Экскурсия.
В 1970 году Гороховец включен в список исторических городов России, имеющих памятники, представляющие большую ценность. Известны достопримечательности Гороховца: Никольский монастырь, Благовещенский собор, Сретенский монастырь, Дом Ершова, Дом купцов Ширяевых, Дом Опарина, Знаменский монастырь (XVII–XVIII века), Дом Канонникова. Город входит в туристический маршрут Золотое Кольцо России.
Знакомство с прошлым Гороховца лучше всего начать с его древнейшей части — укреплений, что поднимаются на150 метров над уровнем реки и «городового места».
Первоначально городские укрепления возникли на высоком холме над Клязьмой. Здесь в начале XVII века был основан Никольский монастырь, некоторые постройки которого сохранились и поныне. Отсюда открывается удивительный вид. Перед нами панорама Гороховца, каким он был сто лет назад.
Как и прежде, возвышается над городом Никольский монастырь. Самая старая постройка монастыря - пятиглавый Троицко-Никольский собор, построенный в 1681 - 1686 годах по указу царя Михаила Федоровича. В подклете раньше находилась теплая церковь во имя святого Николы, а на втором этаже - холодный храм во имя пресвятой Троицы. Шатровая колокольня "со слухами" построена одновременно с собором (в 1681 году).
В 1710 году в Никольском монастыре была построена церковь Иоанна Лествичника. Сохранилось интересное красное крыльцо с выразительными столбами, возведенное, вероятно, одновременно с трапезной церковью.
Осмотрев памятники Никольского монастыря, следует продолжить осмотр другого древнего комплекса архитектурных построек, раскинувшегося внизу на посаде — городского Благовещенского собора с колокольней (1700) и теплой церкви Иоанна Предтечи (начало XVIII в.).
На центральной площади Гороховца и сейчас не покидает ощущение, что XVII - XVIII век где-то близко. Вот Сретенский монастырь с собором Сретения Пресвятой Богородицы (1689 года), рядом двухэтажный купеческий дом Ширяевых-Шумилиной, возведенный в конце XVII - начале XVIII века. Гороховец — один из немногих городов России, где сохранилась гражданская архитектура XVII века. Причем среди семи сохранившихся каменных палат Гороховецкого посада нет двух одинаковых. У каждой из них свой «ранг».
Здесь же расположился и монументальный пятиглавый Благовещенский собор, освященный в 1700 году. Когда-то на его месте стояла деревянная шатровая церковь Благовещения. На рубеже XVII—XVIII веков вместо нее был воздвигнут каменный храм, увенчанный пятью главами и крытый железом на четыре ската. Именно таким хотел его видеть Семен Ершов, когда давал немалые деньги на его постройку. Сейчас рядом с мощным собором, словно пытаясь уравновесить его массивность, стоит легкая шатровая колокольня.
Пожалуй, наиболее полно всю значительность только что рассмотренных соборных построек начинаешь ощущать, когда оказываешься под низкими, как бы придавленными сводами церкви Иоанна Предтечи. Сам тип церкви восходит к жилым деревянным постройкам.
Если пересечь площадь, на которой стоит Благовещенский собор, то окажемся перед Сретенским монастырем. Он основан в 1658 году и первоначально был деревянным. Вход в него находится под пролетами тридцатипятиметровой колокольни (1689), которая стояла, по-видимому, над святыми воротами, следы которых в виде фигурных столбов можно увидеть еще и сегодня.
Выйдя из монастыря через западные ворота под колокольней и свернув направо на Советскую улицу, мы через несколько минут окажемся перед понтонным мостом через Клязьму, за которой в пойме реки белеют стены самого древнего в Гороховце Знаменского монастыря (XVII—XVIII вв.). Он был основан в 1598 году как мужская обитель. Постройки его вначале были деревянные и срублены на средства Петра Лопухина на «Гороховской тяглых людей земле». А в 1679 году вездесущий Семен Ершов построил уже каменный храм Знамения Богородицы с приделом Иоанна Богослова и колокольней. Это были самые ранние каменные постройки Гороховца.
От Знаменского монастыря в город ведет единственная дорога через мост, по которой выходим на центральную площадь города. Напротив Сретенского монастыря, под углом к нему, стоит длинное неприметное здание. Это одно из самых древних гражданских строений Гороховца. Сохранившиеся старинные своды, наличники, планировка в виде «избы со связью» с двумя палатами по бокам сеней и сходство некоторых деталей дома с декором Знаменской церкви позволяют сделать вывод, что дом был построен в то же время, что и церковь, и принадлежал Семену Ершову. В дальнейшем перешел к Судоплатовым и под этим именем вошел в историю Гороховецкой архитектуры.
