Готко
А.
Есть
много дорог ведущих в город Киржач. Сюда можно приехать
на автомобиле, на поезде, приплыть по реке. Киржач -
маленький провинциальный городок и не смотря на это
внимательный турист- исследователь найдет в нем множество
интересных мест, узнает о том, что имя Киржач связано
с именами многих известных людей, внесших свой вклад
в историю государства.
Все старинные русские города вырастали на берегах рек.
Река – это и кормилица, и поилица, и защита для поселившихся
на ней людей. Но река – это и сила красоты, которая
влияет на душу человека, заставляет его жить высокой,
духовной жизнью и понимать прекрасное. Никто не может
остаться равнодушным, глядя на эти пейзажи.
Историки считают, что название реки Киржач, так же,
как и реки Керженец, протекающей по Нижегородской области,
происходят от слова «керджи», которое сохранилось в
мордовском языке и означает «левый». Река так названа,
видимо потому, что она является левым притоком Клязьмы.
Первое упоминание в русских летописях о селе на реке
Киржач относится к 1328 году, т.е. к временам московского
князя Ивана Калиты. В 1358 году Сергий Радонежский основал
на берегах реки Киржач Благовещенский монастырь.
Город начинается с монастыря. В настоящий момент монастырь
располагается на улице Гагарина.
Свято-Благовещенский
Киржачский монастырь.
Свято-Благовещенский
Киржачский монастырь основан в 1358 году. Его основателем
был великий святой Земли Русской Сергий Радонежский.
По дошедшей до нас легенде брат преподобного Сергия
– Стефан, пришедший в Радонежску обитель возмутил против
Сергия братию, Сергий не желал управлять непокорными
и стремясь к глубокому уединению удалился в лесистую
местность на берегу реки Киржач. Как большинство русских
обителей XIV века, Сергиева пустынь первоначально была
своекоштной, или особножитной. Игумен был общим руководителем
для всей братии, монахи вместе молились, собираясь в
церкви, но в отношении пищи, одежды, жилья они были
совершенно самостоятельны. С укреплением и расширением
Сергиевского монастыря умножилось число его насельников.
Постепенно вокруг него образовалась монастырская слобода,
рядом с монастырем пролегла дорога из Москвы в северные
русские города.
Изменение положения обители заставляло игумена Сергия
серьезно задумываться над изменением, устава монастырской
жизни. По благословению святителя Московского Алексия,
после получения письменного пожелания константинопольского
патриарха Филофея, в 1354 году, преподобный Сергий ввел
в монастыре общежительный устав. Строгость восточного
устава вызвала недовольный ропот многих братий. Некоторые
тайком уходили из обители. В то же время вернулся из
Москвы старший брат преподобного Сергия, Стефан. Ропот
несогласных нашел у него поддержку тем более, что Стефана
внезапно охватила мысль о своем первоначалии в обители.
Однажды в субботу, во время вечерней службы, когда преподобный
Сергий в алтаре облачался, его брат стоял на левом клиросе.
Заметив, что канонарх взял в руки книгу, Стефан сурово
обратился к нему: «Кто дал тебе эту книгу? — Игумен
дал ее мне, — смиренно ответил канонарх.— Кто игумен
на этом месте? — с гневом возразил ему Стефан. — Не
я ли первый пришел на это место?» Раздраженный Стефан
продолжил свою речь словами, которые агиограф Епифаний
Премудрый, не решился воспроизвести. Преподобный Сергий
слышал из алтаря вспыльчивую речь брата, но спокойно
провел службу, ничем не показывая своего огорчения.
После окончания богослужения, не желая давать повод
к соблазну, игумен Сергий тайно оставил монастырь. Житие
преподобного Сергия XV века, написанное Епифанием Премудрым
и пересмотренное Пахомием Логофетом, повествует о том,
что преподобный вышел из монастыря совершенно один.
Однако источник XVII—XVIII века «Книга, глаголемая описание
о российских святых» утверждает, что преподобный Сергий,
уходя, взял с собой ученика своего Романа. Позднее свидетельство
подкрепляется устойчивым устным преданием, согласно
которому Сергий оставил обитель вдвоем с преданным учеником
Романом. После длительного перехода, пройдя около двадцати
километров, игумен и его ученик сильно утомились. Роман
почувствовал жажду и. не в силах долее терпеть, обратился
к преподобному с просьбой помолится Богу, чтобы Господь
извел из близлежащей горы воду, как некогда Он извел
воду из скалы по молитве пророка Божия Моисея. Видя
горячую веру ученика, за послушание ему, преподобный
Сергий взмолился к Господу и ударил посохом по склону
горы, из которой немедленно забил холодный источник
целительной воды. Так возник знаменитый Гремячий ключ.
