Актуальность данного опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе определяется следующими факторами:

 

1.Кризис сельскохозяйственного производства.

 

2.Наличие социальных проблем в селе Ополье:

• неблагоприятная демографическая ситуация;

• миграция сельской молодёжи в город, ведущая к уменьшению трудоспособного населения.

 

3.Социальный заказ. В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» написано: «…Обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу страны». И далее: «…у школьников должна формироваться гражданская ответственность …духовность, культура…» Такое представление выпускника школы непременно меняет смыслы самого процесса образования. Сегодня образование в Опольевской школе – это ориентация не только на усвоение некой системы знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, на формирование её эмоционально-ценностного отношения к миру.

 

4.Наличие противоречия между социальным заказом и уровнем подготовки сельских школьников к жизни.

 

Таким образом, социальный заказ, социальные проблемы в с. Ополье и наличие противоречия определили потребность в некотором изменении содержания и организации педагогической деятельности Опольевской СОШ, т.е. в создании специфических особенностей учебно-воспитательного процесса сельской школы, обусловленных культурно-национальными условиями, а также сельским укладом жизни.

 

Одно из направлений целенаправленного приобщению детей к культурному наследию, формированию ценностей сельского сообщества – изучение художественной литературы, воплощающей фундаментальные духовные свойства менталитета русского народа, сохраняющиеся в значительной мере в сельской среде.