Экскурсия
Монастыри.
Свято-Успенский епархиальный женский монастырь.
Успенский женский монастырь был основан настоятелем Богородице-Рождественской пустыни преподобным Лукианом в 1650 году.
Когда при слободской церкви Рождества Христова собрались семь сестёр, преподобный Лукиан благословил "иметь общими трапезу" и Все имение" и поехал в Москву просить у царя Алексея Михайловича грамоту на пользование участком земли с каменными храмами бывшей царской резиденции.
Монастырская летопись сообщает, что 15 апреля 1650 года царь Алексей Михайлович передал для "благого дела" участок земли, входящий в "государев двор", а сними бывшую домовую церковь Успения Пресвятой Богородицы и примыкающую к ней с севера каменную палату.
На благоустройство монастыря стали поступать пожертвования от царского двора, от именитых особ и простых людей.
В 1654 году патриарх Никонон, проезжавший мимо монастыря, благославил сестёр. В том же году он освятил Успенскую церковь.День освещения считается датой основания женской обители, ставшей хранительницей бесценных реликвий Александровской Слободы.
После кончины преподобного Лукиана 9 сентября 1654 года, патриарх Никон в 1658 году утвердил преподобного Корнилия в звании "строителя" Лукиановой пустыни, возложив на него управление Успенским женским монастырём.
Под его руководством были восстанвлены все храмы царской резиденции. По указу царя Алексея Михайловича в 1678 - 1681 гг. были построены западная и северная части ограды.
женский монастырь расширился и окреп, в нём насчитывалось 200 сестёр.Для 15 бедных и осиротевших девочек создали школу-приют, где их полностью содержали, воспитывали и учили грамоте.При церкви для сестёр была открыта больница в честь Сретения Господня.
Пётр I после пребывания в Александровой Слободе, установил льготы местным монастырям и храмам, в том числе и Успенской женской обители.Но в 1700 году вышел указ,запрещавший оказывать монастырям всякую помощь из казны. Разрешалось пользоваться пожалованными в разное время землями, мельницами ит.п., но под большие налоги.
С 1708 по 1711 гг. Успенская обитель находится "под особым призрением" империатрицы Екатерины Алексеевны, без её указа нельзя было принять в монастырь ни одного человека. С 1711 года обители снова стали выдавать "государево пожалование". При Екатерине II Успенский женский монастырь был причислен к "штату" первоклассных.
В XVIIIвеке в Успенском монастыре были построены башни и недостающие участки стен с тремя ярусами бойниц, которые придали ограде внушительный вид.К 1846 году были построены новые двухэтажные кельи, конюшни, колодец, на первом этаже игуменских покоев сделали общую трапезную для монашествующих.
В 1891 году в монастыре, в специально построенном корпусе открылась женская церковно-приходская школа. К 1913 году в школе обучалось более 100 девочек из города и близлежащих деревень. Славился монастырь двумя садами-игуменским и монастырским, пчельником, рябинами, сиренью, многочисленными цветниками.
Но, к сожелению, большая часть уникальных сокровищ монастыря сейчас утрачена, потому что после октябрьских событий 1917 года началось постепенное разорение обители. Уже в 1918г. большевиками были реквизированы трапезная, кухня, квасная и хлебная, размещавшиеся под Покровской и Успенской церквями, здание школы, хозяйственные постройки и утварь, стройматериалы, лесные и сельскохозяйственые угодья. В кельях разместился инженерный батальон Красной Армии. В пользовании обители остался только небольшой участок огородной земли. В 1923г.Успенский женский монастырь был окончательно закрыт большевиками, а на его территории разместился "Историко-бытовой музей".Только 10 ноября 1991г., в день памяти святой великомученицы Параскевы, состоялось торжественное открытие обители. Сейчас Успенский монастырь сохранился почти в том же виде, каким был в конце ХIХв.
Из шести каменных храмов монастырю принадлежит только Троицкий собор, Сретенская церковь и Надвратная во имя святого великомученника Федора Стратилата, а в Покровской, Успенской и Распятской, расположенной под колокольней, церквях размещены экспозиции музея-заповедника "Александровская Слобода".Сегодня все памятники Александровской Слободы различных периодов различных периодов её истории-единый дворцово-храмовый ансамбль сооружений, прекрасно дополняющих друг друга.
Лукианова мужская пустынь.