По преданию, Преподобный подвизался на Киржаче четыре
года. За это время последовавшая за ним братия устроила
на киржачской круче келии и поставила деревянную церковь,
освященную в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Возвращаясь по призыву московского митрополита св. Алексия
в Троицкий монастырь, великий Сергий избрал себе преемника
– верного ученика и сподвижника преподобного Романа
Киржачского. Умножив монастырские здания и украсив Благовещенский
храм, преподобный Роман преставился в 1392 года и был
похоронен в усыпальнице Благовещенского собора. В 1980
году Церковь причислила его к Собору Радонежских святых.
Всякий монастырь уподобляется Небесному граду праведных
– Горнему Иерусалиму. Это образ Царствия Небесного,
явленного на земле, а монахи – «ангельский чин» в нем.
Потому и древнерусские иконописцы изображали на иконах
Небесный Иерусалим в виде монастыря за высокой оградой
с правильной прямоугольной планировкой.
Епифаний Премудрый рассказывает, как Сергий «...келии
четверообразно сотворити повеле, посреди их церковь
во имя живоначальные Троицы отвсюда видима яко зерцало...»[1]
Троицкий монастырь походил на небольшой, строго распланированный
городок, состоящий из прямоугольного каре келий, окружавших
церковь и трапезную и обнесенных прочной оградой. «Четвероугольный
образ монастыря, келии к келии совокупи, их же посреде
стоят церкви, яко некие очи зряще всюду».
«Четверообразная» планировка Троицкого монастыря послужила
примером и при строительстве Благовещенского монастыря.
Свято-Благовещенский монастырь представлял собой живописное
зрелище. Расположенный на высоком берегу у излучины
реки, откуда открывался невыразимо прекрасный вид на
бескрайние просторы – леса, рощи и луга, он был окружен
с прочих сторон первозданным лесом. Его территория была
несколько больше современной. Четырехугольник низких
келий обрамлял открытую площадь. Позади келий располагались
хозяйственные службы: поварня, пекарня, квасоварня,
хозяйственные дворы (конюшенный, коровий, полозовый,
тележный и др.) На реке и запрудах возле монастыря стояли
водяные и ветряные мельницы с «мельничными анбарами».
С другой стороны тянулись огороды. Все это окружала
стена с башнями и воротами.
В центре монастыря возвышалась группа каменных зданий:
Благовещенский собор и храм Всемилостивого Спаса, а
поодаль, как бы уравновешивая их, – храм Преподобного
Сергия Радонежского. В XIX в. к ним прибавился величественный
храм в честь и славу Всех Святых.
Главными воротами монастыря были южные ворота: здесь,
со стороны торговых рядов, проходила дорога от Москвы
к Владимиру. Белые объемы монастырских храмов четко
выделялись на темном фоне леса, а с реки он и впрямь
возвышался как Горний Иерусалим.
В XV веке, пока шло строительство киржачской обители,
ее братия управлялась настоятелями-строителями, назначавшимися,
как правило, из числа монахов Троицкой обители, к которой
была приписана обитель на Киржаче. При них были возведены
две каменные церкви – Благовещения Пресвятой Богородицы
(на месте старой деревянной) и большая трапезная церковь,
освященная в честь преподобного Сергия Радонежского.
В ходе строительства близ монастыря на месте непроходимых
лесов появились селения и слободы. Благодаря славе своего
основателя, Киржачский монастырь пользовался большой
известностью и вниманием русских князей и бояр. Они
одаривали его землями, селами и различными угодьями.
Так что очень скоро он стал одним из богатейших монастырей
северо-восточной Руси.
К
середине ХVI века Киржачский Благовещенский монастырь
являлся первым из 14 приписных монастырей Троице-Сергиевой
обители. В нем подвизалось 90 монахов. Настоятель Киржачского
монастыря занимал вторую ступеньку после Троицкого архимандрита.
Владения монастыря разрослись и располагались уже не
только в Переславском, но и в Дмитровском, Владимирском
и Юрьевском уездах. Монастырь имел своих крестьян, собственные
рыбные ловли, водяные мукомольные мельницы, солеварницы
и доходы с ярмарок. Однако жизнь монастыря не была безоблачной.
По писцовым книгам видно, что в это столетие на долю
монастырской братии и населения прилегающих деревень
выпали тяжелые испытания. В Киржачской земле свирепствовали
то моровая язва, то неурожаи и голод, то пожары. Пережил
монастырь и разорение от польско-литовских войск.
В XVII веке, в царствование Алексея Михайловича Романова,
обитель оправилась от потрясений и еще более расцвела.
