Экскурсии музея

Странички Потешной Летописи   (экскурсия1)

 

С чего же начинается русская потешная летопись? Когда были написаны первые её страницы, и какими были игрушки Древней Руси?

Древнейшие из них относятся ко ІІ тысячелетию до нашей эры: маленькие глиняные топорики, горшочки примитивной ручной лепки и первые погремушки. Сегодня эти находки удивляют и восхищают нас, как всё подлинное и древнее. Жизнь таких игрушек была короткой, они безвозвратно исчезли, исполнив своё временное назначение.                                                                                                                             ( стенд №1)

                                 

Отрывочны страницы русской потешной летописи. Археологические находки немногочисленны. Игрушки из нестойких материалов утрачены навсегда. Сохранились  в основном только глиняные игрушки. Что же это за игрушки? Опять встречаемся мы с погремушкой. И посудой в миниатюре. Фигурки людей, свистульки – птицы, кони, бараны. Лепили по-разному: то собирали фигурку по частям из отдельных комочков глины, то лепили из целого куска, мастерили и пустотелые  игрушки – свистульки, погремушки с камешками.

Можно только удивляться живучести традиционных образов, их постоянству. В малой форме игрушек не просто изображения людей, предметов, животных. Это образы-типы, орнаментально-символические знаки.

Известно, что женская фигура олицетворяла силы плодородия Земли, конь считался слугой Солнца и приносил людям его благодать, птицы предвещали весну и лето, были вестницами богини Матери-Земли.

Но не только глиняные «потешки» были в обиходе у славян  в те далёкие времена. Делали и деревянные игрушки, которые почти не дошли до нас. Такие археологические находки – большая редкость. В раскопках древнего Новгорода среди бытовых предметов были найдены игрушки из дерева X – XV веков: лодочка, шары, снова погремушки, кони, птицы. Восстановлены  реставраторами и такие уникальные находки как берестяные грамотки с рисунками и упражнениями в письме 6-7 летнего мальчика.

Эти древнерусские забавы свидетельствуют о высокой культуре жителей древнего Новгорода, а также о том, что деревянная игрушка издавна бытовала на Руси, как и глиняная.                               ( стенд №2)

 

Немногое мы знаем об игрушках русского средневековья. Возможно, в будущем археологи смогут заполнить  белые страницы потешной летописи, а пока она продолжается лишь с XVII  века.

В литературных источниках сохранились любопытные сведения о том, что игрушки и «резные детские потехи» покупались в те времена у торговых людей. Разные были игрушки – резали, к примеру, «потешных лошадок», и военное оружие, и деревянных кукол в «полном тогдашнем наряде».

Самих же «потех»  этого времени сохранилось очень мало.                                     ( стенд №3)

 

И только народные игрушки XIX – XX веков предстают перед нами во всём многообразии типов и художественной формы, во всей значительности, храня живое дыхание традиций.

Важную жизненную функцию несла игрушка в деревенской среде, в крестьянском быту. С её помощью передавалось мастерство, а с ним традиции нравственной культуры. Рано становились деревенские дети самостоятельными. И так же рано познавали нелегкую крестьянскую работу. Детские забавы с игрушечной сохой, бороной, топором очень скоро переходили в настоящий труд. С семи-восьми лет детей считали равноправными членами семьи, тружениками.

Но «делу – время, потехе – час». Забавам и веселью всегда находилось место. Взрослые никогда не приостанавливали начатые игры, не разрушали игровых построек, не выбрасывали игрушки. Считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство или же наоборот, принести несчастье. В народе замечали, когда дети много и усердно играют в куклы – будет в семье прибыль. Если небрежно обращаются с игрушками – быть в доме беде. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как «оберег» клали их в зыбку рядом с ребёнком.  Важную роль отводили кукле – она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись. Все эти народные поверья передавались из уст в уста, по традиции, подобно сказкам, песням и, конечно же, отражались в самих игрушках, в их образах.                                                                                                                            ( стенд №4)

 

Проходило время. Постепенно игрушки, как и другие предметы, потеряли прежнее магическое значение. Но не утратилось то, что составляет духовную ценность игрушки. Из любого материала могли смастерить хорошую игрушку. Использовали мох, шишки, бересту, прутья, лыко, мочало, даже обычное полено наряжали куклой.

