При открытии сайта в верхней строке появляется сообщение об обеспечении безопасности Internet Explorer. Щелкните мышкой по строке. Щелкните ссылку «Разрешить заблокированное содержимое» и затем «Да». Все материалы на сайте проверены и не содержат вирусов.

 

Материалы сайта не защищены, легко копируются и могут использоваться

в учебных целях. Коммерческое использование материалов сайта

запрещено законом об авторских правах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание условий для внедрения

современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

в учебно-воспитательный процесс

средней школы № 36 г. Владимира.

 

Лобанова Татьяна Вениаминовна

руководитель высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 36 г. Владимира

 


Условия возникновения, становления опыта

 

В 2002-03 учебном году в результате анализа состояния преподавания методический совет школы выявил проблему. С одной стороны педагогический коллектив школы обеспечивает повышенный уровень образования, имеет высокий профессиональный уровень, в совершенстве владеет традиционными и инновационными технологиями обучения. Школа обеспечивает повышенный уровень образования в четырех направлениях: физико-математическом, естественнонаучном, военно-техническом, социально-экономическом. С другой стороны существовали противоречия:

-               между объемом знаний, умений и навыков участников учебно-воспитательного процесса в области ИКТ и отсутствием педагогических методов их использования;

-               между уровнями владения современными ИКТ учащимися  профильных классов и педагогами школы.

Таким образом, основной проблемой по освоению новых ИКТ стал поиск: путей освоения учителями компьютерных технологий, методик и технологий применения компьютеров на уроках, для мониторинга качества знаний, учебной деятельности, презентации опыта работы педагога, исследовательской деятельности ученика…

Использование компьютера на уроках становилось актуальным и необходимым. Однако техника быстро устаревала, стали необходимы компьютеры не только в кабинетах информатики, но и в других предметных кабинетах.

Средний возраст педагогического коллектива школы в то время составлял 42 года. Поэтому основной психологической проблемой для учителей было преодоление барьера от «Я хочу» к «Я смогу». Членами небольшой  творческой группы были продуманы способы увлечения и вовлечения «продвинутых» учителей в новые информационные технологии. Были проведены открытые уроки и презентации опыта работы тех, кто уже что-то умеет. Учителями информатики в течение двух лет проводились занятия со всеми желающими учителями и штатными работниками школы по овладению основными приемами работы на компьютере. Ежемесячно проводились методические консультации по методике использования образовательных электронных программ.

В таких условиях в нашей школе было решено начать экспериментальную работу по освоению новых информационных технологий.

 

Предмет исследования: методы, приемы и формы работы учителя, ученика, руководства школы, обеспечивающие  условия для осуществления осознанного выбора индивидуальной траектории образования учащимися, повышение интенсивности учебного процесса средствами современных информационных технологий.

 

Объект исследования: целостный учебно-воспитательный процесс.

 

Цели педагогического эксперимента: повышение качества образования путем

§         обеспечения условий для осуществления осознанного выбора индивидуальной траектории образования учащимися;

§         повышения интенсивности учебного процесса средствами современных информационных технологий.

 

Задачи эксперимента:

§                     создать совокупность методик применения современных информационных технологий  в различных образовательных областях, оптимальных для нашей школы;

§                     разработать методики и экспериментально доказать эффективность применения информационной сети  для увеличения интенсивности и обеспечения индивидуализации учебного процесса;

§                     обеспечить высокий уровень овладения учителями информационными технологиями;

§                     обеспечить рациональное сочетание традиционных, инновационных  и современных информационных методик обучения и воспитания.

 

Актуальность и перспективность опыта

Актуальность представляемого опыта обусловлена тем, что он существенно продвигает образовательный процесс по пути решения  противоречий между:

§                     образовательной политикой государства, направленной на решение стратегической задачи формирования индивидуальной образовательной траектории каждого человека, и недостаточной ориентированностью образовательных учреждений на ее решение;

§                    потребностью учащихся в становлении их индивидуальных образовательных траекторий и недостаточной разработанностью путей и условий реализации данного процесса в современной школе;

§                    стремительным развитием глобального информационного пространства и отсутствием технологий и методов грамотного отбора и использования этой информации для образовательного процесса школы и каждого учащегося.

Важной тенденцией модернизации российского образования и темой нашей экспериментальной работы стало внедрение новых информационных технологий, использующих компьютер в качестве средства передачи информации.