В описи Троице-Сергиевой Лавры и приписных к ней монастырей
1642 года говорится, что храмы ее украшены благолепно,
многие из святых икон в храмах обложены серебром, венцы
имеют золоченые, а некоторые украшены жемчугом и драгоценными
каменьями.
В 1656 году рядом с Благовещенским собором вознеслась
каменная шатровая церковь-колокольня, освященная в честь
Всемилостивого Спаса. Ее «на поминок» своих родителей
возвел боярин Иван Андреевич Милославский. Впоследствии
это место стало фамильной усыпальницей Милославских.
В XVIII веке Благовещенский монастырь продолжал процветать
и расширяться. Но 1764 год стал для него поистине трагическим
– он был упразднен в числе 569 других великорусских
монастырей Манифестом Екатерины II о передаче монастырских
владений и населяющих их крестьян государству. Монастырское
имущество передали в Троицкую Лавру, братию перевели
частью туда же, частью в другие монастыри.
После закрытия Киржачской обители ее храмы стали приходскими.
Некогда богатейшие, они обеднели и около ста лет пребывали
в упадке по причине малочисленности и бедности прихожан.
Из этого времени история донесла до нас лишь одно заметное
событие – в 1823 году при проезде через Киржач древние
храмы обители посетил император Александр I. В память
о нем в ризнице Благовещенского собора хранилось пожертвованное
царем позолоченное серебряное блюдо с вензелем «А I»
и надписью по краям: «От Киржачскаго градскаго общества
1823 года», на котором киржачские граждане преподнесли
ему хлеб и соль.
В середине XIX века из среды киржачских граждан явились
замечательные люди, которые многое сделали для возрождения
бывших монастырских храмов. В первую очередь это были
представители торгового дома Соловьевых – глава семейства
Александр Петрович, его сыновья Александр Александрович
и Петр Александрович, внук Петр Петрович.
Александр Петрович с 1844 года в течение 17 лет являлся
бессменным старостой Благовещенского собора. Много заботы
и старания проявил он о благолепии киржачских храмов.
Обучившись
иконописному делу в Троице-Сергиевой лавре, он вместе
со своим сыном Петром расписал стены Благовещенского
собора и храма преподобного Сергия Радонежского, а также
написал иконы для иконостаса. «За усердие к церкви»
ему, а позже и его сыну Петру Указом Его Императорского
Величества было объявлено благословение Святейшего Синода.
В 1862 году, после смерти Александра Петровича, церковным
старостой Благовещенского собора был избран его сын
Александр Александрович Соловьев. Он продолжал поддерживать
в благолепии все храмы Благовещенского монастыря и прекрасным
образом обустроил территорию внутри церковной ограды.
В 1864 – 1869 годах Александр Александрович и Петр Александрович
воздвигли недалеко от могилы своих благочестивых родителей
величественный храм в честь Всех Святых с высокой пятиярусной
колокольней. В храм ими же была пожертвована дорогая
церковная утварь, а на колокольню – большой колокол
весом в 549 пудов (8736 кг).
После Октябрьской революции 1917 года началось постепенное
разорение древней обители. В 1918 году все строения
на территории монастыря были национализированы и реквизированы
военным ведомством, а потом отданы верующим в бесплатное
пользование. Наиболее ценное церковное имущество было
либо взято на учет Главмузеем Народного Комиссариата
Просвещения РСФСР, либо изъято в 1922 году под предлогом
помощи голодающим Поволжья. В 1923 году древние храмы
обители – Благовещенский, Сергиевский и Спасский – передали
в ведение вновь учрежденного Киржачского церковно-бытового
музея.
В Благовещенском соборе и Спасском храме с 1924 года
размещалась музейная экспозиция. После разорения музея
в 1929 году Киржачский Горсовет начал их противозаконную
«поломку», но по требованию Наркомпроса РСФСР она была
прекращена. Чудом уцелевшие храмы около 30-ти лет оставались
бесхозными и постепенно разрушались. Во время войны
Благовещенский собор использовался под склад боеприсов.
В нижних его помещениях в различные годы располагались
то колбасный цех, то керосиновая лавка.
Храм преподобного Сергия вместе с усыпальницей преподобного
Романа музей по требованию властей сдавал в аренду обновленцам.
Серьезно разоренный еще в «домузейный» период, при обновленцах
он пришел в полное запустение. В 1928 году была разграблена
усыпальница преподобного Романа. Вскоре после этого
власти отказали обновленцам в аренде. Сергиевский храм
опустел и несколько лет простоял заброшенным. В начале
30-х годов его взорвали. На месте этого, по мнению одного
из авторов XIX века, самого богатого во Владимиро-Суздальской
епархии храма, в 1990 году был установлен поклонный
крест.