В 1594 год в селе Игнатьеве,неподалёку от Александровой слободы, была построена деревянная церковь в честь Рождества Божьей Матери. Однажды её священник Григорий обнаружил, что пропала храмовая икона, а через несколько дней крестьянин, шедший через лес, увидел её " стоящую о себе на воздусе". Икон вернули, но все повторилось. Тогда священник попросил патриарха Московского Иова благословить перенесение храма на место чудесного явления иконы. Храм перенесли. Так с явления чудотворной иконы Рождества Божьей Матери началась история Лукиановской пустыни.
Будущий преподобный Лукиан, в миру Иларион, родом из-под Галича. Его родители , Дмитрий и Варвара, очень переживали о соём бесплодии и дали особый обет Богу-в монастыре закончить жизнь в покоянии, если Он услышит их молитву о ребёнке, которого вырастив, они "оставили бы в мире на помин их душ". Бог даровал им сына, которого назвали Иларионом. Грамоте и Священному Писанию мальчик учился у своего отца, ставшего монахом с именем Дионисий в построенной им пустыньке. После смерти старца Иларион, в поисках наставника для иноческих подвигов, пришел в обитель святых Афанасия и Кирилла Александрийских на реке Мологе. Три года нес он послушания, приобрел уважение и любовь всего монастыря. Обитель Иларион покинул тайно, видя в похвалах себе опасность для послушника. Стремясь к совершенству через отшельничество, Иларион отправился в основанный преподобным Паисием Покровский монастырь близ города Углича. В 1640г.в Александровой слободе Иларион узнал о пустыни, удаленной от мира, окруженной лесом и болотами, с церковью Рождества Богородицы и образом Рождества Божьей Матери. Услышал он и рассказ местных жителей, как святая икона Богоматери "трижды по воздуху чудесно перемещалась из села Игнатьево в место, Ею выбранное"-близ болота, называемого Богородицким, известного еще как Псковитиново Раменье. Отеческие наставления в монастыре давал Илариону, нареченному в пострижении Лукианом, иеромонах Феодосий. На месте ветхой церкви Рождества Божьей Матери они решили построить новый храм, и получив благословение у Патриарха, заготовили лес. Но архимандрит Владимирского Рождественского монастыря Иосиф, имевший в своем владении Симеоновский монастырь около Александровой Слободы, со своими людьми расхитил их бревна, братию разогнал, а Лукиана, оклеветав в "нечистой жизни", скованным отправил в Москву. Лукиан был определен в Чудов монастырь на черную работу. Вскоре к московскому патриарху из архангельских земель прибыл инок Тихон-насельник обители Всемилостивого Спаса, именуемой еще Козьеручьевским монастырем, с просьбой благословить им способного начальника в эту северную обитель. Чудовский архимандрит Кирилл указал патриарху на Лукиана. В 1646г. московский патриарх рукоположил монаха Лукиана в иеродиакона, а затем в иеромонаха и назначил в архангельскую обитель. Здесь Лукиан стал возводить новые храмы, но инок Тихон, из зависти в превосходстве над ним настоятеля, выгнал преподобного, и тот направился в церковь Рождества Божьей Матери на Александровской земле. Лукиана тут сначала не приняли, и лишь в третий раз, в 1650г. он вернулся уже с новой патриаршей благословенной грамотой. С ним пришли александровские купцы гостиной сотни-Герасим Шевелев, Тимофей Рабенский,Иван Гаврилов,Феодор-иноземец из Чудова монастыря, садовник Онисим Борисов, составившие духовное воинство, от которого отступили прежние ненавистники пустыни.Купцы просили государя Алексея Михайловича и святейшего патриарха Московского Никона выдать грамоту на строительство пустыни, где иеромонах Лукиан был бы настоятелем. Просьбу удовлетворили. В Лукиановой пустыни на средства купцов возобновилось строительство,а сами они облеклись в монашеский чин. Преподобный же Лукиан просил о разрешении построить женский монастырь в известной некогда резиденции царя Ивана Грозного в Александровской слободе. Царское повеление было "строить девичий монастырь". В 1654г. преподобный Лукиан отстроил обветшавшую Успенскую Церковь, а патриарх Никон ее освятил. Монастырь этот стал общежительным и насчитывал 20 сестер. Преподобный Лукиан был для них пастырем и отцом. Так на попечении преподобного оказалось два монастыря. Лукиан был невысокого роста, с проседью в русой окладистой бороде...