Посмотрите, с каким мастерством «сработаны» игрушки северных плотников. Несколько метких ударов топора, и на глазах деревянная чурка обращалась в коня или куклу-«панку».

Безотказно служили ребёнку  плотницкие игрушки во всех его затеях. Куклы-«панки» выступали в разных ролях – матери, дочки, крестьянки, барыни – по желанию играющих. Ребёнок не только играл ими, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно – это побуждало его к труду, к творчеству  - вот одно из главных достоинств русской крестьянской игрушки. Порой детские самоделки настолько совершенны, что их невозможно отличить от изделий старших.

Игровые традиции продолжают жить в современных играх.
По-прежнему мастерят ребята лодочки, корабли из коры, бересты, щепок и пускают их по весенним ручьям. Делают свистульки из стеблей и веток. А сколько новых игрушек и затей изобретено ребятами, рождено за школьной партой. Это живое коллективное игровое  творчество, в котором сохранились традиции народной игры и игрушки.

 

Новые и новые страницы открывает перед нами потешная летопись.

 

 

           Народный Месяцеслов. (экскурсия 2)

                          

Природа переменчива, но существует взаимосвязь между природными явлениями. Пытливый человеческий ум уловил и в какой-то мере разобрался в их природном механизме. Народное погодоведение - не только самобытный источник знаний, это элемент нашего культурного наследия, национального фольклора – одного  из звеньев, соединяющих прошлое с настоящим. В многочисленных пословицах и поговорках запечатлены советы земледельцам, краткосрочные и долгосрочные прогнозы погоды, житейский опыт.

С появлением святцев, христианского церковного календаря, в народе получило широкое распространение обозначение приметного дня именем святого. Для малограмотного земледельца это была наиболее удобная основа запоминания дат.

Для современного поколения месяцеслов, конечно, прежде всего, памятник духовной культуры, образец народного фольклора, хотя в известной степени – и практическое руководство, впитавшее многовековой народный опыт общения с природой.

                                                                               В Е С Н А.                                     

О весне народом сложены и погудки, и присловья, и песни. Но всего достовернее она отражена в приметах, вобравших в себя погодные и хозяйственные сведения для земледельца. Присматриваясь к сезонным явлениям, опытный глаз подмечал предвестников хорошей или плохой весны:

*Весна да осень – на дню погод восемь

*Увидел скворца – весна у крыльца                                   

14 МАРТА  долгожданное число – ЕВДОКЕЯ-плющиха.

В юлианском календаре Евдокея открывала весну

 (1 марта по старому стилю). Потому-то в такую знаменательную дату не упускали случая поразмыслить и о погоде и о земледельческих заботах

*Пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить, борону чинить                                                                

Апрель - месяц удивительных контрастов: капель сменяется заморозками, дожди редкими снегопадами, в лесу еще лежит снег, а деревья наполнены соком, большая вода гонит лед. Вот поэтому у апреля много названий, древнерусское название «берёзозол» - злой для берез. Житейская мудрость наставляла: апрельская вода на пользу, она понадобиться растениям в майскую пору, когда с дождями заминка выходит.

*Апрель с водою – май с травою

*Мокрый апрель – хорошая пашня

21 АПРЕЛЯ    РОДИВОН-ледолом, ревучие воды – начало ледохода. Первый выезд в поле.

        Май ласково называют – Травень, Травный, Майник или Розоцвет.

Благодатное время сочных трав, цветущих садов и долгожданного тепла, обласканная теплом и светом земля щедра и обильна. Скот стал досыта набираться корма, прибавляет в весе, приносит большие удои.                                                                                                     

А вот и 6 М А Я. С нетерпением ожидают огородники приход ЕГОРЬЯ-теплого.

*Пришел Егорий, и весне не уйти

*Егорий теплый – со дня на день жди лета                                                    

                                                          Л Е Т О.