Всехсвятская церковь и прилегающая к ней пятиярусная
колокольня в музейный комплекс не вошли. До 1928 года
их арендовал православный приход. В отличие от обновленцев,
прихожане Всехсвятского храма придерживались канонических
православных принципов и поддерживали сначала патриарха
Тихона, а потом его Местоблюстителя митрополита Сергия
(Страгородского). В начале 1930 года храм закрыли, а
священнослужителей и наиболее активных прихожан осудили
за антисоветскую деятельность. В опустевшем здании,
которое местные власти сначала хотели продать «на щебень»,
открыли общественную столовую. Позже Всехсвятский собор
– вместе с лишившейся своих колоколов колокольней и
надвратной церковью – переоборудовали под пекарню Городской
потребкооперации (ГорПО). Преобразованная в хлебокомбинат,
она просуществовала до 90-х годов XX века.
До начала 60-х годов в древней обители царили запустение
и разруха. В 1963 – 1964 годах были частично реставрированы
Благовещенский собор и храм Всемилостивого Спаса. Над
собором установили новый покрытый лемехом купол, обе
церкви увенчали крестами. За ветхостью разобрали второй
этаж соединявшей их галереи, построили лестницы, отремонтировали
дверные и оконные проемы. Внутри зданий ремонтные работы
не проводили, ограничившись их внешней побелкой.
В 1983 году городские власти Киржача решили использовать
памятники архитектуры под общественные нужды. На первом
этаже Спасской церкви предполагалось устроить молодежный
клуб, на втором – установить игровые аппараты. В Благовещенском
соборе планировалось открыть музей, а в западной части
галереи расположить киоски для продажи сувениров и напитков.
Но Господь не попустил свершиться очередному кощунству.
Поскольку ремонтно-реставрационные работы 1980 – 1990-х
годов велись с нарушением технологий, монастырские храмы
пришли в аварийное состояние. На защиту архитектурных
ансамблей древнего монастыря, связанного с именем преподобного
Сергия Радонежского, встала киржачская общественность.
В 1990 году, после публикации серии статей журналиста
Олега Шестакова, Благовещенский и Спасский храмы были
возвращены Русской Православной церкви.
С этого времени на территории обители возобновилась
приходская жизнь. 1 июля 1990 года в храме Всемилостивого
Спаса прошла первая с 1929 года Божественная литургия.
Была надежда возродить мужской монастырь, но Промысел
Божий судил иначе. Указом архиепископа Владимирского
и Суздальского Евлогия в июле 1995 года Свято-Благовещенский
монастырь был возобновлен как женский. Так, спустя 250
лет после закрытия древней обители, в ней вновь зазвучала
монашеская молитва.
Благовещенский
собор.
История
не называет нам имен искусных зодчих, создавших этот
дивный памятник архитектуры. Благовещенский собор сходен
с Троицким собором Сергиевой Лавры, но построен немного
позже, в конце XV– начале XVI века, предположительно,
в последние годы жизни великого князя Ивана III
Позже в подклете Благовещенского собора Василий III
– сын Иоанна III – соорудил придел Константина и Елены,
небесной покровительницы его второй жены Елены Глинской.
По мнению некоторых исследователей, это произошло около
1530 года, когда Василий и Елена проездом посетили Киржачский
монастырь после рождения долгожданного сына Ивана IV.
Благовещенский Киржачский собор, как и Троицкий собор
Лавры, по своей архитектуре, размерам, гармонии пространственных
соотношений и некоторым декоративным особенностям можно
отнести к памятникам московского зодчества. Его архитектура
проста и в то же время величественна. Он создает впечатление
необыкновенной стройности и художественной цельности.
Здание собора стоит на высоком подклете, где с южной
стороны алтаря в медной гробнице почивали под спудом
мощи преподобного Романа. На гробнице были вычеканены
тропарь и кондак преподобному Роману. Верх гробницы
украшал образ Преподобного, а возглавие – образ Живоначальной
Троицы. Над гробницей размещалась позолоченная, резной
работы сень на четырех колоннах.
Сейчас в подклете Благовещенского собора находится храм,
престол которого освящен в честь преподобного Романа
Киржачского. В нем же покоятся мощи Киржачского чудотворца.
Согласно описи церковного имущества, составленной в
XIX веке, в то время иконостас Благовещенского храма
был деревянный, трехъярусный, имел 47 икон, две из которых
– Смоленской иконы Божией Матери и Благовещения Пресвятой
Богородицы – местные, в дорогих серебряных ризах. Нижние
ярусы иконостаса украшали 12 позлащенных колонн с резьбой.