Александровцы долго помнили святого и его пророчества. Одно из ни - о грядущей моровой язве, подтвердилось через три года после его смерти. Лукиан скончался в 1654г. в престольный праздник в своей обители. Первым его преемником стал иеродиакон Онуфрий, затем преподобный Корнилий. При нем обе обители обрели известность высоким духовным строем и внешним "благолепием". По ходатайству игуменьи Успенского монастыря Анисии было получено благословение святителя и грамота, в которой преподобному предписывалось жить в Успенском монастыре, а в Лукианову пустынь ездить "из недели в неделю". Наставничество иеромонахов Лукиановой пустыни в Успенском женском монастыре продолжалось вплоть до его закрытия в 1923г., а последним духовником был игумен Игнатий. В 1680г. при преподобном Корнилии в Лукиановой пустыни на месте разобранного Богоявленского деревянного храма начали строить каменный, с приделом великомученика Федора Стратилата - ангела-хранителя царя Федора Алексеевича, неоднократно посещавшего обитель. Были возведены шатровая колокольня, святые шатровые ворота, монастырь огородили забором, организовали конюшенный и скотный дворы. В 1675г. в монастыре было 15 келий. Лукианова пустынь опекалась российскими государями: Федором, Иваном и Петром Алексеевичами, они даровали ей земли. Особо заботились о пустыни окольничие царского двора: Алексей и Тимофей Лихачевы, заслужившие вечный помин у братии. Преподобный Корнелий скончался 24 августа 1681г., был погребен в склепе под алтарем Троицкого собора александровского Успенского монастыря. В конце ХVII в. при попечительстве постриженника Лукиановой пустыни келаря Чудова монастыря иеромонаха Иоасафа(Колдычевского) на месте явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы(там стоял первый деревянный храм) началось строительство каменного пятиглавого собора. В 1712г. собор Рождества Пресвятой Богородицы в присутствии царя Петра и его сестер,Марии и Феодосии, освятил настоятель Авраамий. В1714г. на средства Кирилла Карповича Сытина в монастыре построены каменная больничная церковь великомученицы Екатерины, южная часть каменной ограды со святыми воротами(в советское время были разрушены) и две башни. В 1718г. игумен Авраамий скончался. Его хоронили под алтарем храма Рождества Пресвятой Богородицы. В ХVIII в над могилой преподобного Лукиана возвели каменную часовню(ее руины с главкой и крестом-на южной стороне БОгоявленского храма). В 1771г. по просьбе александровцев в память избавления города и окрестностей от чумы в 6-ю неделю по Пасхе был учрежден ежегодный крестный ход с чудотворной иконой из Лукиановой пустыни в Успенский женский монастырь. В 1834г. на средства александровских купцов, братьев Уголковых-Зубовых, была заново отстроена Больничная Екатерининская церковь. В 1850г. при игумене Платоне в соборе был проведен капитальный ремонт, а окружающую его с трех сторон паперть украсили изразцами. К началу ХХ в. монастырь имел двухэтажный настоятельский корпус, каменную ограду с семью башнями, гостиницу и двухэтажный братский корпус. В 1920г. коммунисты закрыли монастырь, монахов изгнали, а храмы как памятники старины отдали под охрану музея, созданного на территории Успенского монастыря в г. Александрове. В 1922г. предупрежденные о предстоящем аресте иноки окончательно покинули пустынь, взяв с собой лишь то, что смогли увезти. Оставшиеся иконы и святыни поступили в музей. Часть их была уничтожена. Лукианову пустынь разорили. В 1924г.в храме Богоявления Господня разместили школу,а в 1925г.в Екатерининской церкви открыли клуб. В 1926г. разрушили часовню преподобного Лукиана, а сам монастырь превратили в тюрьму. В 70-е гг. в настоятельском корпусе была уже больница, а в остальных зданиях - дом инвалидов. Где сейчас вывезенная в Александровский государственный музей-заповедник чудотворная икона Рождества Божьей Матери-неизвестно. Возродили Богородице-Рождественскую Лукианову мужскую пустынь 12 мая 1991 года. В этот день состоялся первый крестный ход с иконой Рождества Пресвятой Богородицы, возглавил его епископ Владимирский и Суздальский преосвященнейший Евлогий. Лукианова обитель-первый монастырь Владимиро-Суздальской епархии,открывшийся после 70-летнего гонения церкви.
Свято-Смоленская Зосимова Пустынь.