Переход от звонкого красавца мая в жаркий июнь едва заметен. А самая знаменательная примета этих дней – свет. От восхода до заката заря с зарей как бы сходятся: вечерняя встречает утреннюю. Цепко держится в народе мысль о том, что характер лета предопределен прошлой зимой:

*Зима лето строит: зимнее тепло – летний холод, зима морозная – лето жаркое

Июнь – конец пролетья, начало лета. В народе его нередко называют – Светлояр, Светозар. За яркие перемены красок в лесу, на лугу, у реки, за бело-розовое цветение садов и за алые зори наречен июнь “румянцем года  

                                                     

11 ИЮНЯ  ФЕДОСЬЯ-колосяница: хлеб колосится. Владимирцы называли ее «гречишницей», от сева гречихи.

Подтягивая поясок потуже, перебиваясь с хлеба на квас, мужичок за работой встречал и провожал зарю.

 

 Июль начинается цветением липы. Другие деревья по весне отцвели, а она все выжидала. И вот душистыми летними днями поплыли сладкие запахи.

          Зовут июль «страдником». Это название отражает характер сезонных сельскохозяйственных работ.

*В июле на дворе пусто, да в поле густо

 25 ИЮЛЯ – на  ПРОКЛА поле  от росы промокло. Особенно сильно осаждается роса в ясные ночи, при легком ветре.

*Утренняя роса – добрая слеза: ею природа умывается, с ночкой прощается

Сенокос. На лугах, как грибы, растут стога душистого сена. Воздух пьянит чудным запахом травостоя.

 Август. Он – граница между летом и наступающей осенью. Спадает летнее тепло, дни становятся короче, ночи длиннее, а вода прохладнее.

 В теплой земле спеют клубни картофеля и сладкие корни свеклы, на грядах завиваются, крепчают вилки капусты, в садах собирают фрукты, в лугах лекарственные растения.

Жатва в самом разгаре. В поле по-прежнему напряженная работа: и косить надо, и пахать, и сеять.

*Жатва – время дорогое, никому тут нет покоя

15 АВГУСТА  пришел СТЕПАН – сеновал

     На Степана – сеновала примечали погоду.

*Каков Степан – таков сентябрь

                                                                                       ОСЕНЬ.

         В народном представлении осень о своем пошибе дает знать многими приметами. Надо только замечать их. По приметам осени судили о зиме. Старые люди, оглядываясь на свой опыт, заключали:

*Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме

*Хлебород – перед строгой зимой

*Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме

         Сентябрь нехотя замыкает лето. Приметы осени видны повсюду: вянет трава, поостыл воздух, срывается с деревьев первый желтый лист.

10 СЕНТЯБРЯ   НАТАЛЬЯ-овсяница, косят овес.                  

*Батюшка овес до Натальи дорос

Последние дни сентября оглашены криками отбывающих журавлей. Не могут пернатые спокойно улетать с милой стороны.

*Если журавли летят высоко, не спеша и “разговаривают”, будет еще стоять хорошая  погода

 

           Октябрь – пора, когда деревья сбрасывают листву. Шелестит бронзовая метель листопада. Лист потек, посыпался, знать пора приспела.

*В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет

Распутица, киселица. В народном месяцеслове об октябре говорено:

*Октябрь-грязник ни колеса, ни полоза не любит                                                        

23 ОКТЯБРЯ   ЕВЛАМПИЙ. Богат на приметы.

        *Если на Евлампия рога месяца на полночь (на север) – быть скорой зиме, снег ляжет посуху; если на полдень (на юг) – скорой зимы не жди, будет грязь да слякоть, осень снегом не умоется, в белый кафтан не нарядится.

Зима берет свое начало. День все укорачивается. В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается. И все-таки ноябрь – предзимний, а не зимний месяц.

23 НОЯБРЯ.  ЕРАСТ - на все горазд: и на холод, и на голод, и на бездорожную метелицу.

 

                                                       З И М А.

         Устная молва не наделила зиму ласковыми прозвищами, к ней больше подошли ворчливые: прибериха, злюка, седая чародейка. Вместе с тем зима слывет удалой и задорной, так как румянит, молодит, понукает к проворству в работе. Не сразу устанавливается студеный режим. В предзимнее время (октябрь-ноябрь) обыкновенно идут “примерки” снега: 

*Зима без трех подзимков не живет

По народному представлению, между летом и зимой – прямая связь

*Зимнее тепло – летний холод

*Если зимою сухо и холодно – летом сухо и жарко 

Коренная зима в трех месяцах владыка. Никак не отнимешь у нее декабрь, январь и февраль. Словно верные стражники стоят эти три братца-месяца на охране ее сурового покоя.

