Описываемый опыт базируется на идее системного подхода в организации воспитания (Л.И.Новикова, А.В.Гаврилин). Суть идеи заключается в следующем. Школа является целостным живым организмом, в котором всё взаимосвязано. Чтобы создать условия социальной защищённости, психологической комфортности воспитанника и педагога, обеспечить возможность их личностного роста и самореализации, необходима воспитательная система. Её ядром является воспитательный коллектив, системообразующая деятельность которого наиболее полно отражает целевую установку системы. В состав воспитательного коллектива входят учащиеся, педагоги, родители, технический персонал, бывшие выпускники, общественные организации, активно содействующие развитию школы, и др.

Одной из оптимальных мягких технологий реализации задача воспитания, по мнению А.В.Гаврилина, является путь создания воспитательного пространства. Это «хронотопная среда совместного бытия, преобразованная всеми агентами воспитания в фактор интегративного влияния на процесс развития и самореализации личности». Иными словами, благодаря воспитательному пространству образование перестаёт быть отдельной общественной отраслью, а превращается в сферу, объединяющую интересы социальных субъектов (администрации, правоохранительных органов, учреждений культуры, здравоохранения, социальной защиты, граждан). Центральное положение в этом пространстве занимает личность учащегося. На её развитие системно работают все указанные выше учреждения.

В с.Ополье сформировано воспитательное пространство, активным элементом организационной структуры которого является преподаватель литературы.

 

Со второй половины 80-х гг. ХХ века в педагогике начали осуществляться ценностные подходы к образованию (работы В.А.Караковского, В.А. Сластёнина и др.)

Современное общество отошло от понимания образования как целенаправленного процесса и результата овладения учащимися знаний, умений и навыков. Образование – это то, что делает человека человеком. Исходя из этого, данный опыт базируется на теоретических понятиях педагогической аксиологии (ценности, ценностное сознание, ценностное отношение), описанных В.А.Сластёниным. По его мнению, «ценности являются ориентиром деятельности и поведения человека при условии сформированности у него ценностных: сознания, отношения и установок».

«Ценностное отношение – это субъективное отражение объективной действительности. Объектами ценностного отражения являются значимые для человека предметы и явления…Чем выше уровень духовного развития человека или общества, тем выше регулятивное значение ценностей, тем в большей степени личность и общество в деятельности и поведении руководствуются внутренними регулятивами – ценностями, отражёнными сознанием человека и проявляющимися в его отношении к миру».

Иными словами, наличие ценностного сознания и ценностного отношения позволяет школьнику определить пространство своей жизнедеятельности как нравственно-духовное. Ценностное отношение раскрывает внутренний мир личности, основными составляющими которого являются устойчивые смыслы и личностные ценности. Личностные ценности отражаются во внутреннем мире в виде идеалов добра, красоты и т.п.; потребности – в виде желаний, стремлений.

 

Формирование ценностей сельского сообщества происходит как под воздействием требований – норм, ориентированных на особенности обеспечения жизнедеятельности в условиях сельской среды и поселения сельского типа, а также под воздействием требований-норм, закрепившихся в организационной культуре школы. Лабораторией «Сельская школа» Владимирского института повышения квалификации работников образования выявлена иерархия ценностей у жителей сельской местности на основе их субъектного понимания ценности как потребности («необходимости», «пользе»), обеспечивающей достойный уровень жизнедеятельности в условиях сельской среды1.

 

Сконструирована 3-уровневая модель ценностей, соответствующая структуре сельского социума как малой социальной группы, согласно теории деятельностного опосредования межличностных отношений и групповых процессов.2

 

1 уровень (макрофакторный) – общечеловеческие (гуманитарные) ценности,

2 уровень (мезофакторный) – ценности сельского социума,

3 уровень (микрофакторный) – ценности школьного коллектива.

 

Школьный уровень ценностей позволяет определить роль и место сельской школы в системе формируемых ценностей, установить тенденции развития системы образования на селе, оценить ценностно-ориентационное единство педколлектива школы.