Зосимова Пустынь расположена в живописном месте на берегу реки Молокчи. История Зосимовой Пустыни начинается с конца XVIIвека, после того как приходит сюда инок Троицкой обители схимонаха Зосима.Прежде это место называлось Ульяниной пустошью, которая в пмсцовых книгах "значилась за дворянским родом Тимоновых".
Отец Зосим по легенде, был родом из Смоленской губернии, что подтверждает его личная Смоленская икона Божьей матери. привезённая им якобы с Родины.
На "тихой пустоши" он поставил деревянную часовню и келью, под горой у реки Молокчи вырыл колодец и стал вести "безмолвную" жизнь. Со временем вокруг кельи и часовни праведного старца стали собираться иноки. Подвижничество Зсим влекло к нему и местных жителей,стремящихся к духовному общению и очищению.Согасно документам, старца нередко посещала царевна Наталья Алексеевна-сестра царя Петра I. 28 июня 1710 года схимонах Зосим скончался. На могиле старца поставили большой памятник из белого камня. И как гласит молва, сасмо место стало исцелять людей.
После смерти Зосима монахи разошлись по другим монастырям, и к 1722 года Пустынь так обезлюдела, что на некоторе время была причислена к Лукиановой Пустыни. В1764 году часовню, построенную старцем Зосимом причислили к селу Никульскому, когда церковь сломали, иконы перевезли в село Слотино.
В 40-ые годы XIX века фабриканты И.Ф.Баранов и С.И.Зубов построили над могилой старца деревянную часовню с позолоченным крестом.В середине IX века поместье, где находилась Зосимова Пустынь перешло во владение П.А.Волкова, который почитал старца Зосима, на его могилу была положена плита с золотой надписью "Схимонах Изосима".
В 1897 году в Пустынь был назначен настоятель-игумен Герман, знаменитый старец, впоследствии устроитель Зосимовой школы старчества.
В Зосимовой мужской Пустыни до её закрытия в 1923 году существовали 3 храма: храм в честь Смоленской Божьей Матери с двумя перделами во имя архангела Рафаила и во имя преподобного Зосима Соловецкого, храм над трапезной во имя преподного Сергея Радонежского, храм-церковь воимя Всех Святых.
Новую славу Зосимовой Пустыне принёс иеромонах Алексий. В1988году для Алексия была построена избушка , к которой стремились тысячи богомольцев и поломников со всех концов России. В эти годы у отца Алексия получали духовное наставление святая мученица великая княгиня Елизавета Фёдоровна,сёстры Марфо-Маринской обители, члены императорского дома. Церковь стало одним из духовных центров православия того времени.Однако сам старец Алексий думал о полном затворничестве. В мае 1916 года Духовный собор Троице-сергиевой лавры разрешил ему уйти в затвор, который продолжался до августа 1917 года. Тогда старца избрали во Всероссийский церковный собор,решивший восстановить патриаршество. На пост патриарха сбор выдвинул ти кандидатуры, судьбукоторых должен был решить жребий. Право вытянуть жребий и избрать патриарха предоставили старцу Алексию из Зосимовой Пустыни.Старец Алексий вынул жребий и пал он на Преосвятейшего Тихона ( в то время митрополита Московского и Коломенского).
После событий 1917 года работа собора была прервана.28 февраля Алексий был пострижен в схиму с прежнем именем.
В 1920 году большевики превратили Зосимову устынь в сельскохозяйственную артель, а в мае 1923 года обитель закрыли.Старец Алексий переехал в Сергиев Посад, где скончался 2 октября1928 года в возрасте 70 лет. Зосимова Пустынь была предана забвению.
15 марта 1992 года летопись Пустыни возобновляется . В день празднования Державной иконы Божьей Матери иеромонах Филадельф написал письмо Преосвященному Евлогию, епископу Владимирскому и Суздальскому, с просьбой открыть Зосимову Пустынь.26 апреля 1992 года на Пасху, был совершён первый молебен с кресным ходом, который вёл архимандрит Макарий. 20 июня 1993 года был освящён придел в Смоленском соборе во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, сейчас там совершаются ежедневные богослужения.После открытия монастыря Зосимовой Пустыни сюда стали поступать иконы и личные вещи старцев. В обители храняться части мощей преподобной мученицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны.
