Эффективность любой работы должна быть подтверждена результатами. Опыт работы по данной проблеме позволил разработать мониторинг отслеживания результатов.
Отслеживание результатов проводились в 4-х направлениях, что соответствует 4 компонентам экологического образования.
1. Познавательный.
Уровень сформированности данного компонента у учащихся выявляется с помощью контрольных работ (автор А.А.Плешаков) и теста, позволяющего определить глубину знаний о родном крае.
Текст контрольной работы можно найти в тетрадях «Проверь себя» (А.А. Плешаков).
Тест может содержать в себе следующие вопросы:
1. Кто является основателем города Владимира?
а) Юрий Долгорукий;
б) Владимир Мономах;
в) Владимир Красное Солнышко;
г) Андрей Боголюбский.
2. Выбери архитектурные памятники, построенные из бел-горюч камня?
а) Золотые ворота;
б) Никитская церковь;
в) церковь Покрова на Нерли;
г) Дмитриевский собор;
д) Успенский собор.
3. Какая из предложенных рек не является притоком Клязьмы?
а) Гусь;
б) Колокша;
в) Лух;
г) Судогда;
д) Пекша.
4. Расположи города Владимирской области по старшинству, начиная самого древнего?
а) Владимир;
б) Ковров;
в) Муром;
г) Суздаль.
5. Обозначь, какие растения Владимирской области занесены в Красную книгу?
а) ятрышник;
б) ромашка;
в)чилим;
г) венерин башмачок;
д) подорожник.
6. Выдели животных нашего края, занесенных в Красную книгу?
а) выхухоль;
б) бурый медведь;
в) черный аист;
г)скопа.
7. Какие лекарственные растения Владимирской области ты знаешь?
а) ландыш;
б) шиповник;
в) тимофеевка;
г) тысячелистник.
Каждый учитель может составить подобный тест, пользуясь методическим пособием «Учебные задания по краеведению Владимирской области». (Составители Н.А.Степанова, Н.В. Спичак. ВГПУ, 1997 г.)
Полученые в экспериментальном классе результаты свидетельствуют о повышении уровня сформированности познавательного компонента экологического образования.
Для подтверждения эффективности проводимой работы такая же контрольная работа и тестирование были проведены в классе, не участвовавшем в эксперименте.
Анализируя результаты проверочной работы, нужно обратить внимание на крайне скудные знания о Владимирском крае учащихся класса, где формирование экологической культуры у детей ограничивалось УМК по природоведению.
Учащиеся же экспериментального класса показали прочные знания, которые характеризуют человека, труд, природу и общество во взаимодействии, а также хорошую информированность о своём родном крае.
2. Ценностный.
Уровень сформированности этого компонента экологического образования отслеживался с помощью творческой работы (сочинение). Учитель предлагал детям темы на выбор:
1. Человек—царь природы?
2. Что дает человеку природа?
3. Природа без человека существовать может, а человек без природы? Анализ ответов позволил построить следующую сравнительную таблицу:
Содержание ответов детей |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
1. Примеры практического использования природы человеком. |
100% |
100% |
2, Примеры познавательной ценности природы. |
86% |
20% |
3. Примеры эстетического воздействия природы на человека. |
68% |
8% |
Эти данные говорят о том- что в процессе работы по формированию экологической культуры, у детей, участвовавших в эксперименте, сложилось представление о природе не только гютребепческое, но и произошло осознание познавательной и эстетической ценности для человека.
3. Нормативный.
Учащимся предлагалось заполнить анкету, следующего содержания:
1. Загрязняют ли почву в пашем крае?
2. Принимаешь ли ты участие в сохранении почвы? Как?
3. Ты с друзьями приехал на пикник на берег реки Клязьмы- Каковы ваши действия?
4. Придумай запрещающие и разрешающие знаки, связанные с поведением человека у воды.
5. Напиши памятку туристам нашего края « Как надо вести себя в лесу».
6. Если бы ты был составителем Красной книги, то кого бы нарисовал на её страницах?
7. Что ты можешь сделать для их сохранения? (См. вопрос №6).
Анализ ответов детей экспериментального класса показал, что данные вопросы не оставили детей равнодушными. Ответы были полными, зачастую принимавшие вид сочинения-рассуждения, показывающие очень активную позицию в отношении необходимости сохранения природной среды. Ответы на вопросы №2,3,4,5,7 показали, что дети овладели нормами и правилами поведения в окружающей среде.
Ответы же детей сопоставимого класса были верными. Но несли в себе формальное содержание, констатацию фактов, были лишены эмоционального оттенка.
4.Дентельностный.
Это. скорее всего, самый сложный компонент экологического образования для диагностирования. Поэтому учитель использовал собственно-эмпирический метод исследования—иаблюдение.
Если в 1-2 классах практическую деятельность учащихся направлял учитель, то к концу 3 класса и в 4 классе учащиеся проявляли самостоятельность при осуществлении общественно-полезной практической деягельности экологического характера.
В классе был оборудован стенд «Панорама добрых дел», на котором отображалось практическая деятельность детей. Это участие в поддержании частоты школьной территории и территории дворов, где живут дети, озеленение класса и школьных коридоров, уход за животными школьного музея природы, подкормка птиц (изготовление кормушек), уход и охрана за деревьями и кустарниками школьного двора, привлечение внимания к экологическим проблемам своих сверстников (постановка спектакля «Если природу не будем беречь...»), создание своих