*Декабрь – студен, на всю зиму землю студит

Общий характер месяца превосходно передают народные поговорки

*Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст

7 ДЕКАБРЯ   КАТЕРИНА – санница.  Разъезжают, катаются на санях, собираются в извоз. С этого дня хороший санный путь: сани сами катятся по гладкой дорожке, лошадке прыти прибавляют. В этот день всем миром выходили расставлять вдоль дороги от деревни до деревни вешки, чтоб путникам не сбиваться с дороги.

*Новый год – к весне поворот

Январь Новогодьем славен. Но привилегией открывать год он наделен в русском календаре сравнительно недавно. По указу Петра 1, разглашенному 15 декабря 1699 года, Новый год предписывалось встречать 1 января и летоисчисление вести не «от сотворения мира», а на западный манер – «от рождества Христова».

14 ЯНВАРЯ – старый Новый год. Перед Новогодьем – «щедрый вечер», щедрование, щедровки. Стряпухи наваривали, нажаривали, напекали побольше снеди. А новогодним вечером отмечали покровителя свиней – ВАСИЛИЯ.

*На Васильев вечер дня прибывает на куриный шаг (на час)

Заканчивается январь. Лютует зима, стужи поддает

*Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает

А впереди морозы еще строже.

        На смену лютому январю заступил февраль – вьюговей.

        И все-таки, пожалуй, самое меткое прозвище февраля – «бокогрей», на солнечной стороне пригревать начинает.

В февральские дни судили о весне. Не выходит у крестьянина из головы дума о весне: какой она соберется, да когда наступит.

        6 ФЕВРАЛЯ  АКСИНЬЯ – весноуказательница  на дворе. Ну-тка, что она предскажет

*Какова Аксинья, такова и весна

На окнах мороз еще выводит художества – папоротники и пальмы. Зима. Молодецкая, славная раскрасавица, как не любить тебя нам, северянам! И летом ты подстегиваешь проворнее работать. А когда придешь, мы уже ждем тебя: студи и зноби! Зато научишь ценить теплые дни, горячее время. Хлопоты при тебе веселы, и труд неразлучен с песней и шуткой. Вот и выходит, люба ты нашему сердцу!

 

"Русская Матрешка. Культурные традиции и центры производства". (экскурсия 3)

 

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Верно, это матрёшка. Наша экскурсия сегодня будет посвящена матрёшке.  А что вы знаете о матрёшке? Действительно, существует много разных матрёшек, об этом мы поговорим чуть позже. А знаете ли вы, когда и как появилась в России матрёшка?

Матрёшка появилась в конце XIX века, эскиз сделал художник Малютин, и состояла она из восьми кукол. Своё имя матрёшка получила от  имени Матрёна. Оказывается, существовала японская игрушка, похожая на нашу матрёшку, вернее наша матрёшка похожа на японскую игрушку.

Оказывается, мы практически ничего и не знали о нашей матрёшке. Сегодня постараемся расширить наши знания.

 

                                                  СЕРГИЕВСКАЯ   МАТРЕШКА

    Сергиев Посад известен также и как родина русской матрешки - разъемной куклы с забавным сюрпризом. Ее история связана с художником С. В. Малютиным, по эскизу которого в 90-х годах XIX века и была создана первая, выточенная из дерева, кукла по имени Матрена.
Много лет назад привезли в Москву из Японии деревянную фигурку мудреца Фукуруму. Голова его вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фигурка разбиралась, внутри неё находилась ещё одна, а потом ещё и т.д. Так японская фигурка Фукуруму послужила прообразом нашей русской матрёшки.
Она представляла собой девочку в сарафане и платке, круглолицую и румяную, с чёрным петухом в руках. Внутри нее прятались другие фигурки-вкладыши — девочки и мальчики в рубахах-косоворотках, разноцветных фартуках. В первой русской матрёшке было восемь фигур, самая последняя - маленькая была младенцем, завёрнутым в пелёнки.
Расписывалась сергиевская матрешка гуашью без предварительной подготовки поверхности, сразу по дереву. Работы сергиевских кустарей были известны по всей России и даже за границей. Создавая свои игрушки, мастера Сергиева Посада умело использовали кроме дерева и другие материалы.