18 июня 1994 года незадолго до торжеств прославления-канонизации основателя Пустыни старца Зосима и перенесения мощей старца Алексия, в Зосимову Пустынь была перевезена Смоленская икона Божьей Матери из Москвы..Её передала монахиня Анна-духовная дочь зосимовского старца Агафона.
13 июля 1994 года состоялось торжество прославления святого угодника Владимирской земли как местночтимого, которое возглавил Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
В 2000 году канонизирован на всецерковном уровне преподобный Алексий, на епархальном уроне-преподобный Герман.
Сейчас мужская обитель располагается на территории воинской части, в которой продят службу учащиеся духовных школ Русской православной церкви, а так же юноши, исповедующие праволавие. Военнослужащие помогают восстнавливать Пустынь.
Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь.
В середине XIV века на слиянии рек Молокчи и Махрищи, в 15 км от города Александрова преподобнфй Стефан основал Троицкий Стефано-Махрищский монастырь. Эту святую обитель на Александровской земле неоднократно посещал преподобный Сергий Радонежскй.
Метрополит Мсковский Платон (1731-1812гг.)-выдающийся богослов и праповедник Стефано-Махрищский монастырь выделял особо, "живал в нем по месяцу каждое лето". При его попечительстве была построены каменная ограда и церковь преподобного Сергия Радонежского, церковь Первоверховных апостолов Петра и Павла, над северными воротами корпуса для монастырской братии.На месте разобранного храма XVI века перестроена древняя Троицкая церковь.
В IX еке были возведены новые здания:построена трёхярусная колокольня, при монастыре основали конный и скотнй дворы, разбили оранжирею. К начау XX века в центре архитектурного ансамбля святой обители возвышались Стефановский и Троицкий храмы. В первом- мощи основателяСтефано-Махрищского монастыря преподобного Стефана. Храм этот постоянно перестраивался, и в начале XX века по проекту архитектора И.Мейснера был увенчан шатром. Троицкий строился по образцу храма Преображения Спасо-Вифанского монастыря, возведённого владыкой Платоном в 1763 году. С западной стороны храм дополнила двухэтажная пристройка, а ссеверной пристройка над могилой местно-чтимого епископа Варлаама.
В 1900 году в Троицком Стефано- Махрищском монастыре иеромонах Алипия открыл приют для сирот и детей из бедных семей и церковно-приходскую школу.
В 1922 году Троицкий Стефано-Махрищский монастырь закрыли, а строения передали под хозяйственные нужды.В 1942 году Стефановская и Троицкая церкви были разобраны . Обитель перестала своё существование.
Возрождение Стефано-Махрищсокого монастыря начинается в 1933 году. Епископ Владимрский и Суздальский Евлогий на земле обители водружил памятный крест в честь 600-летия со дня представления преподобного Сергия Радонежского. Вскоре в премыкающем к храму апостолов Петра и Павла разрушенном корпусе поселились первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой, которая стала вскоре их настоятельницей.
Божие благословение к Махрищскому монастырю проявилось в неоднократном мироточении иконы преподобного Серафима Сарофского, освященной в начале XX века , на его мощах.
14 ноября 1996 года состоялась торжественная закладка первого камня воссоздаваемого храма Преподобного Стефана. Были восстанвлены из руин другие монастырские постройки. По богословению святейшего патриарха в обители создали сиротский приют для 20 девочек.
Государственный историко-архитектурный и художественный музей заповедник «Александровская Слобода»
В 1923 году после закрытия большевиками Усенского женского монастыря на территории Александровского Кремля в келейном корпусе и Успенской церкве был создан один из первых исторических музеев, получивший название «Историко-бытовой музей». Первым директором стал учитель истории С.Погодин.
Коллекции музея формировались на основе предметов старины, документов и ценных вещей из ряда помещечьих усадеб, церквей и монастырей. Первые экспозиции иузея: «Палаты Грозного» и «Угодок усадьбы», включали фондовые поступления древнерусского искусства, фарфора, тканей, книг. Огромную ценность приобрёл библиотечный фонд музея, насчитывавший не менее 300 книг кирилловоской печати.
С 1929 по 1936 год Александровский музей был филиалом исторического музея Гороа Москвы. В эти годы наболее значительный вклад в научную деятельность музея внесли П.Барановский, Б. Рыбаков, Д. Крайнов, П. Полонский, В.Кавельмахер. Имим были раскрыты фрески в шатре и алтаре Троикого Собора, проведены раскопки и составлен общий план реставрации.
