Знания, полученные на уроках, должны быть осознаны учеником, должны стать частью его личностного опыта, а для этого необходима высокая познавательная активность. В противном случае материал быстро забывается, становится эпизодом в жизни ученика, обучение теряет свою развивающую функцию и не способствует последующей адаптации учащихся к жизни.
Решение данной задачи предполагает формирование у учащихся:
- сознательного понимания учебного материала;
- сознательного отношения к учебным занятиям;
- познавательной активности.
Однако при реализации данной задачи в коррекционной школе педагог
встречается с большими трудностями. Нарушения аналитико- синтетической деятельности,
характерные для умственно отсталых школьников, препятству-
ют усвоению учебного материала на основе его полного понимания. Многие учащиеся
спец.школы пассивно воспринимают изучаемое, не проявляют познавательной активности.
Не способствует росту интереса школьников к изучению, в частности, географии
и подбор содержания учебников по данному предмету для школ 8 вида. Тексты в
учебниках географии довольно академичны, перегружены понятийным и фактическим
материалом и географической номенклатурой, по своему содержанию оторваны от
личного опыта учащихся. Мало внимания уделяется установлению причинно-следственных
связей в мире природы.
По вышеназванным причинам вопрос о том, как достичь полного понимания учебного материала учащимися был и остаётся очень значимым. Решение этого вопроса возможно в том случае, если педагог будет применять коррекционные методические приёмы, направленные на вызов сознательного интереса к учению, на развитие мыслительных операций, а также на умение выражать свои мысли словами.
Мой вклад в решение данной проблемы заключается в следующем:
1)поиск и внедрение в практику игровых форм проведения уроков географии, новых методических приёмов;
2) адаптация изучаемого материала к субъективному опыту учащихся;
3) более широкое применение элементов проблемного подхода в обучении (ранее считалось, что этот метод мало приемлем в коррекционной школе) ;
4) переработка текстов учебников по необходимости, облегчение понятийного и номенклатурного блоков, установление смысловых взаимосвязей между частями текстов, расширение сообщаемых сведений.