Использование в обучении новых информационных технологий позволяет:

-         развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения,

-         расширить возможности предъявления учебной информации,

-         сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности,

-         усилить мотивацию учения,

-         активно вовлекать учащихся в учебный процесс,

-         дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала,

-         расширить наборы применяемых учебных задач,

-         качественно изменить контроль над деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом,

-         способствовать формированию у учащихся рефлексии своей деятельности.

Внедрение новых информационных технологий способствует индивидуализации процесса обучения, если для обучающей системы будут характерны: валидность, т.е. учет индивидуальных особенностей учащихся, адекватность, т.е. соответствие конкретному обучаемому, а также динамичность – уточнение обучающих воздействий по мере накопления сведений об обучаемом.

Индивидуализированная образовательная компьютерная технология, сориентированная на развитие творческих способностей обучаемого, реализует его личностные склонности и задатки, превращает процесс обучения в увлекательный путь познания.

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. При условии правильно составленной программы компьютер помогает учителю, а ученики ощущают постоянное присутствие доброжелательного инструктора-машины. Чтобы сделать обучение более занимательным для детей, программы включают элементы известных компьютерных игр и даже полностью повторяют модель игры, умело изменяя ее для учебных целей. Компьютер гарантирует конфиденциальность. В том случае, если не ведется запись результатов для преподавателя, только сам ученик знает, какие ошибки он допустил, и не боится, что одноклассники и преподаватель узнают его результаты. Компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения, чем работа в классе.

Представляемый опыт содержит примеры и приемы использования ИКТ на всех этапах обучения, в проектной деятельности ученика и учителя, в представлении и обобщении педагогического опыта. Опыт может в готовом виде использоваться учителями – предметниками, а также служить основой для дальнейших исследований в области применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе и их сочетания с другими современными педагогическими технологиями.

 

Ведущая педагогическая идея

            Повышения эффективности учебного процесса, осознанного выбора индивидуальной траектории образования учащимися, повышения интенсивности учебного процесса мы можем достичь, если процесс обучения будет строиться на основе:

§           системного использования педагогами и учащимися образовательных традиционных, инновационных и компьютерных программ на уроках, в индивидуальной образовательной деятельности, в проектно-исследовательской деятельности учителей и учащихся, воспитательном процессе;

§           рационального сочетания традиционных и современных информационных  технологий;

 

 

 

Теоретическая база опыта, методическое сопровождение эксперимента:

§         Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная Правительством РФ 29.12.2001    №1756-р.

§         Концепция профильной школы. Утверждена приказом Минобразования России от 18.07.02 № 2783

§         Программа развития городской информационной образовательной среды г. Владимира.

§         М.Ю. Монахов,  Информационные образовательные сети, Монография, Владимир 2001г. (приложение).

§         Губернаторова Л. И., Потехин К. А Новые информационные технологии в процессе преподавания физики. Учебное пособие.Издательство «Собор», 2005.

              (приложение).

§         Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.

§         Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999.

§         Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров: Под. ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия», 2001.

§         Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998.

§         Рабочие учебные планы школы лицейских, профильных и экспериментальных классов.

§         Программы, созданные для реализации повышенного уровня преподавания в лицейских и профильных классах.

Новизна опыта

 

Новизну опыта можно отнести к уровню педагогического творчества, связанному с преобразованием, конструированием отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий обучения и воспитания. Результаты этого уровня творческой деятельности можно условно назвать педагогическими изобретениями.

Педагогами школы в рамках работы межпредметных творческих групп наработаны продукты различного уровня творчества, начиная от разработки отдельных уроков с использованием ИКТ, заканчивая системой работы на различных этапах учебно-воспитательного процесса. Лучшая часть отдельных наработок представлена на настоящем сайте.

Технологии  опыта

            На старте эксперимента (организационный и проектировочный этап) методическим советом школы, руководителями экспериментальной работы были разработаны программы развития информационной образовательной среды школы и экспериментальной работы (приложение).

            Творческой группой учителей – новаторов разработаны возможные формы экспериментальной работы, способы отслеживания результатов и их оформления (приложение). Учителя, а их было тогда всего около 15 человек, оформили планы экспериментальной работы.

            Учителя информатики (курсов по ИКТ пока еще не было) взялись за обучение педагогов простейшим приемам работы на компьютере.