С 1938 по 1974 год музей имел статус краеведческого музея, а с 1974 по 1988 год был филиалом Владимиро- Суздальского музея. С 1989 года Александровский музей стал самостоятельным «Историко-архитектурным художественым музеем», а с 1994 года преобразован в государственный историко- архитектурный и художественный музей- заповедник «Александровская Слобода» Министерства культуры РФ.
Архитектурный ансамбль и рпзнообразные фондовые коллекции послужили основой для создания ряда интересных композиций и выставок, дающих представление об Александровой Слободе времён Ивана Грозного –«Государев двор» и возможность увидеть культовые предметы XVII - XIX вв. – «Сокровища трёх веков». Интерьерная экспозиция в Покровской церкви «Сенник постельный XVI в.» - домовом храме с личными покоями и молельней царя Ивана Грозного позволяет представить жизненный уклад того времени. «Столовая палата XVI века» даёт возможность стать участником царского приёма. «Царская квасная» знакомит с традициями приготовления и культурой потребленпя напитков на Руси. Разработаны оригинальные театрализованные программы «В крестьянской избе», «Сватовство» о традициях, обряде и быте крестьян XIX века. Увлекательными для посетителей стали «Нравы старины» и «Именины», где экскурсовод рассказывает о чайной церемонии в России. Посетителям предлагается чай с печатным пряником, а так же можно отметить свои именины по-особому, как это делалось в старину.
Музей богат прекрасными коллекциями и меет мировою известность. Прежде всего это монастырские иконы, которые потрясли зрителей на первой международной выставке в Германии. Это образа почитаемых в России святых Сергея Радонежского и Стефана Махрищского. Икона «Стефан Махрищский с житием», написанная в XVII ,- единственнаяизвестная в настоящее время «житийская» икона основателя Стефано-махрищского монастыря. Иконы незаурядного провинциального мастера середины XVIII века Кирилла Сивкова–Никола Можвйский с житием, «Страсной ряд иконостаса»-редкий пример воплощения богословской идеи в народной манере.
Среди сокровищ музея и памятники книжного мастерства XVII века–прекрасные образцы драгоценного украшения книг– оклады Евангелий, первое русское издание «Лествицы» (1647г.) Иоана Лествичника, тир из шести изданных в России книг с иллюстрациями Симона Ушакова.
В колекцию изданий из драгоценных металлов вошли лампады, кубки, чаши, выполненные талантливыми отечественными мастерами для царского двора. А в собрании старинных костюмов и тканей–драгоценные образцы одежды, украшенные изумительной вышивкой и жемчугом.
В экспозициях музея представлены ткани местного производства, знаменитые «барановские» ситцы и платки конца XIX–начала XX веков, получившие международное признание на выставках в Лондоне, Амстердаме, Вене, Париже.
Архитектурные памятники Александровой Слободы-редчайший древнерусский дворцово-храмовый ансамбль. Древние памятники ансамбля принадлежат великокняжескому строительству XVIв.–времени великих перемен в жизни государства Российского. Ансамбль, в строительстве, которого принимали участие русские и итальянские зодчие, удивляет современников неординарными архитектурными открытиями.
Троицкий собор
В центре ансамбля возвышается дворцовый храм царской резиденции – ныне Троицкий собор, самое грандиозное и величественное сооружение Александровской Слободы. Он был построен в начале XVI века, когда Великий московский князь Василий III начинвет в Слободе возведение роскошной укреплённой загородной резиденции. Мощный куб собора, опирающий своды своды на четыре столпа, поставлен как на постамент, на высокий подклет. Некогда с трёх сторон – севера, запада и юга – его окружала открытая галерея. Внешний облик собора был рассчитан на эффективное сочетание красного кирпича и белого камня, из которых он выстроен. Сохранился в первозданной красоте западный портал собора. По богатству белокаменной резьбы перед нами предстаёт один из лучщих порталов русского зодчества XVI века. Над ним резной белокаменный киот, от которого расходятся орнаментальные пояса, окружающие храм с четырёх сторон.
Интерьер храма
Внутреннее убранство большого храма соответсвует тем событиям, которые происходили здесь в средневековье: важные политические и духовные церемонии в присутствии царствующих особ и их приближённых.
Стены, столпы, своды собора покрыты фресковой росписью. Несколько больших клейм южной стены повествуют об Успеньии Богоматери.Такой подробный изобразительный рассказ о земной жизни Богородицы- редчайшее явление в русском монументальном искусстве.
