В 2002-03 учебном году в результате анализа состояния преподавания методический совет школы выявил проблему. С одной стороны педагогический коллектив школы обеспечивает повышенный уровень образования, имеет высокий профессиональный уровень, в совершенстве владеет традиционными и инновационными технологиями обучения. Школа обеспечивает повышенный уровень образования в четырех направлениях: физико-математическом, естественнонаучном, военно-техническом, социально-экономическом. С другой стороны существовали противоречия:
- между объемом знаний, умений и навыков участников учебно-воспитательного процесса в области ИКТ и отсутствием педагогических методов их использования;
- между уровнями владения современными ИКТ учащимися профильных классов и педагогами школы.
Таким образом, основной проблемой по освоению новых ИКТ стал поиск: путей освоения учителями компьютерных технологий, методик и технологий применения компьютеров на уроках, для мониторинга качества знаний, учебной деятельности, презентации опыта работы педагога, исследовательской деятельности ученика…
Использование компьютера на уроках становилось актуальным и необходимым. Однако техника быстро устаревала, стали необходимы компьютеры не только в кабинетах информатики, но и в других предметных кабинетах.
Средний возраст педагогического коллектива школы в то время составлял 42 года. Поэтому основной психологической проблемой для учителей было преодоление барьера от «Я хочу» к «Я смогу». Членами небольшой творческой группы были продуманы способы увлечения и вовлечения «продвинутых» учителей в новые информационные технологии. Были проведены открытые уроки и презентации опыта работы тех, кто уже что-то умеет. Учителями информатики в течение двух лет проводились занятия со всеми желающими учителями и штатными работниками школы по овладению основными приемами работы на компьютере. Ежемесячно проводились методические консультации по методике использования образовательных электронных программ.
В таких условиях в нашей школе было решено начать экспериментальную работу по освоению новых информационных технологий.
Предмет исследования: методы, приемы и формы работы учителя, ученика, руководства школы, обеспечивающие условия для осуществления осознанного выбора индивидуальной траектории образования учащимися, повышение интенсивности учебного процесса средствами современных информационных технологий.
Объект исследования: целостный учебно-воспитательный процесс.
Цели педагогического эксперимента: повышение качества образования путем
• обеспечения условий для осуществления осознанного выбора индивидуальной траектории образования учащимися;
• повышения интенсивности учебного процесса средствами современных информационных технологий.
Задачи эксперимента:
• создать совокупность методик применения современных информационных технологий в различных образовательных областях, оптимальных для нашей школы;
• разработать методики и экспериментально доказать эффективность применения информационной сети для увеличения интенсивности и обеспечения индивидуализации учебного процесса;
• обеспечить высокий уровень овладения учителями информационными технологиями;
• обеспечить рациональное сочетание традиционных, инновационных и современных информационных методик обучения и воспитания.