            Необходимая техника в предметных кабинетах на этом этапе отсутствовала. Проводились лишь отдельные «показательные» уроки в кабинете информатики.

            Участники экспериментальной работы готовили методические наработки для проведения уроков с использованием компьютера.

            В 2005 – 06 учебном году школой были приобретены компьютеры в отдельные учебные кабинеты, ноутбук и мультимедийный проектор (мобильный интерактивный кабинет). Появилась возможность регулярно проводить уроки с использованием ИКТ, индивидуально работать с учащимися, помогая выстраивать им собственную образовательную траекторию, осуществлять проектную деятельность с использованием компьютера.

            В 2006 г. наша школа сала победителем конкурса «Лучшая школа» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и получила грант. Одним из условий победы являлось участие школы в экспериментальной работе по теме, представленной на этом сайте. На средства гранта, в том числе был открыт кабинет интерактивного обучения, оборудованный всей необходимой техникой, 15-ю ученическими рабочими местами. В кабинете по гибкому графику проводят уроки, занятия элективных курсов учителя всех образовательных областей.

            На сайте представлено более сорока методических наработок учителей и учащихся в различных образовательных областях и преследующих различные цели (приложение). При дальнейшем изложении технологий опыта я буду приводить только отдельные примеры. Остальные приложения достаточно легко отыскать по соответствующим ссылкам. При открытии некоторых материалов в верхней строке появляется сообщение об обеспечении безопасности Internet Explorer. Щелкните мышкой по строке. Щелкните ссылку «Разрешить заблокированное содержимое» и затем «Да». Все материалы на сайте проверены и не содержат вирусов. Просматривать презентации необходимо с помощью щелчка мыши или скролом (колесиком на мыши).

            Наиболее доступной, наглядной, простой в применении формой работы с компьютером стало создание презентаций в программе «PowerPoint» (приложение). В материалах сайта большинство презентаций представлено вместе с конспектом урока или мероприятия, которые ими сопровождаются. Педагоги и учащиеся создают презентации для:

 

Следующая и на наш взгляд основная форма работы – применение на уроках образовательных программ на CD – дисках (электронных учебников).

В отсутствии интерактивного кабинета с ученическими местами, электронные учебники использовались учителями демонстрационно с помощью мобильного интерактивного класса (ноутбук и проектор).

Наибольшую популярность получили электронные учебники:

-         «Большая энциклопедия КМ» (на 12 CD дисках), которая в основном используется учителями начальной школы (приложение);

-         СD: Алгебра 1999, КОРДИС & МЕДИЛ, КУДИЦ (приложение);

-         Продукция ООО «Физикон», например CD: Графики и функции. Серия «Открытая математика» (приложение);

          Всего учителями школы приобретено и используется в работе более 200 образовательных программ на CD.

В электронных учебниках учителя естественнонаучного блока наиболее активно используют интерактивные модели, модели опытов, видеофрагменты, и особенно те явления и опыты, которые нельзя воспроизвести в школьной лаборатории.

С появлением интерактивного кабинета электронные учебники стали активно использоваться для проведения зачетных и тестовых работ, подготовки к централизованному тестированию и ЕГЭ. Тренажеры ЕГЭ и ЦТ  активно применяются учителями информатики и математики для подготовки к экзаменам.

Так в 2006 – 07 учебном году итоговая аттестация в 11 физико-математическом классе по математике и информатике проводилась в форме компьютерного тестирования. В результате учащиеся, прошедшие компьютерную подготовку в тестировании показали очень высокие результаты на ЕГЭ и вступительных экзаменах. Степень обученности по математике составила  89%, по информатике - 88 %.

Учителя разрабатывают собственные тестовые программы для тематического контроля. От достаточно несложных программ в «Excel» (приложение) до презентабельных тестовых программ, например программы под руководством учителя музыки И. П. Корбан (приложение).