Внутри весь Благовещенский собор и его галерея были
украшены живописью. Храм в 1857 году расписывал Александр
Петрович Соловьев, а галерею в 1878 году живописец Илья
Яковлевич Яковлев. В 1885 г. росписи были поновлены
московским живописцем А.Я. Стороженко.
В 1918 году Благовещенский собор был национализирован
и реквизирован военным ведомством. В том же году его
вернули верующим, но лишь в бесплатное пользование.
Наиболее ценное имущество из ризницы собора было опечатано
и взято на учет Главмузеем Народного Комиссариата Просвещения
РСФСР. В 1923 году договор аренды с прихожанами собора
был расторгнут. Отнятый у верующих храм оказался в ведении
вновь учрежденного Киржачского церковно-бытового музея.
В 1924 году вместе с другими древними храмами обители
он был объявлен «охраняемых государством памятником
истории и архитектуры» и поставлен на учет в Музейном
отделе Главнауки Наркомпроса РСФСР.
С
1924 года Благовещенский собор вместе со Спасским храмом
составлял основу киржачского музейного комплекса. В
нем размещалась экспозиция древнерусского церковного
искусства, состоявшая из икон XIV-XVII веков, серебряных
изделий XV-XIX веков, церковной утвари и шитья XVI-XIX
веков, предметов резьбы по дереву, каменных могильных
плит XV и XVII веков, древних рукописей и старопечатных
книг. Большинство этих экспонатов попали в музей из
соборной ризницы и других «исторических» церквей Киржачского
уезда. В непосредственной эксплуатации Киржачского музея
Благовещенский собор находился до конца 1928 года. За
все время существования музея никакого ремонта в нем
не производилось, и храм начал разрушаться. К 1928 году
одна из его алтарных апсид дала сквозную вертикальную
трещину, протекала крыша.
После прекращения деятельности Киржачского музея, Благовещенский
собор подвергся окончательному разорению. По сохранившимся
воспоминаниям, в 1929 году в него заходили «все, кто
хотел, и брали все, что хотели». В Киржаче в это время
работал ТОРГСИН, который спокойно принимал то, что охочие
люди обдирали с икон и стен собора. Летом 1930 года
Киржачский Горсовет начал противозаконную «поломку»
Благовещенского собора. Узнав об этом, Главнаука Наркомпроса
РСФСР, в чьем ведомстве он находился, встала на его
защиту. Памятник истории и архитектуры был сохранен,
но ввиду отсутствия средств на ремонт и реставрацию
оказался безхозным. Здание продолжало ветшать, его настенная
живопись разрушалась. Во время войны Благовещенский
собор использовали под склад боеприсов. А в последующие
годы в нижних его помещениях располагались то колбасный
цех, то керосиновая лавка.
В 1963 – 1964 годах Благовещенский собор вместе с храмом
Всемилостивого Спаса реставрировали по плану, разработанному
под руководством архитектора И.А.Столетова в научно-реставрационных
мастерских Владимира. В результате двухлетних работ
над собором установили новый, покрытый лемехом, купол
и крест. За ветхостью, а также следуя существовавшей
тогда концепции восстановления храмов в их первоначальном
виде, разобрали второй этаж галереи, соединявшей собор
со Спасским храмом. построили лестницы, отремонтировали
дверные и оконные проемы. Внутри здания ремонтные работы
не проводили, ограничившись его внешней побелкой. После
этого оно еще 20 лет оставалось бесхозным.
В 1983 году в Благовещенском соборе городские власти
Киржача намеревались открыть музей. Но поскольку ремонтно-реставрационные
работы 1980–1990-х годов велись с нарушением технологий,
монастырские храмы пришли в аварийное состояние, и власти
были вынуждены отказаться от своих планов. В 1990 году
Благовещенский собор вернули Русской Православной церкви.
Храм
преподобного Сергия Радонежского.
Вторым
по значимости в обители был храм, построенный в 16 веке
в честь основателя Благовещенского монастыря преподобного
Сергия. В грамоте 1562 г. говорится: «церковь Сергъй
чудотворецъ съ трапезою каменная» (славянский шрифт).
Это была теплая трапезная церковь, в подземных помещениях
которой хранились монастырские запасы.
Церковь имела вид прямоугольника с одной алтарной апсидой,
расположенной восточной стороны. Над входной дверью
в церковь находился Нерукотворный образ Спасителя.
В иконостасе хранилась чудотворная икона преподобного
Сергия Радонежского XVII в., на которую в память 500-летия
его преставления была сделана серебряная риза с позолотой
и эмалевыми украшениями. В нижнем ярусе иконостаса находилась
икона трех Радонежских святых – преподобных Сергия,
Никона и Романа.
