл в состав
Главного нефтяного комитета, а с 1919 г. являлся руководителем
Главсланца. В 1920—25 председатель Особой комиссии по изучению
Курской магнитной аномалии. С 1920 профессор, с 1922 ректор
Московской горной академии, с 1930 ректор, заведующий кафедрой
геологии и нефтяных месторождений Московского нефтяного
института. Председатель (1930—1936) Совета по изучению производительных
сил АН СССР. С 1931 начальник Государственного геологоразведочного
управления ВСНХ. В труде «Учение о нефти» (1932) разработал
основы теории происхождения нефти, условия формирования
её залежей и др. Обосновал возможность создания «Второго
Баку». С его именем назван Российский государственный университет
нефти и газа имени И. М. Губкина (основанный им), а также
одна из премий Российской Академии наук. Его имя носят города
Губкин в Белгородской области и Губкинский Ямало-Ненецкого
автономного округа. Награждён орденом Ленина и орденом Трудового
Красного Знамени. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
Лазарев-Грузинский
Александр Семенович (1861-1927) - писатель. Родился
в 1861 г.; учился в художественной школе. Окончил Строгановское
училище в Москве и в течение ряда лет был преподавателем
рисования и черчения в Киржачской учительской семинарии.
Литературную деятельность начал в середине 80-х годов.
Был сотрудником "Петербургской Газеты" и др. изданий.
С 1891 по 1909 г. состоял секретарем и соредактором журнала
"Будильник". Публиковался главным образом под
псевдонимом: А.Грузинский. Много произведений Лазарева-Грузинского
переведено на чешский язык Филиппом Матехой. Рассказы Лазарева-Грузинского
вышли отдельно в 9 томах: "Нескучные рассказы",
Спб. 1891, и "Женщины.Рассказы", М. 1911.
Преподобный
Роман родился в первой четверти XIV века. Мы не
имеем точных сведений о месте и времени его рождения, но
церковное предание сохранило память о том, что с юных лет
сердце отрока загорелось любовью к Христу и стремлением
к монашеству. Услышав о дивном Радонежском пустыннике, Роман
отправился в его обитель, поступил в число братии Троицкого
монастыря и всецело предал свою волю в духовное руководство
преподобного Сергия, став преданным и послушным учеником.Преподобный
Сергий с любовью принял Романа, предложив ему, по обычаю,
срубить для себя келью. По уставу монастыря Роман, поступив
в число братии, должен был пройти жесткий искус новоначального.
Тому, кто хотел принять иноческий постриг, игумен выдавал
длинную одежду из черного сукна. Вместе со всеми ученик
проходил ряд послушаний и только после испытания его твердости
постригался. По всей вероятности, во второй половине XIV
века, 1 октября, в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы
и памяти преподобного Романа Сладкопевца, ученик великого
Сергия принял монашеский постриг в честь святого Сладкопевца.
Не исключено, что выбор святого покровителя объяснялся музыкальными
способностями Романа. После принятия ангельского чина для
новоначального подвижника пост и молитвенное делание стали
правилом всей его последующей жизни. Как большинство русских
обителей XIV века, Сергиева пустынь первоначально была своекоштной,
или особножитной. Игумен был общим руководителем для всей
братии, монахи вместе молились, собираясь в церкви, но в
отношении пищи, одежды, жилья они были совершенно самостоятельны.