Покровская церковь
Ансамбль Александровской Слободы оригинален тем, что на его территории находится сразу два каменных шатровых памятника XVI века. В нескольких десятках метров от колокольни стоит Покровская церковь-великокняжеский домовой храм- сооружение сложной формы, торжественное и строгое. Находится оно на высоких подклетах, под которыми находится загадочные белокаменные подвалы с красивыми сводами. Церковь выстроена из большемерного кирпича и белого камня. Отделкой портала храма занимались итальянские мастера. В 1990-ые гг. под толщей поздних наслоений было обнаружено первоначальное резное убранство западного входа в храм. Через столетия вновь открылось взору людей то, что завораживало современников одного из крупнейших европейских монархов.
Фрески шатра
Огромный интерес представляют росписи шатра храма, выполненные в пору пребывания в Александровской Слободе Ивана Грозного. Это единственный известный в России сюжетно-расписной шатёр XVI века. Он порожает совершенством утончённого рисунка, лаконичностью художественного языка, неординарным пдбором изображённых святых. Всё это позволяет сделать предположение о персональном заказе русского самодержца, для которого этот храм был местомуединённых молитв и раздумий о судьбе государства. Изображение русских князей и мученников вместе с ветхозавеными царями и праведниками, их духовное единство воплощали идею Богоизбранности московского царя и России.
Успенская церковь
Длительное пребывание в Александровской Слободе царской семьи оставило о себе память ещё одним древним храмом - Успенской церквью, построенной в XVI веке.Небольшая по объёму, изысканных прпорций, она как и Покровский храм, стоит на высоком подклете, под котором хорошо сохранились обширные погреба- надёжные хранилища московских государей ВасилияIII и ИванаIV.Материалы постройки- белый камень и кирпич, характерные для всех сооружений Александровского кремля. Южный портал храма сохранил изначальную белокаменную резьбу.
Весь ансамбль окружён высокими стенами второй половины XVII века с четырьмя угловыми башнями и Надвратной церковью Фёдора Стратилата над главным входом.Три ряда бойниц и архитектурно-колончатый пояс-это лишь декоративная отделка стен, которые не имели оборонного значения, а только ограждали монастырь от людской суеты.
Александровский художественный музей
Особняк купцов Первушенных 25 сентября 1995 года был передан Александровскому художественному музею.
Сотрудники музея, храня традиции русского гостеприимства, разработали ряд театрализованных программ для туристов,опираясь на реальые исторические события, персонажи, правила этикета того времени, на подленные материалы семей Первушиных, Семёновых, Гловкиных. В театрализрванных экскурсиях музея были представлены персонажи хозяина усадьбы, его жены и детей, воспроизводя дух ушедшей эпохи.
"Звонари", "Лавочка-суковаточка","Садовник" и др. - на усадебном дворе разыгрываются старинные забавы.Посетители знакомятся с играми, которыми развлекалась детвора XIX века."Приехал с ярмарки купец" -театрплизованная программа,позволяющая почувствовать жизненный уклад того времени."В гостях у купца Первушина"- театрализованная программа, в которой предпочтение отдано деловой стороне, каждодневному быту хозяев усадьбы. Воснову программ дневниковые записи А.М.Первушина"Потомству моему", учёного- эниклопедиста В.П.Зубова "Хроника семьи Зубовых", а так же публикации домашнего учителя купцов арановых- А.Пеше"Некоторые черты из жизни Александровского 1-й гильдии купца и почётного гражданина И.Ф.Баранова".
Художественные выставки, экспозиции, фестиваль искуств, научные конференции, творческие встречи имеют цель: придать нынешней жизни новое качественное, эстетическое звучание.
Музей является центром поддержки творческих инициатив клуба художников, историко-краеведческого клуба "Отечество", философского клуба и общественной организации "Детские и молодёжные социальные инициативы".
В основу научной концепции деятельности Александровского художественного музея положено изучение и сохранение творческого наследия и духовной культуры региона. Музей обладает уникальной коллекцией картин художников Александровского края самых разных стилей и направлений, представителей разных эпох.Хранятся здесь и работы известных российских изарубежных художников. Музей организует до 30 выставок в год, экспонируя работы в Александрове и в других городах России.
Музей Цветаевых.