В киотах, украшенных позолоченной резьбою были установлены
иконы благоверного князя Александра Невского и Петра
Митрополита с изображением над ними Пресвятой Троицы
в серебряной позолоченной ризе. На иконе надпись, сделанная
на финифте: «сия икона сооружена усердием граждан города
Киржача в знак благодарности за построение храма Всех
святых и колокольни на свое иждивение гражданами Петром
и Александром Соловьевыми в 1867 году июня 9 дня».
В середине XIX века храм был перестроен: верхний этаж
с бывшей при нем трапезной снят и устроен в один храм,
под один свод, без столбов и разделений. С северной
стороны была устроена ризница. Усердием прихожан был
позлащен иконостас храма, а купол и стены украшены живописью,
выполненной на пожертвования и стараниями А.П. Соловьева.
Тогда же был положен и чугунный узорчатый пол.
В старинных помещениях со сводами, располагавшихся под
полом во всю величину храма, были устроены духовые печи.
Под папертью, где сидели нищие, для тепла также была
устроена особая духовая печь.
В описании храмов бывшего Благовещенского монастыря,
сделанном в 1866 году, о храме преподобного Сергия сказано:
«Надо заметить, что сия церковь по устройству, вместительности
и красоте принадлежит к числу лучших во Владимирской
епархии».
В 1918 году храм преподобного Сергия Радонежского был
объявлен народным достоянием и реквизирован военным
ведомством. В 1923 года его передали в ведение вновь
учрежденного Киржачского церковно-бытового музея, а
в следующем году причислили к охраняемым государством
памятникам истории и архитектуры и поставили на учет
в Музейном отделе Главнауки Наркомпроса РСФСР. Осенью
1923 года Киржачский музей по распоряжению уездного
исполкома сдал его в аренду обновленческой общине верующих.
Сергиевский храм был разорен еще в «домузейный» период,
а при обновленцах, по утверждению заведующего Киржачским
музеем Николая Васильевича Синичкина, «пришел в совершенное
запустение». 25 августа 1928 «в связи с хищническим
отношением к имуществу и культовым зданиям, к музейным
ценностям, а также непроизводством ремонта-покраски»
музей по требованию властей разорвал договор аренды
с обновленцами. Некогда прекрасный храм опустел и несколько
лет простоял заброшенным. В начале 30-х годов его взорвали.
По воспоминаниям киржачского старожила Сергея Алексеевича
Левшина, для работы по подготовке взрыва привлекли учащихся
Киржачского ФЗУ – они пробивали ниши для зарядов. «После
первого взрыва», - вспоминал Левшин, - храм не рухнул,
но лишь осел на фундамент. Тогда состоялся вторичный
взрыв. Чтобы произвести его, привлекали уже не местные
кадры, а военных. Второй взрыв «удался» – храм рухнул.
Одновременно с Сергиевским храмом оказались разрушены
часовня преподобного Сергия, причтовый дом и значительная
часть древней монастырской стены.
Храм
Всемилостивого Спаса.
У
восточной алтарной стены Благовещенского собора в 1656
г. на средства боярина Ивана Андреевича Милославского
была построена каменная церковь в честь Всемилостивого
Спаса. Об этом свидетельствовала надпись, высеченная
вязью на белокаменной плите в южной стене храма, которая
гласила, что церковь сию боярин Милославский строил
«своею казною надъ родителями своими и по своей душъ
въчный поминокъ»
Под церковью была устроена усыпальница бояр Милославских.
Глава семейства боярин Иван Андреевич служил окольничим
при царе Алексее Михайловиче, прозванном в народе «Тишайшим»,
и состоял в родстве с первой супругой царя – Марией
Милославской. Иван Андреевич был дважды женат; после
смерти первой жены Агриппины Никитичны его супругой
стала внучка прославленного предводителя народного ополчения
– Дмитрия Пожарского. К большому горю отца все его дети
(сын и четыре дочери) умерли во младенчестве, так что
эта ветвь родословной бояр Милославских прервалась с
его смертью в 1663 г.
В усыпальнице рода находилось15 гробниц, имевших каменные
надгробия, украшенные художественной резьбой. На них
были сделанные вязью надписи, из которых следует, что
здесь похоронены представители рода Милославских.
Спасский храм представляет собой редкий и интересный
архитектурный тип шатровой церкви «иже под колоколы».
Он поставлен на подклете и завершается оригинальной
шатровой колокольней.
На его углах с западной стороны возвышались две башенки:
северо-западная с часами и юго-западная, которая прикрывала
выход на верхнюю площадку и к звону, где находились
два больших колокола в 100 пудов и 46 пудов (1 600 кг
и 736 кг соответственно).
Спасский храм был соединен с Благовещенским собором
одной общей площадкой – гульбищем, поставленной на арках
подклета. Такой прием соединения двух церквей одной
галереей является достаточно редким в русской храмовой
архитектуре.
