Результатом данной педагогической деятельности является ученик, у которого сформировалось позитивное отношение к сельскому образу жизни (не без воздействия художественной литературы).

Такой выпускник не только отчётливо представляет себе роль и место изученных произведений с «сельской» тематикой в литературном процессе, но и создаёт творческие работы, ориентированные на ценностное отношение к селу. Он носитель исторической памяти предшествующих поколений, наследник и хранитель культуры села, региона.

 

Критерии эффективности
Показатели
Методики изучения
1.
Востребованность учащимися «сельской» тематики в творческих работах Предпочтение уч-ся «сельской» тематики в творческих работах. Анализ творческих работ.
2.
Отношение школьников к сельскому образу жизни Ценностное отношение школьников к сельскому образу жизни Анализ творческих работ
3.
Личностно социально значимые характеристики сельского школьника (индивидуально – личностный уровень) Духовно-нравственный потенциал личности выпускника ОУ (жизненные ценности, мировоззрение) Тест смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева
4.
Профориентация выпускников Выбор учениками сельскохозяйственных профессий Отслеживание результатов социализации выпускников
5.
Социокультурная роль сельской школы в социуме Привлекательность и востребованность сельского образа жизни для выпускников ОУ (закрепляемость выпускников ОУ в данном социуме) Отслеживание результатов социализации выпускников

 

Востребованность учащимися «сельской» тематики в творческих работах

Анализ творческих работ учащихся показал, что при выборе тем школьники отдают предпочтение «сельской» тематике, демонстрируя ценностное отношение к сельскому образу жизни. Так, например, участвуя во Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма», учреждённого ФГУП «Почта России» и ЗАО «Издательский дом «Учительская газета», из шести предложенных номинаций большинство учащихся выбрали тему «Хочу рассказать тебе о своём родном крае». А ученик 7 класса Абрамов Роман из 6461 конкурсантов стал лауреатом в номинации «Письмо моей семье». В своей работе он размышляет над понятиями «дом», «семья», «родина». Вот строки из письма: «Не стоит забывать, что слово «дом» означает и часть земли. В старой песне поётся: «Уголок России – отчий дом». Я живу со своими близкими в небольшом, но красивом посёлке Ополье. Здесь под лазурным небом раскинулись широкие поля, небольшой лесок, который красив зимой и летом, и голубое озеро. Природа моего посёлка зимой замирает, а летом живёт полной жизнью. В полях весело звенят жаворонки, на крышах домов воркуют зобастые голуби, на зелёном лугу над цветами порхают разноцветные бабочки, тихо жужжат трудолюбивые пчёлы.

Каждый год я любуюсь этой красотой и понимаю, что человек счастлив, пока у него есть родина. На летних каникулах я всего на месяц покинул свой посёлок, был далеко от него. И, находясь вдали, я скучал по родным местам. А когда вернулся, медленно обвёл взглядом родные окрестности, зашёл в звенящее кузнечиками поле и ощутил какое-то странное радостное и грустное чувство причастности ко всему этому. Теперь я понимаю, что именно в родном гнезде человек начинает постигать любовь к родной земле…»

Ученица 11 класса Шапенко Татьяна, участвовавшая в районном конкурсе сочинений «Мой дом, мой город, моя страна» написала работу под названием «Удержать над обрывом Русь! (Ю.Друнина)». Выпускница видит путь « к духовному ренессансу России» через возрождение сёл, народных традиций. «Дешёвая пародия на заграницу, - утверждает ученица, - лишила Россию связи с корневой системой родной культуры, отдалённой от нас асфальтом унифицированной среды. Но, как ростки, поднимающиеся от корней, пробивают асфальт, так и наше поколение обязано пробить вакуум бездушия и возродить своё прошлое. Ведь в любой культуре должно быть родительское, отцовско-материнское начало. Только провинция несёт любовь, надежду и веру в самого себя, соприкосновение с чистейшими источниками народного бытия, народной мудрости, народного сознания, природы нашей родной, неповторимой. Исключительно деревня будит совесть, продолжая тем великие традиции, заветы и обряды предков. Здесь, в глубинке, уходит мелочность, суета. Легко коснуться глубинных слоёв жизни провинциального человека, духовный спектр которого насыщен так, что сравнивать его с нравственными ценностями московского бизнесмена кощунственно.

Только один деревенский, несуетливый и родной мир сохраняет в себе великую мощь исцеления, именно здесь, проходя через очищение от смрада города и гордыни превосходства, душа и тело человеческое способны родиться заново. Эту же мысль разделяет и поэт-современник Анатолий Передреев:

 

К деревне ведёт и тропа, и дорога.

Ещё так богата земля, и так много

 

И сил, и красы у земли этой древней…

Доколе лежать ей, как спящей царевне,

 

Доколе копить ей в полях своих грусть,

Пора собирать деревенскую Русь!»

 

Личностно – социально значимые характеристики сельского школьника

 

Лабораторией «Сельская школа» ВИПКРО в рамках социологического исследования по выявлению иерархии ценностей сельского образа жизни проводилось изучение духовно-нравственного потенциала личности выпускника Опольевской школы. Тестирование показало, что большинство учащихся из «Рейтинга потребностей» в качестве своих жизненных ценностей выбрали ценности сельского образа жизни: здоровье, свобода, взаимопомощь, экологическая безопасность, труд, приобщение к жизненной мудрости, жизнь сообща, бережное природопользование. Это свидетельсвует о осознанном видении выпускников ценностей сельского образа жизни.

 

Профориентация выпускников

Отслеживание результатов социализации выпускников показывает достаточно стабильный выбор учениками сельскохозяйственных профессий. Выпускники после окончания школы поступают в Ивановскую сельскохозяйственную академию, Всероссийский аграрный колледж, Суздальский сельскохозяйственный колледж, Ново-Александровский сельскохозяйственный колледж, ПУ №38 г.Юрьев-Польский.

 

Востребованность сельского образа жизни выпускниками школы
(закрепляемость выпускников в данном социуме)

 

Отслеживание результатов социализации выпускников показало достаточно высокий процент воспитанников школы, проживающих в сельской местности.

 

По данному показателю социализация выпускников отслеживалась с начала экспериментальной работы до 2003 года, так как выпускники последующих годов живут по месту учёбы. Но отслеживание будет продолжено.