С укреплением и расширением Сергиевского монастыря умножилось
число его насельников. Постепенно вокруг него образовалась
монастырская слобода, рядом с монастырем пролегла дорога
из Москвы в северные русские города. Изменение положения
обители заставляло игумена Сергия серьезно задумываться
над изменением, устава монастырской жизни. По благословению
святителя Московского Алексия, после получения письменного
пожелания константинопольского патриарха Филофея, в 1354
году, преподобный Сергий ввел в монастыре общежительный
устав. Строгость восточного устава вызвала недовольный ропот
многих братий. Некоторые тайком уходили из обители. В то
же время вернулся из Москвы старший брат преподобного Сергия,
Стефан. Ропот несогласных нашел у него поддержку тем более,
что Стефана внезапно охватила мысль о своем первоначалии
в обители. Житие преподобного Сергия XV века, написанное
Епифанием Премудрым и пересмотренное Пахомием Логофетом,
повествует о том, что преподобный вышел из монастыря совершенно
один. Однако источник XVII—XVIII века «Книга, глаголемая
описание о российских святых» утверждает, что преподобный
Сергий, уходя, взял с собой ученика своего Романа. Позднее
свидетельство подкрепляется устойчивым устным преданием,
согласно которому Сергий оставил обитель вдвоем с преданным
учеником Романом. Долго искали черноризцы, но нигде не успокаивалось
сердце преподобного Сергия. Дойдя до берега быстро-струйной
реки Киржач, путники увидели высокий живописный холм, склоны
которого покрывала пушистая зелень. Высокие вязы рядами
спускались к прозрачным струям Киржача. Преподобный узнал
духом место, которое искала его душа. Здесь и начал он строить
новую обитель во имя Благовещения Пресвятой Богородицы,
которая посетила впоследствии игумена Сергия в келье незадолго
до его блаженной кончины. После того как обнаружилось новое
место подвигов аввы Сергия, к нему стали потихоньку переходить
его ученики. Вначале подготовили кельи для жилья, затем
пришло время для строительства самой церкви. Нет сомнений,
что одним из верных помощников преподобного Сергия в устроении
Киржачской обители был смиренный монах Роман, ставший ее
наследным игуменом, независимо от того, пришел ли он вместе
с учителем, либо ушел вслед за ним. Ни много, ни мало, около
четырех лет строилась Богородицкая обитель. Многие братия
тотчас по велению сердца перешли в нее из Троицкого монастыря.
Оставшиеся скорбели, лишившись мудрого духовного руководства,
и соборно решили настоятельно просить святителя Алексия
вернуть игумена Сергия в монастырь на Маковце. Известно,
что старец-митрополит глубоко чтил преподобного. Сожалея
о разорении Сергиевской обители, он с радостью откликнулся
на мольбы монахов. Целое посольство из двух архимандритов
святитель отправил в Благовещенский монастырь для возвращения
в обитель Святой Троицы ее первоначальника. Вместо себя
митрополит Алексий просил преподобного оставить в Киржачском
монастыре самого искусного и верного из своих учеников,
которым и стал блаженный Роман. Преподобный Сергий благословил
на игуменство и управление Киржачским монастырем Романа,
с которым он пришел на место сие. Кротко ответил любимому
авве согласием на большое и трудное послушание этот избранный
ученик и отправился в Москву за утверждением в нем. Святитель
Алексий рукоположил Романа во иеромонаха и даровал ему сан
игумена Благовещенского Киржачского монастыря. Годом основания
обители принято считать 1358-й. Так же, как в Троицкой обители,
в Киржачском монастыре вскоре был установлен общежительный
устав. Благовещенский монастырь с самого своего основания
до упразднения в 1764 году оставался сродным Троице-Сергиевой
обители. Согласно мнению церковных историков, преподобный
Роман вошел в летопись Киржачского монастыря как его первый
игумен. Воспитанный великим аввой Сергием на творениях святых
отцов Церкви, преподобный Роман особо поощрял книжные занятия
своей братии, которые приобщали ее к высшим знаниям духовной
науки. В обители много читали, тщательно переписывали богослужебные
книги и свято-отеческие труды. Об этом свидетельствуют дошедшие
до нас рукописные книги Киржачского монастыря XIV века:
Жития святых, Лествица преподобного Иоанна, Апокалипсис
с толкованием святого Андрея Кесарийского и Требник с последованием
пострижения в монашеский чин. Киржачский игумен прошел опытно
школу пустынножития, где внешний подвиг строгого поста и
нищеты сочетался с глубокой внутренней молитвой и пламенной
верой в помощь Божию. Некогда он имел драгоценную возможность
видеть, как его духовный отец, преподобный Сергий, в собственной
жизни воплощал вечные заветы. Подвижник живо старался во
всем подражать дорогому старцу, усваивая его редкую сердечную
кротость, удивительное смирение, молитвенность, нескончаемое
терпение чужих немощей. Высокая внутренняя жизнь ученика
аввы Сергия сделала его духоносным учителем, к коему потекли
люди за советом и молитвенной помощью, глубоко веруя, что
Господь скоро слышит прошения Своих верных рабов. вопиющих
к Нему. Насельники Благовещенского Киржачского монастыря
по молитвам своего игумена постепенно проходили нелегкие
ступени монашеского искуса. Терпение, любовь и дар рассуждения
помогали преподобному Роману ограждать учеников от излишней
горячности и пробуждать их от холодной рассеянности. Сама
внешность преподобного отражала глубокий духовный мир его
внутренней жизни.