 

За основу был взят тест-опросник «Рейтинг ценностно-потребностных ориентаций», который был скорректирован с учётом набора ценностей сельского сообщества.3

Ценности сельского образа жизни

Общечеловеческие ценности

 

1. Познание

2. Добропорядочность

3. Свобода

4. Социальная защищённость

5. Здоровье

6. Экологическая безопасность

7. Взаимопомощь

 

Ценности сельского социума

 

1. Счастливая семейная жизнь

2. Труд

3. Бережное природопользование

4. Приобщение к жизненной мудрости

5. Совместная общественно полезная деятельность

6. Универсальность трудовых умений и навыков

7. Соблюдение народных традиций

8. Общественное признание

 

Ценности школьного сообщества

 

1. Эффективность в делах

2. Продуктивная жизнь

3. Развитие

4. Активная деятельная жизнь

5. Целостное восприятие окружающей природы

6. Приобщение к духовному богатству

7. Эстетическое отношение к окружающему миру

8. Умение жить сообща

 

Как осуществить формирование у школьников ценностного отношения к сельскому образу жизни средствами художественной литературы? Ответ был найден в работе М.А.Рыбниковой «Очерки по методике литературного чтения». Автор считает, что основная задача преподавания литературы - подготовка школьников к жизни, которая является, «прежде всего, школой нравственности».

Но эта подготовка к жизни не может осуществляться, по мнению М.А.Рыбниковой, если ученик будет оставаться лишь в кругу литературных образов, не соотнося их со своими жизненными впечатлениями. Поэтому развитие наблюдательности учащихся, умения видеть жизненные явления, природу, человека в его труде, в отношении к другим людям, умения размышлять над прочитанным и передавать это в живых, ясных и точных словах органически входит, как считает Рыбникова, в систему литературного образования учащихся. Она предлагает идти от жизненных впечатлений к книге, к художественному образу и потом, будучи обогащённым мыслями и чувствами писателя, снова обращаться к жизни, видеть её полнее, глубже.

Таким образом, опыт М.А.Рыбниковой показывает, что усвоение произведения должно идти от непосредственного восприятия к интеллектуальному осмыслению. «Изучить произведение, - по её мнению, - это значит проделать вместе с писателем тот путь, тот мыслительный процесс, которым автор идёт к своим выводам». Она предлагает метод «медленного чтения», позволяющий проникнуться авторским замыслом.

 

Выстраивается данный опыт в соответствии со следующими принципами:

 

Принцип системности. Только через системный подход возможно обеспечить целостность становления личности воспитанника. Невозможно взаимодействие только с одним элементом системы – взаимодействие всегда комплексно и оказывает влияние на всю систему. Учитель литературы является субъектом воспитательного пространства с.Ополье. В ходе реализации своих воспитательных функций он вступает в системообразующие отношения с другими субъектами данного пространства (учителями, классными руководителями, библиотекарем, музыкальным работником, родителями, администрацией и т.п.) Средствами художественной литературы (как и средствами музыки, ИЗО, технологии и т.п.) формируется у учащихся ценностное отношение к сельскому образу жизни.

 

Принцип культуросообразности (А.В.Мудрик) заключается в том, что уроки литературы должны открывать ребёнку дверь в национальную и региональную культуру. Художественный текст является носителем культурных ценностей. Именно такие тексты, занимающие пространство культуры, связывают между собой прошлое, настоящее, выстраивая будущее. Содержание, методы и формы педагогической деятельности, отражённые в данном опыте, культуросообразные, так как отражают культурные ценности, присущие не только российскому этносу, но и социуму региона.

 

Принцип диалогичности. Для современного школьника уже русская культура ХIХ– начала ХХ века становится малопонятной, а её смыслы – неясными, не говоря уже о ранних эпохах. Насущной необходимостью становится организация на уроке диалога культур, позиций и мировоззрений, отражённых в тексте как феномене русской культуры. Важно погружение учащихся в ту культуру, которая породила текст.

Принцип диалогичности реализуется также в сотрудничестве учителя литературы с другими субъектами воспитательного пространства с.Ополье, в сотворчестве с учащимися. Только в совместном творчестве равных партнёров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния.

 

Принцип интеграции предполагает взаимопроникновение и взаимообогащение урочной и внеурочной деятельности по литературе с единой, «деревенской», тематикой.


1 А.Н. Хлопченкова, А.В. Прохоров. Ценности сельского образа жизни.- Владимир: Лаборатория «Сельская школа» Владимирского института повышения квалификации работников образования, 2005.

2 А.В.Петровский. Теория деятельностного опосредования межличностных отношений и групповых процессов.

3 Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности.- М: Издательский дом «Красная площадь», 1996.