Если первый дом Ершова возведен еще с некоторой оглядкой на «Домострой», то следующая постройка претендует на дворцовые хоромы. Это так называемый дом Ершова (Сапожникова), построенный в 1680-е годы. В 1974—1979 годах дом Ершовых был восстановлен в своих прежних архитектурных формах Владимирской научно-реставрационной мастерской по проекту архитектора Л. С. Филипповой на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Если спуститься от дома Ершова (Сапожникова) вниз по улице Советской и пересечь площадь, то направо можно увидеть дом, вплотную примкнувший к стенам Сретенского монастыря. Это строение других именитых людей Гороховца, уже упоминавшихся ранее Ширяевых (конец XVII — начало XVIII в.). Позднее дом перешел к Шумилиным. Дом всем своим видом показывает, что его хозяева были людьми, не чуждавшимися иноземных новинок.
Невдалеке от Благовещенского собора, прямо на берегу Клязьмы стоит каменный двухэтажный дом торговых людей Опариных. Почти без изменений дошел до нас этот посадский дом конца XVII века. Правда, монументальное крыльцо со светелкой было пристроено немного позднее.
Раньше красное крыльцо располагалось с противоположной стороны дома. Но с постройкой мощного Благовещенского собора, загородившего дом Опариных, решено было сделать главный выход с видом на Клязьму. Тем более, что величественный собор был выстроен на деньги торговых конкурентов Опариных - купцов Ершовых, вот и захотелось отвернуться...
Наиболее яркие страницы деревянной летописи Гороховца созданы топором местных плотников, следы яркого искусства которых можно здесь обнаружить повсюду. В XIX веке в Верхнем Поволжье была развита барельефная (глухая) домовая резьба, исполнявшаяся с помощью долота. В Гороховецком крае самыми искусными ее мастерами были плотники — якуши. Их слава была настолько громкой, что Владимир Иванович Даль включил их в свой знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка», где они значатся как «долбежники, плотники рещики для резки у крас на избы и на суда». Дома повсеместно одевались в пышное травное узорочье с фантастическими образами фараонок — берегинь, сиринов, а также львов и различных птиц. Особенно излюбленными были композиции с вазонами и произрастающими из них побегами аканта, а также солнечные розетки, то тесно вплетающиеся в листву, то рельефно выступающие на глади доски.
Естественно, что в Гороховце искусство якушей, как преимущественно сельских плотников, приходилось по душе прежде всего крестьянам и горожанам, проживающим на городских окраинах. Поэтому дома, украшенные подобной резьбой, чаще всего можно встретить в районе улицы Московской (дом Бобровой (ул. Калинина, 8), (ул. Московская, дом 30 и дом 92, дом 94).
Рубеж XIX—XX веков ознаменовался в Гороховце строительством целого ряда крупных жилых зданий, многие из которых несут на себе следы увлечений псевдорусским стилем. Таковы особняки Кучиных, Морозовых, Шугуровых.
Чего не ожидаешь от тихого старорусского города - так это модерна. А только на одной улице Ленина - несколько таких построек. Дом Пришлецова построен в 1915 году председателем земской управы. Главный фасад богато декорирован деревянной резьбой с мотивами "русского" стиля. Неизвестный зодчий, безусловно, хорошо знал местную строительную традицию и в обилии снабдил дом резьбой, среди которой основное место занимают розетки, столь излюбленные в творчестве народных мастеров.
На рубеже XIX-XX веков Гороховец становится приятным местом летнего отдыха, сюда приезжают и из Москвы... В жизнь провинциального городка начинают проникать новомодные веяния, и возникают прекрасные образцы деревянного модерна, такие как загородный дом судовладельца и заводчика М.И.Шорина (ранее в селе Красном, ныне в черте города).
Настоящее достояние Гороховца - его улочки, набережная, приклязьменские леса, славящиеся своей красой. Еще и сейчас среди бурелома в таинственном полумраке зеленого покрова можно встретить лося, а еще недавно нередким гостем был медведь. Жалко покидать Гороховец! Этот неприметный на карте городок обладает удивительными чарами, он пробуждает любовь к отечественной истории, к скромной красоте русских пейзажей, к своеобразному, выразительному языку древнего зодчества и позволяет еще острее воспринять гигантские перемены, происшедшие в нашей стране.
|