Подводя итог проводимой работе, в первую очередь хотелось бы привести результаты анкетирования учеников-пользователей ЯП.
Вопрос |
10 кл |
11 кл. |
||||
Да |
Нет |
Не знаю |
Да |
Нет |
Не знаю |
|
Помогает ли ЯП лучше понять цели изучения ИЯ? |
52% |
13% |
35% |
63% |
16% |
21% |
Способны ли Вы объективно оценить свой уровень владения ИЯ с помощью ЯП? |
44% |
11% |
45% |
70% |
11% |
19% |
Нравится ли Вам сравнивать свою языковую компетенцию
с европейскими стандартами? |
80% |
3% |
17% |
82% |
2% |
16% |
Помогает ли ЯП обратить внимание на то, какие языковые навыки нужно отработать? |
63% |
9% |
28% |
91% |
4% |
5% |
Совпадает ли Ваша самооценка с мнением учителя? |
Пол- ностью 18% |
Частич- но 77% |
Не совп. 5% |
Таким образом, отношение учащихся к ЯП стало более определенным: уменьшилось число ответов «Не знаю» по всем вопросам. На 11% больше стали использовать ЯП для понимания целей изучения ИЯ. Значительно большая часть учеников поверила в свои возможности самостоятельно оценить себя. На треть увеличилась доля учащихся, считающих, что ЯП помогает обратить внимание на важные языковые умения и навыки. У 95% учащихся самооценка частично или полностью совпадает с оценкой учителя, что улучшает взаимопонимание участников педагогического процесса.
Для определения адекватности самооценка учащихся сопоставлялась с оценкой учителя и результатами тестирования. (См. приложение).
Самооценка | 10 кл. |
11 кл. |
Адекватная | 58% |
61% |
Завышенная | 20% |
26% |
Заниженная | 22% |
13% |
Нужно отметить, что данные для 10 кл. 2003-04 уч.г. получены уже с применением ЯП. При этом число учащихся с адекватной самооценкой увеличилось на 3%. Позитивным изменением является уменьшение на 9% числа учеников с заниженной самооценкой.
Методом педагогического наблюдения по 9 параметрам изучались уровни сформированности действий оценки в течение двух лет.
Параметры | 10 кл. |
11 кл. |
1. Пытается оценить свой результат | 100% |
100% |
2. Испытывает потребность в оценке учителя | 100% |
100% |
3. Понимает обоснование оценки учителя | 73% |
100% |
4. Умеет оценить свой результат | 45% |
82% |
5. Может обосновать свою оценку | 27% |
82% |
6. Может оценить результат других | 27% |
45% |
7. Умеет оценить свои возможности | 9% |
55% |
8. Умеет оценить возможности других | - |
9% |
9. Знает свои сильные и слабые стороны | - |
18% |
В результате все учащиеся стали критично относиться к оценке учителя и понимать ее обоснование; они перестали довольствоваться получением балла и стали настаивать предварительном определении критериев оценки и на рецензировании ответов; 82% научились оценивать свои действия и результат и обосновывать свою оценку. 55% могут оценивать как результат других, так и свои возможности. 9% научились верно оценивать возможности других. 18%, зная свои преимущества и проблемы, адекватно оценивают свои возможности.
Уровень оценки | 10 кл. |
11 кл. |
Неадекватная ретроспективная | 64% |
- |
адекватная ретроспективная оценка | 27% |
10% |
неадекватная прогностическая оценка | 9% |
54% |
потенциально адекватная прогностическая оценка | - |
9% |
актуально адекватная прогностическая оценка | - |
18% |
Положительная динамика отмечена у всех учеников, уровень оценки повысился. Примерно половина учащихся имеют неадекватную прогностическую оценку, т.е. могут оценить результат и обосновать свою оценку; но часто ошибаются в оценке своих возможностей; большая часть учащихся (81%) стремится оценить свои возможности, 33% из них могут это делать более или менее адекватно.
Психологическая служба школы проводила в 2003-04 учебном году тест школьной тревожности с целью изучения уровня и характера тревожности, связанного со школой.
Факторы | 10 кл. |
11 кл. |
Страх самовыражения | Испытывали 58% |
Испытывали 58% |
Страх ситуации проверки знаний | Испытывали 66% |
Испытывали 33% |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | Испытывали 75% |
Испытывали 66% |
Проблемы и страхи в отношении с учителями | Испытывали 100% |
Испытывали 92% |
Здесь также отмечаются позитивные изменения: меньшее число учащихся стали испытывать тревожность в ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, проблемы в отношении с учителями. Кроме того, у 25% учащихся снизился уровень тревожности, связанный с самовыражением; у 50% учащихся – в ситуации проверки знаний; у 17% - уменьшился страх не соответствовать ожиданиям окружающих; у 42% снизился уровень тревожности в отношениях с учителями.
Положительным результатом работы можно считать то, что выпускники открыты для изучения языков, и не только английского. Даже те из них, кто не избрал иностранный язык своей специальностью, умеют наметить стратегии поддержания уровня иноязычной коммуникативной компетенции, изучения языков в профессиональных и личных целях: за последние три года поступили на языковые специальности 38% выпускников, занимаются дополнительно английским языком 21%, изучают другие языки 40%, собираются использовать иностранные языки в профессиональной деятельности 72%.