 

СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА

 

Семенов - крупнейший старинный центр художественной обработки дерева. В IX веке Семенов называли “ложкарной столицей” России, Первоначально изготовление игрушек было побочным ремеслом для семеновских умельцев. Мастера использовали для игрушек отходы от производства ложек. Семеновские умельцы переняли опыт изготовления популярной деревянной игрушки в 20-х годах XX века у подмосковных мастеров. Но внесли в ее характер заволжский колорит, придав ей свою форму, своеобразно ее расписав. Первая матрешечная артель была создана в Семенове в 1929 году. Артель объединяла мастеров-Первая артель в Семеновеигрушечников города Семенова и близлежащих деревень. Кустари делали здесь топорную игрушку, точили матрешки. Артель поначалу объединяла не более 2-х десятков человек, в основном, надомников. Затем на базе артелей создаются общественные мастерские. Художественная фабрика “Семеновская Роспись” была образована в 1932 году. Сохраняя и развивая местные традиции, мастера фабрики добились больших успехов в изготовлении художественных изделий. На основе матрешки стали разрабатываться новые сувениры, происходит совершенствование росписи. Появились новые элементы цветов, а сама роспись получила название “семеновской”.

                                                         

Как делают Семеновскую матрешку.

Техника изготовления семеновской матрешки такая же, как и у ее родоначальницы: ее делают из одного и того же материала - липы, березы и осины. Но каждый мастер знает свой секрет дерева и подготовки его к обработке. Долго выбирает он ровные, не сучковатые деревья, спиливает их ранней весной. Очищая дерево от коры, мастер обязательно оставляет ее в нескольких местах нетронутой. Это делается для того, чтобы при сушке древесина не трескалась. Затем подготовленные бревна укладывают штабелями так, чтобы между ними свободно проходил воздух. По несколько лет стволы выветривают, сушат на открытом воздухе до нужной влажности. Здесь очень важно не пересушить и не досушить бревно - этот секрет знают народные умельцы. Надо как говорят они, чтобы дерево звенело, пело. Высушенные бревна распиливают на чурки и болванки. До 15 операций проходит липовая болванка, прежде чем стать красивой, нарядной куклой. С большим мастерством, присущим скульпторам, токарь вытачивает голову и туловище матрешки снаружи и изнутри, используя незамысловатые инструменты - нож и стамески, Сначала вытачивается самая маленькая матрешка из березы - не открывающаяся фигурка. Затем - нижняя часть следующей - донышко. Донышка для матрешек мастер изготавливает сразу на тысячу штук. Это делается для того, чтобы нижняя часть могла подсохнуть. Когда токарь заканчивает десятую сотню, первая сотня уже высохла и к ней можно готовить верхнюю часть игрушки. Сушить верхнюю часть матрешки не надо, ее надевают на донце, где она усыхает и плотно обхватывает шип и поэтому плотно держится. Семеновские токари создали свою форму матрешки - она более стройная, относительно тонкий верх ее резко переходит в утолщенный низ. Фигурки тщательно прошкуривают, грунтуют картофельным клейстером и сушат. Теперь она готова к росписи.

В Семенове матрешки делают в соответствии с местными традициями - оставляют больше не закрашенного дерева, расписывают анилиновыми красками, а потом лакируют. Вначале художники намечают тонким росчерком контуры лица - делают глаза, губы, наводят румянец. Затем они "одевают" матрешку в платок, юбку, передник, пририсовывают ей руки. Самое главное - роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартука семеновская матрешка легко узнаваема. Букет пышных цветов главенствует над всем - он больше лица, он почти в рост игрушки. Роспись фартука самобытна, цветы неожиданны. В природе таких нет - это всегда плод фантазии художников. В основном, художники используют три цвета - красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов в росписи платка, сарафана и фартука. Найденное цветовое решение закрепляется в самом крупном цветке фартука. Его по давней традиции пишут чуть справа. Каждая матрешка имеет свой характер и наряд, свое образное решение. Семеновская матрешка давно стала национальным сувениром. С 1932 года семеновцы радуют взрослых и детей всего мира, создавая новые образцы этой удивительной, неповторимой игрушки - сувенира.  

