В основу технологии положены методы стимулирования эмоционально-ценностного отношения к географической действительности (рис. 1). Их можно разделить на три группы:
Методы эмоционально-личностного стимулирования:
-Создание экспрессивно-личностных ситуаций путем использования метафор, фрагментов научно-популярных и художественных произведений, "разряжающих" и дополняющих знаниевый компонент содержания предмета;
-Наделение личностной значимостью физико-географических и общественно-географических процессов и явлений;
-Использование элементов театрализации образовательного процесса: географических инсценировок, этюдов, миниатюр;
Эти методы содействуют развитию мотивационной и эмоциональной сфер школьников.
Методы осуществления обмена ценностями между учителем и учащимися. Их основное назначение в том, чтобы в процессе межличностного диалога осуществлялось "свободное самооткровение личности". Особенности этой группы методов - их коммуникативная направленность, придающая изучаемому содержанию личностно-значимый смысл.
Методы рефлексий учебной деятельности помогают личности осмыслить, "отразить" саму себя, свои потребности, интересы, ценности; способствуют развитию нравственных качеств школьника.
Указанные методы базируются на взаимодействии учителя и учащихся, обмене ценностями, взаимном уважении и доверии, свободе самовыражения. Это методы сближающие замыслы учителя и ожидания учащихся. Взаимная удовлетворенность стимулирует интерес к учению и обогащает мотивы ученика. Методы основаны на переживании как способе эмоционально-ценностного отношения. Они предполагают соответствующие формы учебного взаимодействия: смыслотворчество, общение в диалоге, игровую и практическую деятельность.
Особо следует остановиться на использовании театрализации в процессе обучения географии. Специфика школы, в которой происходит становление опыта в настоящее время, позволила осуществлять активизацию и интенсификацию деятельности учащихся привлекая содержание, формы, методы и приемы предметов художественно - эстетического цикла, и, прежде всего, уроков театра. Наиболее эффективно использование театральных форм: этюды, инсценировки, миниатюры в двух случаях:
а) на стартовых, пилотных уроках, целью которых является актуализация имеющегося опыта личности учащихся по взаимодействию с географической действительностью и обмен им;
б) на финальных, обобщающих уроках с целью окончательного оформления образа территории, географического объекта, явления, переживания изученного материала, обмен впечатлениями;
Театр как игровая технология в среднем и старшем школьном возрасте достаточно широко распространен и относится к разряду деловых игр. Однако в профильной школе использование данной технологии наполняется более глубоким смыслом и диктует необходимость изменения содержания деятельности при ее реализации (рис.2).
Этап
подготовки |
Сценарная работа |
-работа с литературным материалом - подбор музыки, продумывание образов, составление макета сцены, элементов костюма - распределение ролей - разработка сценария - содержание инструктажа |
Репетиционный
период |
- работа с текстом - сценографическая работа - режиссерская работа с актерами по освоению пространства сцены |
Этап
проведения |
Межгрупповое взаимодействие |
- постановка проблемы, целей театрализации - правила зрительской культуры - взаимодействие актеров и зрителей в ходе театрализации |
Межгрупповая рефлексия |
- выводы по итогам просмотра и показа - анализ содержания и актерской игры - оценка и самооценка работы |
Этап анализа, обобщения и перспективного планирования
-выводы и обобщения
-рекомендации
-объявление темы следующей театрализации
-изъявление желания участвовать в постановке
Рис. 2 Технологическая
схема географической театрализации.
Рис. 1 Методы
стимулирования эмоционально-ценностного
отношения к окружающей действительности.