В условиях обновления содержания образования и усиления практической направленности преподавания применение лекционно-семинарской системы обучения является актуальным. Ученику интересно учиться если он может что-то делать сам, видит результат своей деятельности и приобретённые знания я умение пригодятся ему в дальнейшем. В системе лекционно-семинарских занятий имеются дополнительные возможности конспектировать, составлять тезисы, работать с дополнительной и справочной литературой, общаться по научной проблеме со сверстниками. Эти умения являются важными в условиях нарастания темпов научно технического прогресса и переустройства общества, когда человеку необходимо пополнять и углублять знания, повышать квалификацию, менять профессию и доступными для учащихся различных уровней обучаемости и интереса.
Изменение роли учителя требует владения гибкой системы управления образовательным процессом, делает перспективным использование лекционно-семинарской системы занятий. Очень действенным мотивом, побуждающим школьника к усвоению знаний, являются учебно-познавательные интересы. При организации лекционно-семинарской системы обучения учитываются источники, пути и методы стимулирования интересов учащихся, в том числе и в ходе самостоятельной работы.
Источники стимуляции познавательных процессов |
Пути стимуляции развития познавательных интересов |
Формы организации учебно-познавательного процесса |
Содержание учебного материала |
Реализация принципа новизны учебного
материала |
Вводная лекция |
Использование элементов историзма |
Вводная лекция Обобщающая лекция |
|
Открытие нового в известном |
Семинар Практикум |
|
Показ достижений современной науки |
Семинар интересных сообщений |
|
Обоснование практической значимости знаний |
Семинар, практикум, зачёт |
|
Отношения учителя с учащимися |
Обеспечение и поддержание доброжелательных отношений |
Лекция, семинар, зачёт |
Проявление педагогического оптимизма |
Лекция, семинар, зачёт |
|
Обеспечение поддержки начинаний учителя учениками |
Лекция, семинар, зачёт |
|
Характер и уровень учебно-познавательной
деятельности |
Проблемное изложение материала |
Лекция, семинар, практикум |
Организация исследовательской работы |
Семинар, практикум, зачёт |
|
Решение творческих задач |
Семинар, практикум, зачёт |
|
Многообразие самостоятельной работы школьников |
Лекция, семинар, практикум, зачёт, |
В этих условиях лекционно-семинарская система обучения является одним из тех способов организации учебного процесса, при котором учащиеся получают практические навыки анализа информации, самообучения, самостоятельной деятельности, опыта исследовательской деятельности. У учителя появляется больше возможностей выявления способностей учащихся, использовать освоенное содержание для решения практически-познавательных задач и проблем, целесообразного использования программно-методических материалов и разнообразных средств обучения.