Много горестных и радостных событий протекло перед взором
смиренного игумена Романа. Его ясная душа просила мира и
упокоения в Боге. В день Благовещения Пресвятой Богородицы
великий Троицкий игумен Сергий был чудесно извещен Самой
Царицей Небесной о своей близкой кончине. Это побудило его
вскоре передать в управление свой монастырь преподобному
Никону, дабы в безмолвии предстать уже пред самим Господом.
Несомненно, преподобному Роману стало известно об этом дивном
событии от своего старца-игумена. Но сам он скончался в
мире прежде своего учителя, на память святого мученика Каллиника,
29 июля 1392 года. Братия Благовещенской обители со многими
молитвами и слезами погребли старца под диаконником монастырского
храма, выстроенного трудами его великого аввы, преподобного
Сергия, со своими преданными учениками.
Раскова
Марина Михайловна (28 марта 1912, Москва — 4 января
1943, Саратовская область) — советская лётчица-штурман,
капитан; одна из первых женщин, удостоенная звания Герой
Советского Союза. Родилась 28 марта 1912 года в Москве.
Училась в Московской консерватории. Работала практиканткой
в лаборатории анилинокрасочного завода. С 1932 года — лаборантка
аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии
имени Н. Е. Жуковского. В 1934 году окончила Ленинградский
институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала
штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном
аэроклубе. Продолжала работу в Военно-воздушной академии
имени Н. Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба.
В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении
мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12;
в 1938 году — в установлении 2-х мировых авиационных рекордов
дальности на гидросамолёте МП-1. 24-25 сентября 1938 года
на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир — В. С. Гризодубова,
второй пилот — П. Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт
Москва-Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по
прямой — 5910 км). При вынужденной посадке в тайгу выпрыгнула
с парашютом и была найдена только через 10 суток. В ходе
перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд
дальности полёта. За выполнение этого перелёта и проявленные
при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Расковой
Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза
с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого
отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106. В
Красной Армии с 1938 года. Одновременно находилась в штате
НКВД: в феврале 1937 года — феврале 1939 года — штатный
консультант, затем уполномоченный особого отдела НКВД, позже
— в 3-м Управлении Народного комиссариата обороны СССР,
старший лейтенант госбезопасности. Жила в Москве. Когда
началась Великая Отечественная война, Раскова использовала
своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться
разрешения на формирование женских боевых частей. Её поддержали
тысячи советских женщин, которые хотели участвовать в изгнании
врагов с территории своей Родины. В конце октября 1941 г.
с официального одобрения Ставки ВГК и с поддержкой ЦК ВЛКСМ
в г. Энгельс на Волге она сформировала авиагруппу из трёх
женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го
бомбардировочного (Су-2) и 588-го ночного бомбардировочного
(У-2). Позднее Раскова была назначена командиром 587 БАП.
Во время войны 587 БАП был переименован в 125-й гвардейский
пикировочно-бомбардировочный авиационный имени Марины Расковой
Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк (Приказ НКО
СССР No. 265 от 03.09.1943 г. и Директива ГШ No.Орг/10/138919
от 04.09.1943 г.); 588 НБАП был преобразован в 46-й гвардейский
ночной бомбардировочный Таманский Краснознаменный ордена
Суворова авиационный полк (Приказ НКО СССР No.64 от 08.02.1943
г.) 4 января 1943 г. Герой Советского Союза майор Раскова
погибла в авиакатастрофе близ Саратова в сложных метеоусловиях
при перелёте на фронт после переформирования. После смерти
была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвской стене
на Красной площади в Москве.
Сергий
Радонежский (в миру Варфоломей; «Радонежский» —
топонимическое прозвище; 3 мая 1314 — 25 сентября 1392)
— монах Московской Церкви (Константинопольский патриархат),
основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева
лавра).Святой; преподобный; почитается величайшим подвижником
земли русской; преобразователь монашества в Северной Руси.
- родился в 1319 году в семье благочестивых бояр Кирилла
и Марии. С юных лет Преподобный (в миру носивший имя Варфоломей)
желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако Кирилл
и Мария долго не благословляли сына на монашескую жизнь.
И только когда они, незадолго до своей праведной кончины,
удалились в монастырь, преподобный Сергий со старшим братом
Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой
чаще. Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года.
Естественно, что тогда он не мог и подумать о славе этого
места. Оно привлекло его именно своей пустынностью и удаленностью
от людей. Собственными руками братья построили здесь деревянную
келью и церковь, которая по их желанию была освящена во
имя Живоначальной Троицы.
Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему
брату преподобного Сергия, Стефану, и он вскоре удалился
из этих мест. Преподобный остался в совершенном одиночестве.
С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы.
Вскоре исполнилось заветное желание юноши – игумен одного
из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество.
Ни одного часа времени преподобный Сергий не проводил в
праздности. Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и
чтение божественных книг, он восходил от силы в силу, с
каждым днем своей жизни все больше приближаясь ко Христу.
Преподобный Сергий шел путем подвижников первых веков христианства
– преподобных Антония и Макария Великих, Иоанна Лествичника,
аввы Дорофея и многих других. Каждый шаг своей монашеской
жизни он сверял с их писаниями. Святые старцы и пустынники
далеких восточных пустынь указывали боголюбивому русскому
юноше путь в небесные обители. Преподобный Сергий почитал
и первых подвижников русского монашества – Антония и Феодосия
Печерских и их многочисленных последователей. Преподобный
стремился достичь в своей жизни того идеала святости, которого
уже достигли они, шествуя к Богу тесным путем, заповеданным
Спасителем однажды и на все времена. Мужественно перенося
искушения, он устремлял свой взор к Горнему и всеми силами
стремился к единению с Богом – цели жизни всякого человека.
Единственным желанием преподобного Сергия было спасение
собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном
уединении. Но мы знаем, что часто Господь подает славу тому
человеку, который всячески старается ее избежать, и, напротив,
отнимает славу у стремящегося к ней. "Не может град
укрытися верху горы стоя" (Мф. 5, 14),– говорит Господь.
Человек, искренне убегающий земного почета и славы, приобрел
смирение — основание христианских добродетелей. Такой человек
может привести к Богу не только свою, но и другие души.
Так было и с преподобным Сергием. По ближним и дальним весям
и городам распространился слух о том, что в радонежском
лесу живет необыкновенный подвижник. Вскоре вокруг Преподобного
стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством.
По настоятельному желанию учеников преподобный Сергий становится
священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение,
терпение, любовь к Богу и ближним соделали Преподобного
великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще
во время его земной жизни.
Вообще, смирение можно назвать добродетелью, определяющей
святость преподобного Сергия. В жизнеописании Преподобного,
составленном его учеником Епифанием Премудрым, много свидетельств,
подтверждающих это. Например, такое: однажды, при жизни
преподобного Сергия, в обитель пришел крестьянин, слышавший
о подвигах и славе ее знаменитого настоятеля. Пришедший
попросил братию показать ему игумена Сергия. Монахи указали
на старичка в бедной, заплатанной одежде, который обрабатывал
грядки за монастырской оградой. Крестьянин не поверил и
оскорбился: "Вы смеетесь надо мной! Я шел сюда, чтобы
увидеть прославленного игумена, богато одетого и окруженного
слугами, а вы показываете мне какого-то огородника, наверное
последнего в монастыре человека..." Преподобный Сергий,
услышав сетования пришельца, оставил свои труды, с любовью
поприветствовал его и усадил с собою за трапезу. "Не
скорби, брате, — утешил его Преподобный, — Бог так милостив
к месту сему, что никто отсюда не выходит печальным. И тебе
Он скоро покажет того, кого ты ищешь". Во время их
беседы в обитель прибыл князь, окруженный многочисленной
свитой. Князь бросился к ногам угодника Божия, попросив
у него благословения. Тогда-то крестьянин понял, кем был
смиренный огородник. После отъезда князя он со слезами умолял
преподобного Сергия простить его невежество и неверие. "Не
скорби, чадо! – сказал ему смиренный игумен. – Ты один справедливо
рассудил обо мне, ведь все они ошибаются".
Управление монастырем не привлекало, а тяготило преподобного
Сергия. Когда в Троицкой обители возникла смута и некоторые
монахи возмутились против своего игумена, преподобный покинул
монастырь и поселился в глухой лесной чаще на реке Киржач.
