Выполняя социальный заказ общества и формируя новые жизненные установки личности, такие как: нравственность, самостоятельность и ответственность за принятые решения в ситуации выбора и за судьбу страны, способность к сотрудничеству, мобильность, педколлектив школы поставил задачу: формировать у учащихся гражданское становление через системно-образующие виды деятельности – экологическое, краеведческое, физкультурно-оздоровительное, профориентационное направление.

В школе проблема формирования гражданской позиции школьников решается:

• при активном участии членов общественной организации «Народная память»;

• через работу школьного музея «Народная память», организованного совместными усилиями ветеранов войны и труда, учащимися, учителями школы;

• через реализацию регионального компонента и введения региональных курсов, в частности в начальной школе:

  - Литературное краеведение, автор Харчевникова Е.Л.

  - Родиноведение, автор Озерова Т.В.

• путем активного использования фондов областной юношеской библиотеки, частого посещения мероприятий в ДТЮ, ОДК, СКА;

• регулярным посещением музеев и памятников культурно-исторического ядра города и области.

 

На становление опыта оказало влияние мое участие в исследовательской группе при ГИМЦ под руководством доцента ВГПУ Спепановой Н.А. и Масловой Е.Э.. Наша группа одной из первых стала разрабатывать факультативный курс «Экологии и краеведения для начальной школы», направленный на воспитание у школьников любви к Родине, окружающей природе, к человеку; на формирование основ гражданской позиции младшего школьника.

Кроме этого близость расположения воинских частей с определенными традициями, семейные династии военнослужащих оказывают положительное влияние на решение обозначенной проблемы.

 

Целью работы стало формирование основ гражданской позиции младшего школьника, гражданственности через использование эколого-краеведческого материала.

Гражданственность следует рассматривать как личностное образование, основными элементами которого являются патриотические чувства, нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству.

Многообразие качеств приближающих личность к идеалу гражданина можно классифицировать по таким признакам, как:

1. нравственный;

2. правовой;

3. социально-политический.

 

Содержанием нравственного признака могут стать гражданское самосознание, долг, ответственность, основанная на принципах морали. Это придает действиям личности моральную окраску.

Содержанием правового признака может стать правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода, что выражается в сознательном и активном выполнении гражданских обязанностей и гражданского долга перед государством, обществом, разумном использовании своих гражданских прав, точном соблюдении законов.
Содержанием социально-политического признака становится гражданское достоинство, активность, патриотизм, что прослеживается через комплекс чувств, взглядов, идей, убеждений, принципов, отношений, поступков человека, формирование которых обусловлено воздействием общественно-политического строя государства.

 

Ведущими показателями формирования основ гражданственности младших школьников являются:

• познавательный критерий – характеризуется развитием познавательной сферы ребенка, его интересами.

• мотивационно-ориентировочный критерий – характеризуется направленностью человека к обществу, к самому себе.

• поведенческий критерий – определяет реальное поведение индивида в окружающей среде.

 

Для достижения главной цели следует рушить ряд задач:

- заложить основы моральных ценностей и норм поведения;

- заложить основы формирования личности, осознающей себя частью общества, гражданином своего Отечества;

- развивать коммуникативные способности ребенка;

- воспитывать чувство сопричастности к истории и прошлому своей страны и ответственности за нее;

- воспитывать стремление к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию, к сохранению здоровья, как основы интеллектуального и нравственного развития.