Представляем основные этапы экспериментальной работы и самые основные результаты каждого этапа и экспериментальной работы в целом.
Проектировочный (сентябрь 2003 – май 2004 г.)
Формы работы;
- Составление плана реализации технического обеспечения эксперимента и его финансирования.
- Выявление возможностей и желания учителей и учащихся в освоении современными ИКТ.
- Методическое и программное обеспечение эксперимента.
- Проведение отдельных открытых уроков и факультативных занятий.
- Подключение школьной локальной сети к Internet.
Результаты работы
- Работу на компьютере освоили 18% педагогических работников школы.
- Урок биологии представлен на фестивале «Открытый урок».
- Работа «Информационные технологии на уроках физики» представлена на «Лернеровские чтения».
- Проведен и оформлен уникальный комплекс из четырех уроков, интегрирующий историю, математику, технологию с использованием информационных технологий.
- Опыт по созданию профильной школы обобщается ВОИУУ в электронном виде.
- Школа подключена к сети Internet, налажен документооборот с управлением образования, ВОИУУ.
Более подробно: (приложение)
Внедренческий этап (сентябрь2004 – май 2006 г.)
Формы работы
- Отработка рационального сочетания традиционных, инновационных и современных инновационных методик обучения и воспитания.
- Включение педагогов школы в систему Internet – образования, подготовка конкурсных уроков.
- Отработка системы компьютерного мониторинга.
Результаты работы
- Учителями школы продолжено создание банка разработок с применением ИКТ: презентации к урокам и открытым мероприятиям, программы компьютерного тестирования, составление конспектов и проведение уроков с использованием электронных учебников.
- Проведены городские «Осенние встречи» с использованием ИКТ.
- Проведена творческая мастерская «Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе» для заместителей директоров по УВР города, в работе, которой были представлены 4 открытых урока.
- Семинар в рамках Российской научно-практической конференции «Здоровьесберегающая педагогика в образовательной практике» готовился и проводился с использованием ИКТ (2 открытых урока)
- Создан сайт школы.
- Подключены к сети компьютеры заместителей директора, возможен выход в Интернет с любого компьютера.
Основной формой экспериментальной работы на 2005 – 06 учебный год по решению методического совета школы является проведение в системе уроков с использованием новых информационных технологий, проведение открытого урока с последующим оформлением его в электронном виде.
- Проведено 12 открытых уроков:
- Согласно дневнику за текущий учебный год с использованием компьютера и мультимедийного проектора проведено более 200 уроков.
- Группа учащихся 11 а класса приняла участие в Российском фестивале исследовательских работ учащихся «Портфолио».
- Урок биологии представлен на Российский фестиваль «Открытый урок».
Более подробно: (приложение), (приложение).
Обобщающий (2006 – 2007 учебный год)
Формы работы:
- Системное проведение уроков с использованием компьютеров.
- Проведение открытых уроков и мероприятий с использованием ИКТ.
- Представление материалов для обобщения опыта работы школы
Результаты работы
- На средства Гранта Президента открыт и активно используется кабинет интерактивных технологий.
- Освоили основные приемы работы с компьютером 65% учителей.
- Реально проводят уроки с применением ИКТ 37% учителей.
- За время эксперимента проведено около 600 уроков с использованием компьютера.
- Охвачены данным видом деятельности 96% учащихся 5 – 9 классов.
- Используется в работе более 200 образовательных программ на CD.
- В системе проводят уроки с использованием ИКТ 22% педагогов школы.
- Еще 16% педагогов отрабатывают методику проведения уроков с использованием мобильного интерактивного кабинета (ноутбук и проектор).
- В кабинете интерактивных технологий регулярно проводят уроки с использованием ученических компьютеров для проведения тестов, практических работ 10% учителей.
- Открытые уроки и мероприятия с использованием ИКТ в текущем учебном году представили на Российском уровне 7 педагогов, на региональном уровне – 10 педагогов, на муниципальном уровне – 14 педагогов.
- Для обобщения опыта работы школы по теме эксперимента представили 27 педагогов школы.
- За время эксперимента материально-техническая база ИКТ утроилась.
Освоены учителями следующие интерактивные формы работы (приложение):
Работа с электронным учебником - 28 % педагогов школы
Тестирование из электронных учебников - 16 % педагогов школы
Работа с виртуальными моделями - 10 % педагогов школы
Виртуальные лабораторные работы - 8 % педагогов школы
Другие формы компьютерного тестирования - 8 % педагогов школы
Учителя и учащиеся свои разработки, и проекты представляют в основном в виде презентаций. За время эксперимента их было создано около 400.
Презентации, созданные детьми, студентами - 169
Представление проектной деятельности - 121
Собственные презентации - 113
Готовые презентации из электронных учебников - 19
По результатам итогового мониторинга эксперимента учителя отмечают, что возросли познавательная мотивация учащихся, наглядность объяснения, эффективность урока, результативность обучения; что ИКТ дают большую возможность осуществлять тестовый контроль знаний, демонстрировать явления, которые нельзя смоделировать в школьной лаборатории, осознавать свой собственный методический рост; что в среднем за счет использования ИКТ экономия времени при объяснении нового материала составляет 37%, а при проверке знаний, умений и навыков – 40%
Очевиден рост уровня презентации опыта работы по внедрению ИКТ наших учителей. Это открытые уроки, участие в конкурсах, конференциях и фестивалях различного уровня, представление опыта работы на муниципальном и региональном уровне (приложение).
школьный |
городской |
областной |
Российский |
|
2004 |
10 |
8 |
2 |
1 |
2005 |
13 |
10 |
5 |
2 |
2006 |
29 |
12 |
7 |
2 |
2007 |
40 |
14 |
10 |
7 |
Учащиеся отмечают, что уроки с применением компьютера современны, интересны, наглядны, что они все чаще используют электронные учебники и Интернет, что лучший способ подготовиться к тестированию и ЕГЭ – это работа с компьютерными тестами.
Методическая конференция педагогов школы, подводя итоги эксперимента, отмечает, что поле дальнейшей деятельности по теме эксперимента остается еще большим, чем сделано, это:
- совершенствование технологий проведения уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ;
- развитие дистанционных форм обучения и совершенствования педагогического мастерства;
- дальнейшее формирование школьной локальной сети;
- создание единой базы данных, в том числе доступных всем электронных журналов;
- разработка электронного портфолио ученика;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс Интернет – технологий.