Только через 3–4 года, после вмешательства святителя Московского
Алексия, преподобный Сергий вернулся в нашу обитель. Около
1372 года Патриарх Константинопольский Филофей, знавший
о высокой жизни русского игумена, прислал преподобному Сергию
крест, параман, схиму и грамоту, в которой благословлял
Преподобного и советовал ему ввести в Троицком монастыре
общежительный устав. Преподобный обратился к московскому
митрополиту Алексию, который стоял тогда во главе Русской
Церкви. По благословению святителя Алексия в нашей обители
и был введен общежительный устав. Незадолго до кончины,
в 1378 году, святитель Алексий пожелал видеть преподобного
Сергия своим преемником. Он хотел возложить на него золотой
крест – символ митрополичьего сана. Преподобный отказался
от столь великой чести. "Прости, Владыко, – отвечал
он, – я от юности своей не носил золота, а тем более под
старость желаю пребыть в нищете". Святитель Алексий,
видя, что дальнейшие уговоры ни к чему не приведут, отпустил
смиренного старца.![Васнецов. Сергий Радонежский.](../images/Vasnetsov_sergij_radonezh.jpg)
В 1380 году, когда правитель Золотой Орды Мамай вел полки
на разорение Русской земли, великий князь Димитрий Иоаннович,
готовясь выступить в поход, просил у преподобного Сергия
благословения и молитвы. "Если враги хотят от нас чести
и славы, – сказал ему Преподобный, – дадим им; если хотят
злата и сребра – дадим и это; но за имя Христово, за веру
православную надо душу свою положить и кровь пролить".
Эти слова преподобного Сергия являются как бы истолкованием
известных евангельских слов: " Ищите же прежде Царства
Божия и правды его, и это все приложится вам" (Мф.
6, 33). Именно за эту верность небесному идеалу, которой
наши благочестивые предки учились у ног великих русских
святых, Господь щедро подавал Руси ее экономическую и политическую
мощь. Небесное и земное удивительно соединялось в истории
нашей святой Отчизны. И битва на поле Куликовом 8 сентября
1380 года началась с того, что схимонах нашего монастыря
Александр Пересвет, пришедший на поле брани из послушания
преподобному Сергию, приняв вызов татарского богатыря, поразил
его и сам пал жертвой этого поединка.
Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года. Перед
кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить
чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти
единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную,
удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии,
иметь усердие к смирению и страннолюбию. Вот уже шестьсот
с лишним лет преподобного Сергия называют Игуменом земли
Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены
не только к братии основанного им монастыря. Они обращены
к каждому русскому человеку. И если мы сегодня хотим иметь
Преподобного своим молитвенником и заступником, мы должны
свято исполнять то, что он заповедал нам...
Чернышев
Василий Ильич (29.12. 1866(10 1 1867), с.Алексино,
ныне во Владимирской обл, - 21 5 1949, Ленинград), языковед,
лексиколог, лексикограф, диалектолог, историк языка, методист,
ч -к АН СССР (1931) Окончил учительскую семинарию в г. Киржач
(1886), был учителем сельских, уездных и гор уч-щ (1886-1912)
В становлении его научных интересов большую роль сыграл
академик А А Шахматов. Участвовал (с 1904) в работе по подготовке
проекта упрощенного русского правописания (совм. с И.А.Бодуэном
де Куртенэ, Ф.Е.Коршем, А.И.Соболевским, Ф.Ф.Фортунатовым)
Основные труды в области рус. лексикологии и лексикографии,
диалектологии, истории языка, ономастики, фольклора, языка
рус писателей, культуры речи и стилистики, методики преподавания
рус языка.
Составил учебные пособия по русскому языку и словесности
для начальной и средней школы "Сборник статей для письменного
и устного изложения" (1904), "Школьник Русская
уч хрестоматия" (1907), "Азбука выразит чтения"
(1910) и др, автор работ о педагогических взглядах К Д Ушинского,
А Н Радищева, H И Пирогова и др. Изучал рус нар говоры,
разработал (1900) программу для собирания великорус говоров
Ряд работ посвящен условно-проф. языкам русских портных,
кожевников, офеней и др. Исследовал язык и стиль M.В.Ломоносова,
Д.И.Фонвизина, H.M.Карамзина, А.С.Пушкина, H.В.Гоголя, E.А.Баратынского,
H.А.Некрасова, И.С. Никитина, А.В.Кольцова, И.С.Тургенева,
Г.И.Успенского, В.И.Майкова и др. рус. писателей. Участвовал
в подготовке "Словаря рус языка" АН Я К Грота
- А А Шахматова (1928-37) Заведовал (с 1938) словарным отделом
Ин-та языка и мышления АН СССР, возглавлял работу по подготовке
"Словаря совр. рус. лит. языка" АН в 17 тт (издан
в 1948-65) Был гл. редактором 1-го и 2-го томов этого издания
(Ленинская пр, 1970, посмертно)
|