Интерактивные модели можно использовать не только для обеспечения наглядности и решения задач, но и для проведения виртуальных лабораторных работ. Недостатком таких работ является отсутствие практического их выполнения. Однако виртуальные лабораторные работы имеют целый ряд преимуществ: существует возможность непосредственно наблюдать, исследовать, экспериментально проверять правильность теоретических предположений, что значительно увеличивает эффективность урока. Можно осуществить эксперимент, который в обычных условиях невозможен (например, если процесс долговременный или требующий специальных установок), можно попробовать экспериментировать и с «эффектом Доплера», и  проводить космические эксперименты. Предлагается широкий диапазон для варьирования физических величин, зависимости которых изучаются в данной модели. При этом каждый ученик может быть свободен в выборе значений физических величин, что в реальной лабораторной работе трудно достичь. Группа учащихся физико-математического класса под моим руководством осуществила целый проект по разработке таких работ с использованием виртуального учебника ООО «Физикон» с последующей их апробацией. Работа представлена на Российский фестиваль детских научно-исследовательских работ «Портфолио» в 2005-06 учебном году и размещена на сайте газеты «1 сентября» (приложение).

Важное место в системе работы школы  с одаренными детьми в рамках школьного научного общества «Поиск» занимает проектная деятельность детей и педагогов.

С 1995 года преподавание курса информатики и ИКТ в рамках получения специальности «Оператор ЭВМ» в физико-математических классах ведется в сотрудничестве с Владимирским Государственным университетом. Завершается обучение серьезными проектами, выполняемыми под руководством преподавателей ВлГУ (приложение). Учащимися 11 классов созданы более ста проектов, которые используются в ВУЗах, представлялись на городских научно-практических конференциях, используются учителями для проведения уроков (приложение).

Серьезной проектной работой учащихся по химии под руководством Седовой Л. И. с использованием множества функций ИКТ можно считать работы учащихся, выполненные в виде мини - электронных учебников. Презентация к отдельной теме содержит и динамические модели, и звуковое сопровождение, и видеофрагменты, и тестовые задания для контроля (приложение).

 

Результативность

Представляем основные этапы экспериментальной  работы и самые основные результаты каждого этапа и экспериментальной работы в целом.

Проектировочный (сентябрь 2003 – май 2004 г.)

Формы работы

-           Составление плана реализации технического обеспечения эксперимента и его финансирования.

-           Выявление возможностей и желания учителей и учащихся в освоении современными ИКТ.

-           Методическое и программное обеспечение эксперимента.

-           Проведение отдельных открытых уроков и факультативных занятий.

-           Подключение школьной локальной сети к Internet.

Результаты работы

-                Работу на компьютере освоили 18% педагогических работников школы.

-                Урок биологии представлен на фестивале «Открытый урок».

-                Работа «Информационные технологии на уроках физики» представлена на «Лернеровские чтения».

-                Проведен и оформлен уникальный комплекс из четырех уроков, интегрирующий историю, математику, технологию с использованием информационных технологий.

-                Опыт по созданию профильной школы обобщается ВОИУУ в электронном виде.

-                Школа подключена к сети  Internet, налажен документооборот с управлением образования, ВОИУУ.

Более подробно: (приложение)

Внедренческий этап (сентябрь2004 – май 2006 г.)

Формы работы

-                Отработка рационального сочетания традиционных, инновационных и современных инновационных методик обучения и воспитания.

-                Включение педагогов школы в систему Internet – образования, подготовка конкурсных уроков.

-                Отработка системы компьютерного мониторинга.

Результаты работы

-                Учителями школы продолжено создание банка разработок с применением ИКТ: презентации к урокам и открытым мероприятиям,  программы компьютерного тестирования,  составление конспектов и проведение уроков с использованием электронных учебников.

-         Проведены городские «Осенние встречи» с использованием ИКТ.  

-         Проведена творческая мастерская «Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе» для заместителей директоров по УВР города, в работе, которой были представлены 4 открытых урока.

-         Семинар в рамках Российской научно-практической конференции «Здоровьесберегающая педагогика в образовательной практике» готовился и проводился с использованием ИКТ (2 открытых урока)

-         Создан сайт школы.

-         Подключены к сети компьютеры заместителей директора, возможен выход в Интернет с любого компьютера.

      Основной формой экспериментальной работы на 2005 – 06 учебный год по решению методического совета школы является проведение в системе уроков с использованием новых информационных технологий, проведение открытого урока с последующим оформлением его в электронном виде.

-                Проведено 12 открытых уроков:

-                Согласно дневнику за текущий учебный год с использованием компьютера и мультимедийного проектора проведено более 200 уроков.

-                Группа учащихся 11 а класса приняла участие в Российском фестивале исследовательских  работ учащихся «Портфолио».