 

Полховско-Майдановская матрёшка                             Современная авторская матрёшка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  

 

 

 

"Русская ИКОНА". Персональная выставка работ  Напалкова А.В. (экскурсия 4)

 

Православная икона

 

 

Православная икона – явление совершенно уникальное в мировой культуре. Разные конфессии имеют в своих храмах изображения Христа, Богородицы, ангелов и святых, но иконы в том смысле, какой она приобрела в православной культуре, нет больше нигде.

Для православных людей было бы неуместным называть икону  в храме произведением искусства, разглядывать её, восторгаться, оценивать её художественные достоинства.

Дело в том, что икона не создаётся как картина для любования. Икона есть окно в Горний мир, мир Божественного бытия.

Отсюда совершенно особое отношение православных христиан к иконе -  молитвенное предстояние, благоговейное внутреннее созерцание, почитание её как святыни, но не идолопоклонство.

Такое духовное, прежде всего молитвенное, назначение иконы и определяет её изобразительные особенности, которые образуют целую систему условностей церковной живописи.

В 988 году Древняя Русь, став христианским государством, перенимает православные традиции, в том числе в сфере церковного искусства. Усвоение этих традиций и их творческая переработка породила оригинальное и самобытное явление – русскую икону.

На Руси сложились очень строгие каноны иконографии: устойчивый набор сюжетов, типы изображения и композиционные схемы. В иконописной практике применялись образцы – рисунки, а позднее – прописи (контурные кальки). Они сохраняли иконопись от нарушения традиций и уклонения в ересь и личные фантазии. Писали иконы на деревянных досках – сосне, липе. Краски замешивались на натуральном желтке и долго сохраняли яркость цвета.

Не только к творчеству, но и к жизни мастеров-иконописцев на Руси предъявляли  очень строгие требования.

История сохранила не так много имён древнерусских иконописцев, хотя иконописание было очень распространено на Руси.

Иконотворчество, осознаваемое как выполнение воли  Творца, бескорыстное и смиренное Ему служение, как правило, оставалось безымянным. Но благодаря историческим документам и немногочисленным автографам на стенах храмов, полях и затыльях (оборотах) икон до нас всё же дошли имена некоторых мастеров того времени.

 

 

Андрей Рублёв (около1360/1370 – 1427 г.)

 

Сведений о жизни Андрея Рублёва немного. Предполагают, что родился он в Москве. Имя Андрей получил при монашеском постриге.

Всем известна икона А. Рублёва «Святая Троица». Из жития преподобного Сергия Радонежского известно, что она создавалась для Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Ветхозаветный сюжет явления Аврааму Самого Триединого Бога иконописцы до Андрея Рублёва  передавали, изображая всех участников события: Авраама, Сарру,  слугу, по распоряжению Авраама «закалающего» тельца для угощения путников. Рублёв переосмыслил сложившуюся иконографическую схему и создал новую, освободив её от подробностей сюжета и сосредоточив всё внимание на единстве трёх фигур, раскрывая и утверждая догмат о Троичности Бога. Чаша с головой тельца, стоящая на столе, символизирует Крестную Жертву Христа во искупление грехов всего человеческого рода.

Православная Церковь причислила Андрея Рублёва к лику святых в чине преподобного.

 

«Спас Нерукотворный»

Иконотворчество было на Руси делом особо авторитетным и чрезвычайно ответственным, рассматривалось как подвиг, требующий от мастера соответствующей жизни: праведной, смиренной, монашеской, поэтому писали иконы иноки.

Икона «Спас Нерукотворный» имеет обычно прямоугольную форму, на ней изображается только Лик Иисуса Христа, взор обращён прямо на стоящего перед иконой.

Этот образ особо почитаем и распространён на Руси. Предание так рассказывает о появлении этого образа.

Благочестивый царь Авгарь послал придворного живописца к Иисусу написать Его портрет. Но художник, как ни старался, не мог передать Лик Спасителя. Тогда Христос умылся и вытер лицо убрусом, на котором  чудесным образом отпечатался Его Лик. Так появилась первая икона.

