Взаимодействие системы воспитания с системой обучения становится необходимым условием эффективного обучения, воспитания и развития школьников.

 

Занятия литературным краеведением неразрывно связаны с освоением культурного наследия, сохраняющего в себе опыт духовно-практической деятельности человечества.

 

Сам по себе краеведческий материл полифункционален.

Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. Обеспечению функции творческого развития служит использование краеведческого материала на уроках русского языка и в организации внеклассной работы по предмету.

 

Применение краеведческого материала будет эффективным при условии:

1) системности и планомерности использования;

2) использования наглядности;

3) непосредственного участия школьников под руководством учителя в сборе и изучении краеведческого материала.

Необходимо помнить, что на занятиях литературным краеведением недопусти-мы трафареты и штампы; конкретное содержание занятий всецело определяется местными условиями и эстетическими вкусами учителя-словесника.

 

Системный под-ход в работе способствует:

- развитию интереса к предмету;

- эстетическому развитию учащихся;

- формированию социально-значимых мировоззренческих позиций;

- развитию коммуникативной культуры учащихся;

- самопознанию и самоопределению учащихся в практической деятельности.

 

Необходимо учитывать и возрастные особенности школьников. Подростки в 10-14 лет по своему развитию и уровню знаний ещё не способны к систематическому и глубокому изучению литературно-краеведческого материала. Именно поэтому для всех учащихся школы II ступени занятия литературным краеведением всё же в ос-новном ограничиваются областью внеклассной и внешкольной работы. Основыва-ясь на рекомендациях М.Д. Янко, организацию внеклассных занятий литературным краеведением можно представить в следующем виде.

Организация всех форм деятельности учащихся способствует формированию следующих умений:

• наблюдать,

• рассказывать,

• выделять важнейшие признаки в наблюдаемом явлении,

• высказывать отношение к увиденному,

• находить «живую» деталь.

 

Творческие работы

на материале окружающей действительности
(Приложение №6)
на основе произведений искусства местных авторов
(Приложение № 7)
Исследовательские работы по произведениям местных авторов