История Александровского литературно-художественного музея- уникальное явление всоветской и российской культуре.Открытый в июне 1991 года на средства собранные общественным Фондом музея М.И.Цветаевой, он стал первым из 8 подобных в России.
К тому же это музей метафора: сдесь сделана попытка средствами изобразительного искусства воссоздать поэтическую атмосферу Серебрянного века.
Первая экспозиция носит название "Александровское лето Марины Цветаевой".Главная антитеза- раскошный букет цветов, символизироующий события последнего счастливого лета, за которым-разбитая судьба-расколотое на части зеркало во всю стену. "Мемориальная комната Лебедевых- единственная предметная экспозиция, где сохранились вещи, мебель и архив лебедевых используется для воспроизведения добротного уютного быта интелигентной провинциальной семьи России начала XX века. В следующем зале никакого быта, одна поэзия-"Беседка Марины Цветаевой": здесь рассказывается о стихах поэтессы написанных в Александрове. Завершается экспозиция в зале "Моровая слава Марины Цветаевой", где представлены цветаевские книги, изданные в России и за рубежом.
Вторая экспозиция музея"Белое солнце, низкие тучи".Все здесь, кроме экспонатов , белого цвета создаёт ощущение запредельности бытия , столь присущее творениям Цветавых.
Сегодня музей Цветаевых - одно из наиболее успешно действующих учреждений культуры, который в настоящее время насчитывает более 25 тысяч единиц хранения. Сохранены личные вещи Анастасии,изхготовленная ею в ссылке икона, рукописи, фотографии,книги,подленные акварели Волошина, рисунки Ариадны ЭФрон- дочери Марины.
Музей проводит Цветаевские фестивали.Ежегодно музей проводит более десяти выставок в Москве, Иваново, Петрозаводске, Шуе, а так же в зарубежных странах- Болгарии,Литве, Венгрии, Чехии, Словакии, Польше.
Сферу научных интересов представляет культура края, биографии выдающихся литераторов, художников и музыкантов.
Дважды- в 1999 и в 2001гг.- музей входил в число лучших в России.
Памятники.
Монументальная композиция"Александровская республика"
9 октября 1987 года открывается монументально- декоративная композиция "Александровская республика", которую создали скульпторы Б.Д.Яковлев и В.А. Новосадюк, архитектор В.С.Дороненков.
Памятник установлен на облицованном мараморной плитке пилоне высотой 6 метров. На пилоне - женщина, держащая в руках знамя революции.Её высота 12 метров. Во второй части композиции- барельеф на низком постаменте с тематичесими сценами событий 1905 года.Два образа запечатлённые на барельефе,представляют реальных участников "Александровской республики"- девушку, растрелянную жандармами и Ф.И.Калинина- руководителя александровских большевиков.
Памятник погибшим воинам-александровцам на комсомольской площади.
В 1978 году, в год 200-летия Александрова, был открыт памятник александровцам, погибшим в боях за Родину в 1941-1945 годах.
Место для скульптурной композиции была выбрана Комсомольская площадь.Именно отсюда отправлялись на фронт александровцы.
Автор монументальной композиции Б.Д.Яковлев- ленинградский скульптор, член Союза художников СССР изображает момент атаки: один воин убит, один падает, противясь насильственной смерти , второй вскинул кверху автомат, он весь в стремлении,в порыве и зовёт в бой идущих за ним солдат.
Композиция выполнена из меди, установлена на гранитном постаменте, изготовлена на Ленинградском скульптурно- производственном комбинате.Монумент выполнен методом кованной меди. Медь на памятник собирали александровские комсомольцы в ходе операции "Памятник".Вечный огнь у памятника был зажжен факелом от вечного огня у могилы Неизвестного солдата в Москве.
Уподножия памятника заложены капсулы с землёй из легендарного Сталинграда, с разъезда Дубосеково. В честь погибших воинов сзади скульптурной композиции появились ели.
Памятник воинам - интернационалистам.
26 августа 1989 года состоялось открытие памятника воинам -интернационалистам.В монументальной композиции представлены фигуры двух солдат с автоматами, которые вместе с бойцом народной афганской армии заслонили жителей мирного горного кишлака. На оборотной стороне памятника- мать,держащая сражённого воина.В её облике и позе черты Богородицы- вечного символа скорби и материнской любви.
Памятник выполнен из из меди. Постамент из простого природного камня. Он появился пять лет спустя после открытия памятника.На камне начертаны фамилии погибших александровцев
|