Распятие Господа Иисуса Христа

Иудеи привели Господа к римскому правителю Понтию Пилату, требуя смертной казни Христа. По требованию иудеев Пилат приговорил Спасителя к смертной казни на кресте. Издеваясь над Христом, воины надели на Него терновый венок, били и насмехались над ним. Измученный Христос должен был Сам нести Свой крест на Голгофу, место казни. Так было принято в те времена. Христа распяли на кресте.

Крест это символ христианства, предмет почитания всех христиан. Он означает жертвенность как спасение.

Вертикальный луч креста означает любовь и связь между Богом и человеком, горизонтальный – любовь и связь между людьми.

Восьмиконечный крест символизирует жертву Христа. Он включает в себя: вертикальный столб, поперечную перекладину, к которой были прибиты руки Христа, подставку для ног Его и доску над головой с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский». Наклонённое подножие символизирует схождение Христа в ад и возведение из глубин ада ветхозаветных праведников.

 

Владимирская икона Божией Матери

Это великая, заветная святыня Русской земли. По преданию, она написана евангелистом Лукой на доске стола, на котором трапезовал Господь с Пречистою Своею Матерью и праведным Иосифом Обручником.

  В начале 12 века она была поставлена в девичьем монастыре Киевского Вышгорода. Здесь Владимирская икона прославила себя многими чудесами.

В 1155 году Вышгород стал уделом сына Юрия Долгорукова – Андрея Боголюбского.

Ночью в чудесном явлении Богоматерь открыла князю Андрею Свою волю: икона должна остаться во Владимире, а на месте явления Богородицы нужно построить святую обитель. Князь построил во Владимире великолепный храм в честь Успения Богородицы и перенёс в него икону. Икона с тех пор стала именоваться Владимирской, а князь Андрей получил прозвание «Боголюбский».

Владимирская икона является древнейшей святыней. Православной Церковью и русским народом она признана чудотворной.

 

Жития святых

 

Жития святых, или агиография – это особый вид биографической христианской литературы, описывающий явление святости в человеке. Это страницы жизни церкви Христовой и проявления Святого Духа в подвигах избранников.

 

Святая равноапостольная княгиня Ольга (около 890 – 969 гг.)

Княгиня Ольга, жена князя Игоря, оставшись вдовой, мудро и строго управляла государством, а в 955 году совершила долгий путь в  Константинополь, чтобы приобщиться к христианской премудрости и принять Святое Крещение. При крещении Ольга получила имя Елена.

Княгиня привезла с собой из Византии священника, который окрестил многих её приближённых. Были построены христианские храмы. Это была первая попытка правительствующей особы привить христианское мировоззрение в сознание русичей.

Княгиня прожила долгую жизнь. Ещё в домонгольское время княгиня Ольга была канонизирована. 24 июля установлен день памяти святой равноапостольной княгиня Ольги.

 

 

Святой благоверный князь Александр Невский (1220 –1263 гг.)

Князь Александр Ярославович был на Руси самым известным деятелем XIII столетия.

Юный князь показал себя великим полководцем, мудрым правителем, молитвенником и защитником земли Русской. В 1240 году его войска разгромили на реке Неве шведов, в честь этой блестящей победы святой Александр был прозван Невским.

Став великим князем, святой Александр Невский приложил много сил к собиранию русских земель, к защите их от внешних и внутренних врагов.

Святой Александр Невский считается молитвенником и покровителем русских воинов.

В 1547 году благоверный князь Александр был прославлен в лике святых за святую жизнь и защиту православной веры и Отечества.

 

 

Житие великомученика Георгия Победоносца.

 

Святой Георгий был воином в войске императора Диоклетиана, правившего в Римской империи с 284 по 305 год.

Святой Георгий защищал христиан. Разгневанный император приказал заточить Георгия в темницу. Воина подвергали страшным мучениям, но, продолжая усердно молиться, он оставался невредимым.

После своей мученической кончины святой Георгий стал являться людям и помогать им преодолевать беды и несчастья, а воинам – побеждать. Поэтому его называют Георгием Победоносцем.

Особо прославляют святого Георгия за победу над змеем. Этот подвиг был совершён в стране Финикии. Здесь среди гор раскинулось красивое озеро. Вдруг на его берегу появился страшный змей, поедавший людей. Святой Георгий Победоносец стал спасителем местных жителей от страшного чудовища.

