С 2002 – 2003 учебного года в Рсо школе осуществляется переход на концентрическую модель биологического образования по УМК В.В. Пасечника. Выбор данной авторской программы обусловлен группой факторов, среди которых: методическая обеспеченность комплекса, сочетание индуктивного и дедуктивного принципов при изложении содержания материала в учебниках, возможность учёта возрастных особенностей школьников и уровня их подготовки, доступная для семейного бюджета стоимость ученического комплекта (учебника и рабочей тетради). В процессе обучения реализуются эколого-эволюционный и системно – структурный подходы к биологическому образованию. Полагаю, что нацеленность модели на усиление практической направленности, активная самостоятельная работа учащихся будут способствовать формированию их критического мышления, а значит, их самоорганизации.

Самоорганизация – это сознательная работа над собой с целью совершенствования эмоциональных и морально-волевых черт характера в деятельности, направленной на развитие и разрешение личностно значимых задач.

Среди принципов организации и проведения УП выделяется принцип самоорганизации, подразумевая осознанную, рациональную самоорганизацию. По мнению Н.К. Крупской, необходимо «дать учащимся познание и навыки, позволяющие им целесообразно организовать свою жизнь и труд». В высшей степени самоорганизованный ученик, с т. зр. психолога О.А. Конопкина, умеет без систематического внешнего контроля, без помощи и стимуляции со стороны учителя, самостоятельно и рационально организовывать и проводить свою учебную деятельность по осуществлению принятых целей обучения в соответствии с механизмом возникновения поведенческого акта (теория функциональных систем акад. П.К. Анохина).

СХЕМА РАЦИОНАЛЬНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(трансформация структур О.А. Конопкина и П.К. Анохина психологом Л.М. Фридманом)

Источники, способствующие становлению самоорганизованной личности, находятся и внутри и вне её. Следует признать, что приоритетная роль для развития способности к самоорганизации принадлежит условиям общественной среды (Н.К. Крупская, С.Л. Рубинштейн, О.М. Орлов). Важнейшей задачей учителя как фактора среды является обучение учащихся умениям и навыкам рационально учиться. Самоорганизация рассматривается как способность, имеющая интеллектуально-волевую направленность и развиваемая в деятельности. Этой деятельностью является свёртывание и перенос информации, что развивает творческую самостоятельность мышления (И.Я. Лернер). Свёртывание – это умение заменить несколько понятий одним, абстрактным, например, с помощью символов, что облегчает усвоение материала. Использование условно-логических схем, опорное конспектирование при изучении наук выступают в роли одного из эффективных способов активизации учащихся (В.Ф. Шаталов, С.Д. Шевченко, А.В. Теремов).

Другим важным показателем самоорганизованности личности является способность к переносу, умение применить навыки, приобретённые в процессе решения одной задачи, к решению другой. Под умением понимается сознательное владение каким-либо приёмом деятельности, позволяющим прийти к успешному её выполнению (Н.Д. Левитов). Навыки – «автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения» (С.Л. Рубинштейн).

Познавательные действия, составляющие умения рациональной учебной деятельности (или умение учиться), разные авторы называют по-разному: Н.Ф. Талызина – общедеятельностными, Ю.К. Бабанский – навыками учебного труда. Ядром учебной деятельности являются интеллектуальные умения. На основе всех этих умений формируются предметные (специальные) умения.

Схематически это можно представить так:

Ю.К. Бабанский в работе «Рациональная организация учебной деятельности» классифицирует общеучебные умения на основе структурных элементов этой деятельности: планирования задач и мотивации, способов деятельности и организации действий, самоконтроля.

 

У М Е Н И Я
Учебно-организационные
Учебно-информационные
Учебно-интеллектуальные
* принимать и намечать задачи деятельности;
* рационально планировать деятельность;
* создавать благоприятные условия деятельности.
* осуществлять библиографический поиск;
* работать с книгой, справочниками;
* работать с техническими источниками информации;
* осуществлять наблюдения.
* мотивировать свою деятельность;
* внимательно воспринимать информацию;
* рационально запоминать;
* логически осмысливать учебный материал, выделяя в нём главное;
* решать проблемные познавательные задачи;
* самостоятельно выполнять упражнение;
* осуществлять самоконтроль учебно-познавательной деятельности.

 

Независимо от выбранной классификации умений их формирование происходит по единому алгоритму:

- принятие задачи, требующей овладения соответствующим умением и навыком;

- осознание необходимости овладеть навыком, мотивация деятельности;

- усвоение содержания навыка, последовательности и характера действий, операций, которые необходимы для овладения им;

- выполнение практических действий, операций, упражнений по отработке навыка;

- текущий самоконтроль за степенью овладения навыком;

- корректирующие действия по отработке навыка;

- применение умений и навыков в типичных ситуациях;

- применение умений и навыков в нестандартных ситуациях;

- углубление и дальнейшая автоматизация навыка путем использования его в повсед-невной практической деятельности.