Внутри Спасский храм был благолепно украшен: имел настенную
роспись, выполненную в 1856 году Александром Петровичем
Соловьевым, пятиярусный позолоченный иконостас с 74
иконами, часть из которых принадлежала кисти известного
московского придворного иконописца XVII века Симона
Ушакова.
После октябрьской революции 1917 года храм Всемилостивого
Спаса разделил судьбу Благовещенского собора. С 1918
по 1923 годы его арендовала община верующих Благовещенского
собора. Весной 1922 года, когда под предлогом помощи
голодающим Поволжья изымались церковные ценности, в
усыпальнице бояр Милославских в поисках драгоценностей
были вскрыты две гробницы XVII века. Однако кроме человеческих
останков и кипарисовых икон в них ничего не оказалось,
и гробницы закрыли. В 1923 году Спасский храм был передан
в ведение Киржачского церковно-бытового музея, а в 1924
– поставлен на учет в Музейном отделе Главнауки Наркомпроса
РСФСР как памятник истории и архитектуры.
С 1924 года в подклети Спасского храма размещалась «бытовая»
часть музейной экспозиции – картины, мебель, оружие,
одежда, головные уборы, карета и другие вещи, вывезенные
из усадеб киржачских помещиков, в частности, князя И.Н.Вадбольского
и графа Салтыкова. Там же выставлялись святцы, замки,
глиняная и деревянная посуда, швейки, монеты и пр. Музей
испытывал острейшую нехватку средств и не мог обеспечить
его сохранность. Как и Благовещенский собор, Спасский
храм в «музейный период» не отапливался и не ремонтировался.
После разорения в 1929 году киржачского музея он оказался
и вовсе заброшенным. Летом 1930 года Киржачский Горсовет
одновременного с Благовещенским начал «поломку» и Спасского
храма. Но незаконное разрушение памятника истории и
архитектуры было остановлено Главнаукой Наркомпроса
РСФСР.
В последующие десятилетия Спасский храм подвергся окончательному
разграблению и естественному разрушению. В это время
из усыпальницы бояр Милославских исчезли все каменные
надгробия с художественной резьбой и белокаменная плита
с именем строителя Ивана Андреевича Милославского, висевшая
на южной стене этого храма.
В 1963 – 1964 годах храм Всемилостивого Спаса отреставрировали
вместе с Благовещенским собором. На него установили
покрытый лемехом купол и крест. Были отремонтированы
дверные и оконные проемы. Внутри здания ремонтные работы
не производились.
В 1983 году, когда городские власти Киржача решили использовать
монастырские храмы под общественные нужды, на первом
этаже Спасского храма предполагалось устроить молодежный
клуб, на втором – установить игровые аппараты. Но Господь
не попустил свершиться очередному кощунству. И в 1990
году Спасский храм вместе с Благовещенским собором были
переданы Русской Православной Церкви. 1 июля 1990 года
священником Стефаном Бензюком после многолетнего перерыва
в нем была отслужена первая Божественная Литургия. В
2008 году была произведена внешняя реставрация Спасского
храма. Храм покрасили в его традиционные – желто-белые
– цвета. На колокольне обновили купол и крест.
Храм
в честь и славу Всех Святых.
Храм
Всех Святых был построен в 1866 году сыновьями многолетнего
старосты и благодетеля Благовещенского собора Александра
Петровича Соловьева как приходская церковь уже после
упразднения обители. Сыновья желали почтить память своих
благочестивых родителей и на свои средства воздвигли
храм недалеко от их могилы.
Первоначально храм был теплый, с одним престолом. Имел
две главы: над церковью и над алтарем. С западной стороны
к нему была пристроена высокая пятиярусная колокольня,
возведенная по проекту известного архитектора Н.А.Артлебена.
Под колокольней, на ее левой стороне, устроена ризница.
Своей прочностью и красотой колокольня впечатляла издалека.
Самый большой колокол на колокольне, вылитый на иждивение
братьев Петра и Александра Соловьевых, имел вес в 549
пудов (8 784 кг). Второй – полиелейный – колокол весил
182 пуда (2 912 кг). Всех колоколов на колокольне было
девять. Внутри храма стены и купол расписывал замечательный
московский художник Н.Г.Степанов. Им же были написаны
иконы для великолепного позолоченного иконостаса.
До нашего времени храм сохранился с тремя приделами.
Когда были выстроены приделы и кому они посвящены, пока
узнать не удалось
С приходом к власти большевиков, Всехсвятский храм со
всем церковным имуществом стал собственностью государства.
С 1918 года его арендовала «тихоновская» община верующих.
30 ноября 1929 года он был закрыт городскими властями.