-                Урок биологии представлен на Российский фестиваль «Открытый урок».

 

Более подробно: (приложение), (приложение).

Обобщающий (2006 – 2007 учебный год)

Формы работы

-                Системное проведение уроков с использованием компьютеров.

-                Проведение открытых уроков и мероприятий с использованием ИКТ.

-                Представление материалов для обобщения опыта работы школы

Результаты работы

-                На средства Гранта Президента открыт и активно используется кабинет интерактивных технологий.

-                Освоили основные приемы работы с компьютером 65% учителей.

-                Реально проводят уроки с применением ИКТ 37% учителей.

-                За время эксперимента проведено около 600 уроков с использованием компьютера.

-                Охвачены данным видом деятельности  96% учащихся 5 – 9 классов.

-                Используется в работе более 200 образовательных программ на CD.

-                В системе проводят уроки с использованием ИКТ 22% педагогов школы.

-                Еще 16% педагогов отрабатывают методику проведения уроков с использованием мобильного интерактивного кабинета (ноутбук и проектор).

-                В кабинете интерактивных технологий регулярно проводят уроки с использованием  ученических компьютеров для проведения тестов, практических работ 10% учителей.

-                Открытые уроки и мероприятия с использованием ИКТ в текущем учебном году представили на Российском уровне 7 педагогов, на региональном уровне – 10 педагогов, на муниципальном уровне – 14 педагогов.

-                Для обобщения опыта работы школы по теме эксперимента представили 27 педагогов школы.

-                За время эксперимента материально-техническая база ИКТ утроилась.

Освоены учителями следующие интерактивные формы работы (приложение):         

Работа с электронным учебником

28 % педагогов школы

Тестирование из электронных учебников

16 % педагогов школы

Работа с виртуальными моделями

10 % педагогов школы

Виртуальные лабораторные работы

8  % педагогов школы

Другие формы компьютерного тестирования

8  % педагогов школы

Учителя и учащиеся свои разработки, и проекты представляют в основном в виде презентаций. За время эксперимента их было создано около 400.

Презентации, созданные детьми, студентами

169

Представление проектной деятельности

121

Собственные презентации

113

Готовые презентации из электронных учебников

19

(приложение)

По результатам итогового мониторинга эксперимента учителя отмечают, что возросли познавательная мотивация учащихся, наглядность объяснения, эффективность урока, результативность обучения; что ИКТ дают большую возможность осуществлять тестовый контроль знаний, демонстрировать явления, которые нельзя смоделировать в школьной лаборатории, осознавать свой собственный методический рост; что в среднем за счет использования ИКТ экономия времени при объяснении нового материала составляет 37%, а при проверке знаний, умений и навыков – 40%

Очевиден рост уровня презентации опыта работы по внедрению ИКТ наших учителей. Это открытые уроки, участие в конкурсах, конференциях и фестивалях различного уровня, представление опыта работы на муниципальном и региональном уровне          (приложение).

 

школьный

городской

областной

Российский

2004

10

8

2

1

2005

13

10

5

2

2006

29

12

7

2

2007

40

14

10

7

Учащиеся отмечают, что уроки с применением компьютера современны, интересны, наглядны, что они все чаще используют электронные учебники и Интернет, что лучший способ подготовиться к тестированию и ЕГЭ – это работа с компьютерными тестами.

Методическая конференция педагогов школы, подводя итоги эксперимента, отмечает, что поле дальнейшей деятельности по теме эксперимента остается еще большим, чем сделано, это:

-               совершенствование технологий проведения уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ;

-               развитие дистанционных форм обучения и совершенствования педагогического мастерства;

-               дальнейшее формирование школьной локальной сети;

-               создание единой базы данных, в том числе доступных всем электронных журналов;

-               разработка электронного портфолио ученика;

-               внедрение в учебно-воспитательный процесс Интернет – технологий.

Адресная направленность

         По итогам экспериментальной работы мной создан сайт, на котором представлены все программные документы нашей экспериментальной работы, педагогический опыт, учителей, презентации проектной деятельности, разработки уроков с использованием ИКТ. Представленный опыт может быть использован как при работе в компьютерном классе, так и с использованием мобильного интерактивного кабинета в любой общеобразовательной школе, лицее, гимназии учителем – предметником, организатором и методистом экспериментальной работы школы.

Приложения