 

Общеучебные умения в процессе своего формирования проходят несколько стадий. Зная это, можно выяснить уровень их сформированности.

 

Первый, репродуктивный, уровень составляют умения действовать по образцу в стандартной ситуации:

1) воспринимать и осмысливать знания в готовом виде, например: делить материал на смысловые части, выделять главное, составлять тезисы, делать выписки, вести конспект по прямому предписанию учителя;

2) умения закреплять и применять знания: умения отбирать и заучивать материал своими словами и наизусть, строить рассказ по указаниям и инструкциям, умения выполнять упражнения, опыты по готовым образцам и алгоритмам в стандартной ситуации;

3) организационные умения: соблюдать режим дня, устанавливать порядок на рабочем месте, чередовать последовательность труда и отдыха, оценивать результаты своих дей-ствий, выполняемых по прямым предписаниям и инструкциям в знакомой ситуации.

 

Второй уровень развития умений относится к репродуктивно-преобразовательным действиям, т. е. в несколько измененной ситуации, тем не менее легко сводимой к образцу. Эти действия осуществляются на основе выбора способов из ранее известных (типовых) способов, нередко действуя методом проб и ошибок:

— распознавание объектов изученных ранее с объяснением и обоснованием;

— воспроизведение знаний с их объяснением;

— воспроизведение знаний с объяснением и приведением самостоятельно найденных примеров;

— отнесение объекта к классу, описываемому данным понятием (подведение под понятие);

— сравнение ранее усвоенных объектов, понятий друг с другом;

— самостоятельный анализ различных объектов по легко переносимой аналогии;

— выявление причинно-следственных связей и отношений, на основе случайных умозаключений;

— применение известных способов доказательств к новым посылкам, близость, которых с образцом легко осознаваема и др.

 

К третьему, частично-поисковому (эвристическому), уровню относятся следующие умения:

1) воспринимать и осмысливать знания на уровне осуществления частично самостоятельного поиска проблемы, гипотезы и ее решения, например: умение конструировать новый способ из известных на основа заданных общих ориентировочных указаний учителя; умение формулировать проблему, исходя из организованных учителем конкретных наблюдений ученика; умение обобщать факты, изложенные учителем в специальной последовательности;

2) закреплять и применять знания, например: умение конструировать ответ по изученному в принципиально новой логике; умение находить ошибку в рассуждениях, требующих оригинальности мысли; умение выдвигать очередной шаг рассуждения в логике, заданной учителем; умение выполнять упражнения, опыты, лабораторные работы в новой ситуации на основе частичной перестройки известных способов;

3) организационные умения, например: умение самостоятельно поставить в новой ситуации отдельные задачи учебной деятельности; умение разработать план их реализации; умение критически оценивать и корректировать свою деятельность.

 

Четвертый уровень составляют творческие (поисковые) умения:

1) воспринимать и осмысливать знания, например: умение самостоятельно увидеть проблему, сформулировать ее, выдвинуть пути доказательства, реализовать разработанный план, сделать выводы и обобщения; умение выявлять принципиально новые для учащегося общие закономерности теоретического или практического характера; умение самостоятельно выбирать признак и осуществлять по нему классификацию новых объектов;

2) закреплять и применять знания, например: умение самостоятельно находить нестандартные способы и приемы действий; умение самостоятельно составлять задачи, решение которых предполагает использование оригинальных приемов; умение осуществлять сущностное описание объектов без использования каких-либо инструкций;

3) организационные умения, например: умение определять степень достоверности полученных результатов; умение ставить перед собой общие цели учебной деятельности и расчленять их на частные; умение корректировать ход своей деятельности.

При формировании умений в процессе частично-поисковой и творческой деятельности меняется соотношение ролей учителя и ученика. Поисковая деятельность ученика первоначально протекает под руководством учителя, который включает учащихся в частично-самостоятельный поиск проблемы, гипотезы, ее решения. Затем учитель предоставляет ему возможность самостоятельно увидеть проблему, сформулировать ее, выдвинуть пути доказательства, реализовать разработанный план сделать выводы и обобщения, руководствуясь ориентирами - алгоритмами, представленными в обобщённом виде. Такое обучение (а не методом проб и ошибок) формирует теоретический тип мышления (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Сформированность приемов рациональной деятельности – один из главных признаков самоорганизации.