Строительство железной дороги имело в огромное значение. Она позволяла связать в единый промышленный узел крупные города, центры промышленного производства, Москву, Владимир, Нижний Новгород. В 1859-60 гг. железная дорога была уже проложена, и около деревни Новки (Новцы) (первая запись о деревне относится к 1678 году) началось строительство станции. Место станции было выбрано приблизительно на середине пути между Москвой и Нижним Новгородом (240 км от Москвы). В 1860 году, когда "чугунка" была уже построена, началось строительство станции. На южной стороне полотна были построены 4 дома, где жили начальник станции и другие служащие. На северной стороне вскоре возник 2-этажный дом, в котором поселился купец -немец Карл Карлович Поль. Он содержал на вокзале буфет, а позднее и продуктовые лавки в Новках и близлежащих населённых пунктах. В 1860-71 годах через станцию была проложена железнодорожная ветка на Шую, Иваново и Кинешму. Таким образом была установлена удобная связь между крупнейшими промышленными городами России. Благодаря удобному расположению станции, в 1892 г. фабриканты Дербеневы купили пустошь Камешки и построили ткацкую фабрику (ныне фабрика им. Свердлова). Около фабрики вырос рабочий посёлок, позже превратившийся в город Камешково. В апреле 1866 года в честь Святого Благоверного князя Александра Невского, в память о царе освободителя Александре II, в Новках была построена часовня. В 1913 году проездом из Москвы в Нижний Новгород посетил станцию император Николай II. После 1917 года начинается расширенное строительство посёлка при станции. Началась застройка первой улицы к югу за полотном железной дороги, её назвали Железнодорожной. В годы Великой Отечественной войны станция Новки активно работала по формированию воинских эшелонов. Основная тяжесть ложилась на составительские бригады, машинистов маневровых паровозов и командиров движения... На станции наладили ремонт товарных вагонов, разбитых во время бомбёжек. Кроме основной работы на железной дороге, женщины очищали вагоны под воинские эшелоны, занимались снегоуборкой на путях, ухаживали за эвакуированными ленинградцами, готовили и носили горячую пищу составителям, машинистам, стрелочникам, когда им никак нельзя было покинуть пост, собирали тёплые вещи бойцам, заготавливали овощи для станционной столовой и магазина. Большую роль сыграли школьники, они шили кисеты, собирали у населения табак, варежки, носки и отправляли на фронт. В годы войны около Новок был открыт Детский дом, который просуществовал до 1953 г. В 1962 году была закончена электрификация железной дороги Москва - Горький. Станция до сих пор не утратила своё значение как узловая станция и пункт сортировки железнодорожных составов.
|
|