Верующие писали жалобы и посылали ходоков в Москву.
На короткое время им удалось вернуть свой храм. Но в
феврале 1930 года Всехсвятский храм закрыли окончательно.
В это же время Киржачское ОГПУ арестовало его священнослужителей
и наиболее активных прихожан. Священник Николай Прозоров,
церковный староста Василий Ильич Шиголев, члены церковного
совета Василий Петрович Борисов и Яков Федорович Смирнов,
«активный церковник» Егор Михайлович Карев и другие
были обвинены в антисоветской деятельности и осуждены
постановлением Тройки.
Опустевшее здание Всехсвятского храма Киржачский горсовет
намеревался продать «на щебень» конторе «Ивстрой». Но
не получив на это разрешения областного начальства,
в октябре 1930 года городские власти открыли в нем общественную
столовую. По воспоминаниям Киржачского старожила Николая
Матвеевича Косолапова, какое-то время на стенах столовой
сохранялись нетронутыми яркие росписи с библейскими
сюжетами, но потом их закрасили. Вероятно, в это же
время с колокольни храма Всех Святых сняли колокола,
среди которых был и 46-пудовый колокол окольничего Алексея
Ивановича Ржевского – внучатого племянника Ивана Андреевича
Милославского. К 1936 году Всехсвятский храм вместе
с колокольней и надвратной церковью переоборудовали
под пекарню Городской потребкооперации (ГорПО) Преобразованная
в городской хлебокомбинат, она просуществовала до середины
90-х годов XX века. В эти годы руководство разорившегося
хлебокомбината предложило сестрам возрождавшейся обители
выкупить у него колокольню и храм Всех Святых. Но монастырь
отказался платить за свое же, церковное, имущество.
В скором времени эти здания за долги отошли Администрации
Киржачского района, и она безвозмездно передала их Свято-Благовещенскому
монастырю.
В
состав современного города Киржач входит район с историческим
названием Селиванова
гора. Существует легенда, что это название связано с
разбойником Селиваном, который занимался грабежом на
торговой дороге Стромынском тракте. Так это или не так,
но в XVI веке существовало селение Селиванова гора,
где проживали купцы, плотники, кузнецы, извозчики. Село
было небольшим,
по писцовым книгам 1562 года оно принадлежало Благовещенскому
монастырю. В XVII веке в сельце уже существовала церковь
Николая Чудотворца. После закрытия монастыря село преобразовалось
в слободку. В 1852 году было дано такое описание Киржача:
«заштатный город Киржач лежит на обоих берегах реки:
на левом берегу стоит старый город или Монастырская
слобода – главная часть, а на правом – Селивановская
слободка, присоединенная к Киржачу в последнее время.
Через реку устроен мост на плотах, а весною во время
разлива воды, на одну четверть версты ходит паром на
канате. Берега реки слишком возвышены». В 1764 году
на средства московского купца Тита Петрова началось
строительство Свято-Никольского храма. В годы советской
власти на территории храма располагалась автобаза. Казалось,
собор погибнет. Но в 90-е годы XX века храм был восстановлен
благодаря беззаветному труду протоиерея отца Иоанна
Чернышёва. В настоящий момент храм является действующим
и выглядит очень нарядно. Известен и еще один храм,
посвященный Николаю Чудотворцу – это Никольская церковь
на погосте, построенная в 1849 году. Стилистически она
очень отличается от первой, которая построена преимущественно
в стиле барокко, а вторая в стиле ампир.
В статистическом описании Киржача И.О.Токмакова говорится
о том, что в составе жителей Киржача на 1860 год числится
2 потомственных дворян, поэтому дворянских усадеб вокруг
Киржача было немного и до наших дней ни одна не дошла.
Но с некоторыми из них связана история всего нашего
государства. Такова усадьба Салтыковых в
Смольнево.
В
Киржаче немало памятных мест, связанных с авиацией.
В посёлке Шёлкового комбината у высокого моста над рекою
Киржач установлена копия планёра. Маленький самолёт
вращается на ветру. У него нет и, самое главное, не
должно быть мотора. Это легендарный планер, он установлен
в память о 36-ой гвардейской десантной дивизии, которая
стояла в войну на территории Киржача. Солдат разместили
в блиндажах в лесу, за окраиной города. На самолётах
планеристы
вылетали на боевые действия. Рассчитанный на четыре-пять
человек планер, прикрепленный к боевому самолёту жестким
тросом, «взмывал» в небо вслед за своим «боевым другом».
Оказавшись над территорией противника, десантники прыгали
с парашютом и осуществляли диверсионные операции в тылу
врага. Вот о каком самоотверженном подвиге напоминает
нам маленький планер у реки.