Это событие получило название «Чудо Георгия о змие».

На Руси Георгия Победоносца стали изображать воином на коне, пронзающим копьём отвратительного змея.

Москвичи особенно почитали святого Георгия и признали его своим покровителем, а икона с изображением этого сюжета стала гербом столицы.

 

Преподобный Сергий Радонежский ( 1314 – 1392 гг.)

 

Преподобный Сергий родился в городе Ростове, при крещении получил имя Варфоломей.

Духовным восхождением юного отрока руководил игумен ближайшего монастыря Митрофан.  Через семь лет Митрофан постриг Варфоломея в монашеский чин и дал ему имя Сергий.

Многие люди приходили к преподобному Сергию за советом и молитвой, некоторые оставались, строили себе кельи. Так создавался новый монастырь – Троице-Сергиева Лавра.

Преподобный Сергий благословил князя Дмитрий Ивановича и воинство его на битву, которая  состоялась 21 сентября 1380 года на Куликовом поле.  Преподобному Сергию Радонежскому посвящаются празднования 18 июля и 8 октября. Преподобный Сергий считается заступником земли Русской и покровителем русского образования.

Житие  святителя Николая Чудотворца

Святитель Николай был единственным сыном благочестивых родителей из греческого города Патары. Он был с детства усерден  в посещении Божиего храма, молитвах и чтении книг.

Николай Угодник прослыл  очень добрым, кротким, отзывчивым человеком и бесстрашным защитником истины и справедливости. Уважение к нему было настолько велико, что перед ним склонялись могущественные сановники империи.

Во время гонения на христиан святитель Николай был заключён в темницу, стойко претерпел тяготы тюремного заключения.

Много удивительных поступков и чудес совершил святитель Николай, за что его почитают как Угодника и Чудотворца.

Святитель Николай прожил долгую жизнь. День кончины святителя Николая – 19 декабря отмечается на Руси как день обретения земной Церковью нового небесного заступника.

9 мая 1087 года (22 мая по новому стилю) итальянские купцы перевезли останки святителя Николая в город Бари. Этот день отмечается как праздник перенесения мощей святителя Николая Угодника.

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Праведный Иоанн (Иван Ильич Сергеев) родился в селе Сура Архангельской губернии в бедной семье пономаря. Вырос он необыкновенно чутким и отзывчивым к чужому горю.

Перед рукоположением отец Иоанн окончил семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную академию. В 1855 году отец Иоанн был назначен священником в собор святого апостола Андрея Первозванного в городе Кронштадте.

Праведный Иоанн посещал трущобы для бесед, наставлений, духовной поддержки и оказания помощи нуждающимся.

Искреннее сострадание и пламенная вера праведного Иоанна Кронштадтского делали чудеса. По книгам отца Иоанна учатся христианской жизни, покаянию и умению молиться.

Память святого праведного Иоанна Кронштадтского  празднуется   2 января, в день кончины праведника.

 

Икона Божией Матери «Троеручица»

 

Составитель многих церковных богослужебных последований преподобный Иоанн Дамаскин со слезами молился перед иконой Божией Матери, чтобы рука его, вследствие клеветы на святого отсечённая по повелению правителя города Дамаска, вновь приросла к суставу. В минуты сна он был удостоен явления Божией Матери, а после пробуждения увидел свою руку невредимой. Из чувства благодарности к Пресвятой Богородице преподобный Иоанн привесил к Её иконе изображение своей руки из серебра; поэтому этот святой образ и именуется «Троеручица» (празднование 11 и 25 июля).

 

 

 

 

 

Преподобный  Александр  Свирский

 

Родившийся в 1448 году в крестьянской семье, преподобный Александр прославился при жизни в Карельской земле многими исцелениями, совершавшимися по его молитвам. Многие люди приходили к преподобному Александру за советом и молитвой. Александр Свирский прослыл  очень добрым, кротким, отзывчивым человеком и бесстрашным защитником истины и справедливости. Уважение к нему было очень велико. Много удивительных поступков и чудес совершил преподобный Александр. Чудеса его связаны с исцелением расслабленных, поэтому ему молятся при бессоннице, потере аппетита и параличе.

Преподобному Александру Свирскому посвящаются празднования  12 сентября и  30 апреля.